Некогда самый статусный театральный форум Европы переживает сегодня нелегкие времена: Оливье Пи занимает интендантское кресло уже третий год, но все до сих пор продолжают вздыхать по золотому веку — эпохе правления Венсана Бодрийе и Ортанс Аршамбо. Табуны привечаемых Пи «темных лошадок», так никогда и не вырастающих в сверхновые звезды, вместе с режиссерами из стран третьего мира и безликими «национальными производителями» девальвировали престиж Авиньона в рекордно короткие сроки. Впрочем, судя по нынешней программе, дирекция осознала масштаб катастрофы и провела определенную работу над ошибками: от года к году достойных внимания спектаклей в программе фестиваля становится все больше. Прошлогодний триумфатор Кристиан Люпа покажет очередную инсценировку романа своего любимого автора Томаса Бернхарда — «Площади героев» в постановке Национального драматического театра Литвы (18—24 июля). Дебютировавшая на фестивале еще во времена Бодрийе и Аршамбо испанка Анхелика Лидделл возвращается в Авиньон с новым спектаклем «¿Qué haré yo con esta espada?» (7—13 июля), восходящая звезда французской режиссуры Жан Беллорини ставит «Братьев Карамазовых» специально для пространства карьера Бульбон, где Питер Брук когда-то играл свою «Махабхарату». Очевидный хедлайнер этого лета — труппа Comédie-Française, выступающая в Авиньоне после долгого перерыва, да еще и на центральной фестивальной площадке, в курдонере Папского дворца: «Проклятых» по «Гибели богов» Лукино Висконти режиссирует голландец Иво ван Хове, сделавший себе имя как раз на переложении для театральной сцены знаменитых киносценариев (6—16 июля).
Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241740Space is the place, space is the place
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249658Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416309Откуда мы говорим, или О речевой геопозиции
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416988Место жительства: везде
Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419717Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420542Дневник отчаявшегося: взгляд из России времен войны
Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425601Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425789Письмо человеку Икс
Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427140Подземелье
Между страхом и ужасом
Признать симптом