Я не буду замахиваться на подведение итогов и просто перечислю в хронологической последовательности шесть проектов. Во-первых, это безусловные шедевры, во-вторых, они помогают понять, по каким путям сегодня движется театр.
1. Выставка Дмитрия Волкострелова «Повседневность. Простые действия» на фестивале «Территория»
Интерактивная выставка самого продвинутого российского режиссера превращала зрителей в идеальных, с его точки зрения, артистов: сознательных, естественных и безыскусных. Посетители сосредоточенно совершали действия, которые в обычной жизни доведены до автоматизма: ставили подпись, мыли руки, заваривали чай и завязывали шнурки.
2. «В гостях. Европа» группы Rimini Protokoll на фестивале «Территория»
Театр как опыт необычной коммуникации: участники приходят в гости к незнакомому человеку, чтобы сыграть в настольную игру о межъевропейских отношениях.
3. «Gala» Жерома Беля на фестивале NET
В концерте Беля любители и новички выступали наравне с профессионалами танца, напоминая, что творчество — не набор навыков, а свобода, радость и торжество индивидуальности.
4. «Чапаев и Пустота» Максима Диденко в театре «Практика»
Режиссура Диденко держится на трех китах — мультижанровость, эстетство, проблематизация прошлого; «Чапаев» — идеальное воплощение всех этих принципов.
5. «Человек из Подольска» Михаила Угарова в «Театре.doc»
Не только умный и увлекательный, но и вызывающе консервативный спектакль, сознательно противопоставивший себя театральному мейнстриму: автор написал историю в лицах, режиссер ее разобрал, актеры — присвоили.
6. «Cargo Moscow» группы Rimini Protokoll и импресарио Федора Елютина
Документальный гибрид вестерна с производственной драмой: настоящие дальнобойщики катают публику по промзонам в прозрачной фуре.