«Ленинград» — «Экспонат»
Комедийный клип, сделавший выражение «на лабутенах» крылатым, собрал почти сотню миллионов просмотров, вызвал бурную общественную дискуссию и еще выше поднял благосостояние Сергея Шнурова. В следующем году «Ленинград» наверняка снова возглавит список самых успешных представителей российского шоу-бизнеса по версии Forbes. Помимо очевидного копирайтерского таланта Шнура, соединяющего приметы эпохи и нецензурные выражения в эффектные слоганы, надо отметить стилистическую завершенность саунда «Ленинграда», который сейчас одновременно умудряется звучать как цыганщина, Алла Пугачева, советские ВИА и Boney M. Словом, как все, что хочется услышать размякшему соотечественнику в ресторане, — отсюда и миллионы.
Хип-хохмы
Не только Сергей Шнуров и Артур Пирожков знают о том, что сатира и юмор помогают музыкальным проектам наращивать количество подписчиков в социальных сетях. Громкие прорывы этого года были совершены музыкантами, которые пишут танцевальный рэп, не делают пафосной мины и шутят на русском языке. Первым признаком новой поп-инфекции стал абсурдный «Патимейкер», сочиненный ростовским рэпером и танцором Виталиком Пикой. Потом выстрелили проект продюсера Quest Pistols Юрия Бардаша «Грибы» и трио московских YouTube-блогеров «Хлеб». «Грибы» и «Хлеб», взявшиеся словно из-под земли и собравшие в Москве тысячные залы, называются похоже и шутят на одни и те же темы, прозрачно намекая на «запретные» вещества. Вслед за этими хип-хохмачами, продолжающими дело Мистера Малого и «Дискотеки Аварии», несерьезный трек выпустили ветераны русского рэпа из Ростова-на-Дону «Каста», то ли высмеяв новый тренд, то ли примкнув к нему.
Отмена фестиваля Outline
Теперь о серьезном. Фестиваля электронной музыки Outline, который заочно был провозглашен модными медиа лучшим музыкальным событием лета, ждали 12 тысяч человек, купивших билеты, поэтому в его внезапной отмене, произошедшей за несколько часов до открытия дверей, усмотрели много плохих знаков: от чиновничьего произвола до очередного сигнала, что надо собирать чемоданы на философский самолет в Европу. В конце года организаторы Outline, промоутерская команда Arma17, снова угодили на те же грабли: по той же схеме и с той же внезапностью была отменена их вечеринка Data. Прокомментировав инцидент, основательница Arma17 Наталья Абель туманно сказала о том, что уже два года они испытывают давление, но не со стороны властей.
«АукцЫон» — «На Солнце»
По законам современности новый альбом «АукцЫона» вышел в формате приложения для айфона, но материи и идеи, которые вихрем закручивает вокруг своих инструментов группа Леонида Федорова, максимально далеки от современности, если ее представлять по новостным сводкам. «АукцЫон», напротив, пытается вывалиться из сегодняшнего дня в прореху вечности, к звездам, с помощью суггестивного арт-джаз-рока. Слушать эти песни — как смотреть на солнце: иногда больно, глаза слепит, но жизненно необходимо.
Владимир Бурдин Владимир Бурдин — проклятый поэт из Свердловска, уральский Ледбелли — чудом записал в этом году новый альбом «Живой». 14 реликтовых песен из чемодана Бурдина работают как машина времени, перенося слушателя в конец 1980-х, когда русский рок еще был верой, судьбой и трагедией, а не шоу-бизнесом. По выжигающей душу искренности они — прямые наследники текстов Александра Башлачева и Янки Дягилевой.
«ГШ»
Британский журналист Саймон Рейнольдс, написавший книгу «Ретромания» о том, как современная поп-культура питается идеями прошлого, полтора года назад спрашивал у нас: есть ли в России молодая группа, которая пытается быть как «Звуки Му»? Она появилась в 2016-м. Московская группа Glintshake, игравшая шумный англоязычный рок в духе альтернативных групп 90-х, сменила стиль, взяв за образцы авангардные проявления русской музыкальной культуры — от Мосолова до Мамонова, название и записала альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», за который 30 лет назад ее бы с почестями приняли в Московскую рок-лабораторию.
