Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244853Центральным событием 2016 года для российского театра стал выход книги «ВАСИЛЬЕВ PARAUTOPIA АБДУЛЛАЕВА» — по силе воздействия с увражем Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой не смогли соперничать ни этапные премьеры, ни громкие скандалы, ни фестивальные праздники, ни многообещающие кадровые назначения. О книге года — Дмитрий Ренанский.
А.В.: Мой самый первый концерт в детской музыкальной школе. Город Тула. Первый выход на сцену. Я должен сыграть на открытом экзамене для публики. Моя мама родом из Кременчуга. Я вышел в белом банте на сцену и сказал голосом девочки: «Ехал кóзак за Дунай». Все захохотали. Разве из меня мог получиться серьезный человек для сцены?
З.А.: Нет, только очень серьезный.
За четыре месяца, прошедших со времени выхода «PARAUTOPIA» из печати, труд Анатолия Васильева и Зары Абдуллаевой не был отрецензирован ни в одном из немногих профильных изданий, не говоря уже о более массовых СМИ. Пишущие о современном русском театре сделали вид, что этой книги как будто и нет вовсе — что вполне, в сущности, объяснимо. По-другому и не могло случиться: уж слишком сильно «PARAUTOPIA» с ее интеллектуальным блеском, литературной свежестью и неожиданной человечностью выделяется на фоне не столько даже мелкотравчатости сегодняшней отечественной сцены, сколько суетливого modus vivendi ее окружения.
Первое и главное, чем привлекает книга Васильева и Абдуллаевой, — разного рода актуальность в ней вызывающе, демонстративно отставлена в сторону, она никак не связана с унылой повседневностью, черной дырой пульсирующей в пресловутой «повестке дня» соцсетей. Это свойство встраивает ее в ряд других важных книжных событий прошлых лет, ставших в свое время вехами жизни театральной: вслед за «Записками планшетной крысы» Эдуарда Кочергина и «Эстетикой отсутствия» Хайнера Гёббельса «PARAUTOPIA» уводит читателя прочь от унылой «действительности» фейсбучных лент в реальность большого театрального мира, к разговору о главном — о профессии, методе, школе, критериях, самосознании и самоопределении.
Без малого четырехсотстраничный том составлен как из новых, так и из ранее публиковавшихся материалов: что-то уже выходило в «Искусстве кино», что-то в журнале «Театр.», но, встроенные в архитектуру «PARAUTOPIA», вроде бы хорошо известные и вполне самостоятельные тексты актуализируются, прочитываются совершенно иначе, по-новому. Тело книги внутренне неоднородно: кроме образующих ее средостение диалогов (о природе театра и кино, о Чехове, Триере, Муратовой, Феллини, едва ли не в последнюю очередь — «о времени и о себе») — аналитические эссе, стенограммы репетиций и лекций, литературные опусы самого Васильева.
Принципиально то, что этот разношерстный материал репрезентируется не фрагментарно, с цезурами, а как единый сквозной массив текста с тщательно выстроенной драматургией перемен — жанровых, сюжетных, ритмических, интонационных, языковых — безо всякой, разумеется, попытки выстроить причинно-следственный монолит линейной наррации. «Нет никакой последовательности в воспоминаниях!» — настаивает герой «PARAUTOPIA»: нужно ли говорить, что подобная монтажная литературная форма идеально соответствует фигуре Васильева с его не знающей штриха legato линией жизни.
Рваный монтаж, придающий тексту динамику и обеспечивающий постоянную смену оптики, углов зрения, превращает «PARAUTOPIA» из собранья пестрых глав в прозу высокой пробы, в ясную циклическую форму с разветвленной системой внутренних поэтических связей, в парадоксальный в своей цельности жанровый гибрид, зависающий между — аналитикой, беллетристикой и публицистикой. «Все самое настоящее, — замечает Васильев, — происходит в промежутке» — в том самом промежутке, о котором Абдуллаева написала свою прошлую книгу.
Театральной России 2016-го взрывной интеллектуальный потенциал «PARAUTOPIA» очень к лицу.
Ролью страстного, терпеливого, темпераментного и чуткого собеседника соавтор книги, разумеется, не ограничивается. В «PARAUTOPIA» Зара Абдуллаева совмещает сразу множество функций — режиссера, оператора, композитора: выстраивает кадр, ставит свет, конструирует сложную систему планов и их отражений, организует движение и ритм, корректирует интонацию, и все это — в одно касание, легчайшими штрихами, с той особого типа виртуозностью, что обеспечивается лишь академической основательностью. Васильеву определенно повезло с соавтором своего (авто)портрета: он получился не просто необычайно объемным и динамичным, но, что важно, имеющим мало общего с привычно монструозным стереотипом, укорененным в коллективном бессознательном. Речь, разумеется, не идет о демифологизации — скорее о вочеловечении.
«Со мною многие незнакомы», — скажет в одном из эпизодов «PARAUTOPIA» Васильев. Его человеческий голос, голос молчальника и затворника, мы слышим, если не считать разовых публикаций фрагментов репетиционных дневников, едва ли не впервые — и это звучание само по себе производит вполне ошеломляющее впечатление: чего стоит только рассказ о том, как на похороны Бабановой он пришел с магнитофоном и как потом использовал звуки заколачивания гроба в фонограмме «Серсо». Или физиологические (зачастую в самом что ни на есть прямом смысле слова) очерки детства-отрочества-юности. Или воспоминания об Эфросе — ценнейшее дополнение к корпусу текстов об истории Театра на Таганке.
Впрочем, мемуарный план «PARAUTOPIA» — пускай полноправная, но лишь одна из частей сложносочиненного художественного проекта, привлекающего хитроумностью своего устройства. «Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы… Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета»: авторы «PARAUTOPIA» хорошо помнят, что любой, даже самый талантливый, мемуарный текст неизбежно превращает читателя в стыдливо-восторженного вуайера поневоле. «Я не хочу, чтобы обо мне говорили: “Вчера с дядь Славочкой смотрел последние известия”». Вторя Святославу Рихтеру, Анатолий Васильев хочет «избежать жанра “в квартире у дяди Толи”». Монтируясь друг с другом, друг в друге отражаясь и счастливо друг друга остраняя, (авто)биографическое и аналитическое взаимодействуют в «PARAUTOPIA» по принципу эффекта Кулешова.
«Не имея человеческого состава, из которого вырастают пейзажи этих пьес, современные люди подменяют отсутствие хороших картин присутствием лучших и еще более прекрасных, но эти картины не внутренние, они внешние. И, не обладая составом, они выламывают пьесы разнообразными и нечеловеческими приемами в поисках автора».
Васильев и Абдуллаева совершенно не случайно — в превентивных, так сказать, целях — открывают книгу диалогом о Чехове: с места в карьер, начиная с самого, вероятно, плотного, концентрированного и парадоксального эпизода. Отвыкшие от такого напряжения мозги вспухают моментально: «PARAUTOPIA» сочинялась в расчете на медленное чтение. Ее нельзя «проглотить», в нее невозможно нырнуть с разбега — помешает «прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия». Писавшаяся долго, с большими перерывами, «PARAUTOPIA» вышла в нужное время: театральной России 2016-го — года односложных агиток, ответок, плакатов, памфлетов, производившихся on- и off-stage, по ту и эту сторону рампы, — ее взрывной интеллектуальный потенциал очень к лицу.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244853Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246415Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413011Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419502Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420171Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422824Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423580Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428749Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428887Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429541