17 февраля 2016Театр
224

В Москву, в Москву

Антон Хитров о проекте «МСК 2048» и прорыве в российском коммерческом театре

текст: Антон Хитров
Detailed_picture© «МСК 2048»

От дисциплины, начальственных окриков и построений я отвык со средней школы; когда солдат в черной балаклаве велел нам, якобы беженцам, встать в шеренгу, на какое-то мгновение забываешь, что все это спектакль, и почти перестаешь сомневаться в серьезности его намерений. Было по-настоящему страшно. В то ли ролевой игре, то ли самостоятельной театральной постановке «МСК 2048» правила нужно усваивать на ходу: инструктаж от высших военных чинов проходит быстро, к тому же перепуганные новички забудут половину через пять минут. Если вам понадобится что-то уточнить или разузнать, можно обратиться к «оракулу» — истукану с металлическим голосом. Иногда за железной маской скрывается не кто иной, как создатель этой постапокалиптической вселенной. Ученик Кирилла Серебренникова режиссер Александр Созонов, ставивший в «Гоголь-центре» и в обновленном Театре им. Ермоловой, не только направлял команду артистов — в «МСК 2048» он выступил в непривычном амплуа игрового разработчика.

Этот проект не возник неожиданно, на пустом месте, а стал закономерным итогом нескольких тенденций — как в актуальной режиссуре, так и в области популярного городского досуга. Интерактивность в том или ином виде уже давно стала неотъемлемой частью театра — в том числе и отечественного; кажется, не в последнюю очередь этому поспособствовал интернет, да и те же видеоигры. Режиссеры предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную по сравнению с традиционными конвенциями роль: зрители многих сегодняшних спектаклей могут переходить от одной локации к другой, выбирать «маршрут» — ту или иную линию сюжета, а где-то даже влиять на происходящее. Променад-театр стал так популярен, что спектакли-бродилки уже успели надоесть. Довольно быстро стало очевидно, что в таком формате можно успешно заниматься не только актуальным искусством для избранных, но и рассчитанными на массового зрителя театральными блокбастерами: к чему-то подобному приблизился Юрий Квятковский со своим демократичным, в меру консервативным «Норманском».

Этот проект открывает новую страницу в истории российского коммерческого театра, которому уже давно пора подыскать альтернативу низкопробной антрепризе.

Примерно в то же время в индустрии развлечений возникла мода на «реальные» аналоги видеоигр. В России пионером жанра стала сеть «Клаустрофобия», пару лет назад открывшая свои первые «квеструмы»: игроков запирали в комнате, и к условленному часу они должны были найти выход. Конкуренты «Клаустрофобии» не заставили себя долго ждать: сегодня в Москве и Петербурге квесты исчисляются сотнями. Сейчас молодая индустрия делает следующий шаг, адаптируя к рынку все новые и новые жанры видеоигр. К примеру, компания «Росквест» недавно сделала шутер про зомби с нехитрым названием Zombieland. А раз в квестах появились персонажи, значит, не обойтись и без актеров — а там и до театра недалеко. Эта встреча была естественным образом подготовлена: в то время как игры пробирались с экранов в арендованные городские пространства, театр наделял зрителя все большими и большими полномочиями, пока наконец мы не увидели «МСК 2048» — полноценную игру и полноценный променад-спектакль. Возможно, этот проект открывает новую страницу в истории российского коммерческого театра, которому уже давно стоило подыскать альтернативу низкопробной антрепризе.

© «МСК 2048»

Раньше у «Клаустрофобии» попадались квесты с неубедительными дешевыми декорациями и грубо сделанной предметной средой, что вообще-то непростительно в игре, где реквизит можно (и нужно) трогать руками. «МСК 2048» Александра Созонова, принадлежащий той же франшизе, в этом смысле — настоящий прорыв: художники превратили целое здание на заводе «Кристалл» в детально проработанный игровой мир. Впрочем, предлагаемые обстоятельства постапокалипсиса немного облегчили им задачу: поп-культура приучила нас к мысли о том, что после глобальных катастроф человечество будет обитать на груде металлолома. Тонны твердых бытовых отходов, несколько футуристических деталей плюс очарование промзоны — и мы получаем столь же брутальную, сколь и живописную картину антиутопического будущего.

Вселенная игры во всем верна канону постапокалиптики. Планета после двух мировых войн заражена радиацией. Подмосковье населяют мутанты, но сама столица более-менее безопасна. Московская прописка становится вопросом жизни и смерти. Вам, игроку, повезло: вы в лагере для беженцев, почти в черте города. На КПП вам удалят воспоминания и выдадут униформу с номером — теперь это ваше имя. Чтобы идти дальше, нужно заслужить доверие крутого полковника в экзоскелете, который (как подсказывает чутье в начале игры) почти наверняка окажется плохим парнем. В лагере можно заработать — легально и нелегально; праздношатающихся охранники донимают проверками, так что работу брать придется. Задания выдают суровый персонал и нечистые на руку местные предприниматели. Работа слегка однообразная, и это, пожалуй, главный недостаток игры: чаще всего вас просят искать вещи или вытягивать информацию из оракула (когда начнется финальная заварушка, дело пойдет веселее). Следует помнить, что, выполняя сомнительные миссии, вы наживете не только деньги, но и плохую репутацию, а то и статус «в розыске» — поэтому время от времени стоит проверять свой профиль на специальном терминале.

© «МСК 2048»

В «МСК 2048» нельзя ни выиграть, ни проиграть, а средний результат по группе в итоге оказывается важнее личных достижений. Каждое ваше решение влияет на исход общей игры, но как именно — вы не знаете. Причем ваши личные качества, ваши ценности значат на порядок больше, чем логика, нестандартное мышление или быстрая реакция: именно это отличает игру от большинства аналогичных проектов — как виртуальных, так и «реальных». Вам предстоит выбор между дисциплиной и анархией, между восстанием и военной диктатурой. Ваши поступки меняют показатель прибора, которым измеряют настроение в группе: крайняя отметка слева — полная неуправляемость, справа — беспрекословная покорность. Говорить об «МСК 2048» как о каком-то социальном эксперименте, пожалуй, будет преувеличением, поскольку ничто не мешает вам отыгрывать несвойственную в жизни роль, скажем, бунтаря или конформиста. Но вот о политическом подтексте забыть не получится — одно только слово «беженец» уже настраивает на нужный лад. Правда, к размышлениям о социуме располагают не столько реалии вымышленного мира, сколько правила игры: если вам — то есть игроку — навязывают тоталитарный режим, в этом виноват не лидер, а ваша группа.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244860
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246423
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413017
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419509
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423586
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428892
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429547