DakhaBrakha
Киевский квартет DakhaBrakha — международные звезды world music — после шестилетней паузы выпустил новый альбом «Шлях», который был записан при участии продюсера Юрия Хусточки (экс-участника «Океана Ельзи»). На нем DakhaBrakha делают то же, что и обычно и что у них получается изумительно: интерпретируют народные украинские песни в современном звуке в спектре от языческого R&B до этно-транса. Но дело тут не в том, что у DakhaBrakha актуальный и интересный саунд, а в том, что, несмотря на модернизацию, выбранные ими песни дышат древней силой и пробирают до костей. Альбом посвящен «тем, кто отдал свою жизнь за нашу свободу, тем, кто продолжает стоять на ее страже, и тем, кто идет непростым путем свободного человека, не теряя надежды».
Федор Чистяков
В 2016-м главный рокер-баянист страны выпустил два отменных альбома. Первый — новейший абсурдно-реалистический «Без дураков», где Джеймс Бонд и Кинг-Конг водят хороводы с уборщицей из «Газпрома». Второй — посвященный 30-летию «Ноля» сборник старых песен «Ноль+30», перезаписанных в том звуке, который Федор Чистяков хотел бы слышать сейчас. Оба передают безрассудный дух раннего «Ноля», независимо от всех сконструировавшего в конце 1980-х ракетную модель русского панка и в 90-х улетевшего в ней в открытый космос.
Mujuice — «Amore e Morte»
Московский электронный музыкант Роман Литвинов записал за 2016-й три альбома, и на один из них, песенный «Amore e Morte», следует обратить особое внимание. На нем Mujuice, учившийся на дизайнера, упаковывает в привлекательную коробку модного и танцевального звука свои ядовито-горькие мысли о «капитализме, телесности, мифе и предопределенности». Раскладывая тексты песен на коды, можно разгадывать послание Mujuice, а можно просто потанцевать.
«Фанни Каплан»
Московское принципиальное рок-трио «Фанни Каплан» продолжает идти трудной дорогой андеграунда. В 2016-м они самостоятельно выпустили (в том числе и на виниле) короткий, но содержательный альбом, который яростно и быстро переключает скорости, перемещаясь от постпанка и минимал-синта к ноу-вейву и нойзу, выступили на XX фестивале SKIF и съездили в длительную европейскую гастроль.
«Порез на собаке» — «Горе-поводырь»
Уральские кудесники электронного звука «4 позиции Бруно» развили собственный жанр антипоп-песен, в которых ядовито-пьянящие мелодии русского шансона и быдло-попса соединены с дикими сюжетами из городских страшилок и криминальных хроник.
Новый проект Александра Ситникова из «4 позиций Бруно» продолжает этот музыкальный театр жестокости на новом уровне. «Порез на собаке» — это уже полноценный спектакль с историей и персонажами, вольно гуляющими между современной реальностью и потусторонним миром. Пока Александр Ситников представил только его аудиодорожку, от которой и страшно, и смешно. В следующем году появится визуальная часть, объясняющая, что же происходит в этом загадочном параллельном мире.
Нина Кравиц
Сибирская звезда берлинского техно Нина Кравиц выпустила под конец 2016-го неординарный микс в серии знаменитого лондонского клуба Fabric. На нем вместе с новейшими героями жанра, которых Нина Кравиц издает на своем лейбле «трип», звучат потаенные шедевры российской электроники 90-х. Надеемся, что этот микс привлечет к отечественным электронным продюсерам то внимание, которого они заслуживают.
Гуф — «Песня про лето»
2016 год выдался непростым для Алексея Долматова, который чаще других российских рэперов появляется в СМИ из-за проблем с правоохранительными органами. В своем новом треке Гуф искренне и просто, как он один умеет, рассказал почему:
Pussy Riot
Перебравшись в Калифорнию, Надежда Толоконникова стала развивать политический шоу-проект Pussy Riot по законам американского шоу-бизнеса. В агрессивно сексуальных нарядах (а иногда и без них) Толокно читает текст про генпрокурора Чайку, копируя манеру Антона Шило из «Кровостока», или о том, что «“Тополь М” заменяет президенту орган», и катит бочку на Дональда Трампа. Звук для новых песен делает Дэвид Ситек, работавший с TV on the Radio и Скарлетт Йоханссон, а клипы снимает шведский режиссер Йонас Акерлунд. Но, увы, результат работы этого суперсоюза пока лишь разочаровывает:
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова