28 августа 2017Театр
154

Человек играющий

Зара Абдуллаева о московской ретроспективе Тино Сегала

текст: Зара Абдуллаева
Detailed_picture© 2017, Robin Roger

До 14 сентября в Москве продолжает работу выставка «V-A-C Live: Тино Сегал» — подготовленный фондом V-A-C первый в столице большой показ произведений художника, в последние годы все активнее осваивающего территорию театра: балет Opéra de Paris открывал минувший сезон премьерой сразу двух новых постановок Сегала, этой осенью обновленный берлинский Volksbühne представит проект «Samuel Beckett / Tino Sehgal». О московской ретроспективе работ Сегала — Зара Абдуллаева.

Работы Тино Сегала увидели наконец в Москве. Теория и практика интернационального художника, родившегося в Лондоне (мать — немка, отец — пакистанец), живущего в Берлине, конструирующего ситуации в музейном пространстве, одновременно прозрачны и провокативны.

Сегал отказывается называть свои опусы «перформансами». Хотя на беглый взгляд его ситуации встроены в традицию перформативного искусства. А значит, в историю иммерсивного театра и прочие тренды арт-сцены в широком смысле. Он продолжает испытывать «эстетику взаимодействия» (Николя Буррио), ставшую общим местом прогрессивных кураторских проектов. Герой изящного, язвительного фильма Рубена Эстлунда «Квадрат» («Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале — 2017) — куратор музея современного искусства — цитирует пресловутого Буррио и муссирует не менее ритуальные названия проектов («выставка — не-выставка», «место — не-место»), взывающие к уморительным дискуссиям. Почему же авторитетные искусствоведы и кураторы считают, что Сегал, представляющий перформансы — не-перформансы, обозначает «новый путь искусства» (Ханс Ульрих Обрист), и пишут, как Франческо Бонами, книги «От Дюшана до Сегала»? В том же шведском фильме шикарный куратор устало разъясняет американской журналистке законы «не-выставки» изношенным примером про обычную сумку, помещенную в музейное пространство и ставшую арт-объектом. Смешно.

В чем же загадка Сегала, прагматично мифологизирующего свой образ и заслужившего, как водится, репутацию то ли «мошенника», то ли «новатора»? Он, как Ларс фон Триер, споры вокруг которого еще недавно разрушали личные отношения, не летает на самолетах и затуманивает идею авторства. Он выбирает устную договоренность, а не подписанные контракты с музейщиками, исполняя роль агента институциональной критики. Он запрещает, в отличие от концептуалистов, которым посвятил один из ранних «перформансов», документировать свои музейные интервенции. В фильме «Квадрат» — монстрации музейного функционирования (от взаимоотношений со спонсорами, паблик-токов с художниками до цинизма рекламщиков, нанятых для продвижения не-выставки) — тиражируется план, когда смотрительница ритуально упреждает посетителя отключить айфон.

Не случайно, наверное, знакомство с Тино Сегалом в Москве начинается с проекта «Это новое» (2003) — простодушного и иронического. Когда вы покупаете билет, кассирша Новой Третьяковки делится сегодняшней новостью нейтральным тоном. Скоротечность этой новости побуждает задним числом откликнуться на эфемерность ситуаций Сегала, по замыслу, не подлежащих документации — хотя пираты, естественно, нарушают заповедь художника. «Моя работа — не фотография. Моя работа — живые вещи». Уязвимая в историческом времени новость, сообщенная кассиршей, внедряет постфактум в голову посетителей мысль и о «новом искусстве», про которое неизвестно, останется ли оно завтра актуальным, как сейчас и здесь. Или как великие танцовщики, хореографы прошлого века, которым Сегал посвятил коллаж «Двадцать минут для двадцатого века» (1999), показанный в стокгольмском Музее современного искусства. Этот смонтированный цитатник из хореографии Дункан, Нижинского, Баланчина, Пины Бауш etc., как и арт-гид по истории концептуализма «Танцуя Брюса и Дэна…» (2000), укореняет Сегала в традиции — просветительской и потребительской. Но в «Поцелуе» (2006), сконструированном в зале соцреалистического апофеоза Новой Третьяковки, и в новой версии «Поцелуя», представленной в павильоне «Руина» Московского музея архитектуры, Сегал нарушает границы, заданные в ранних опусах. Ведь он не только бывший танцовщик. Он изучал политэкономию в университете Гумбольдта. Эти занятия спровоцировали его «гибридное» искусство, совмещающее и зрелищность, и рефлексивность, и производство нового опыта посетителя музея. Таким образом, Сегал работает на стыке «общества спектакля» и «общества людей». В столь рискованном и прагматичном для пуристов или радикальных товарищей промежутке заключена уловка этого ситуациониста.

Совмещение разных стратегий — условие его успеха. Метод дедокументации, который провозглашает Сегал, предполагает работу зрительской памяти — «политику зрительства» (Клэр Бишоп). Как запомнилось, так и было. Или не совсем так — вариации неизбежны. На этой чувствительной платформе Сегал стоит, вибрирует и играет с посетителями музеев.

Его «гибридное» искусство совмещает и зрелищность, и рефлексивность, и производство нового опыта посетителя музея — Сегал работает на стыке «общества спектакля» и «общества людей».

Подрывная деятельность его ситуаций происходит в декорациях, им чуждых, как в зале соцреалистических полотен Герасимова со Сталиным, Ворошиловым и Первой конной. «Поцелуй», который двое танцовщиков, цитируя пластические элементы из другой истории искусства (от Климта, Родена, Бранкузи до кого-то еще), воспроизводят на полу под взглядами тоталитарных гигантов, инициирует коллизии, несводимые к единственной трактовке. Разве только сопряжение интимности и монументальности, дистанции и тактильности, социального и телесного очевидно в таком контрапункте, отчуждающем портреты вождей параллельной, неслиянной с ними чувственностью поцелуев, объятий. При этом посетитель музея не всегда становится зрителем сегаловской конструкции. Наблюдать за такими людьми — отдельное удовольствие. Они намеренно или бессознательно пропускают труд перформеров, зато внимательно вперяются в соцреалистическую масштабность. Случаются, разумеется, и зрители, которые наблюдают «трехсторонний футбол» (вид спорта, придуманный художником Асгером Йорном) между декорационным фоном, перформерами и посетителями музея, принявшими танцевальную парочку за посетителей, только совершенно свободных от апологии/критики такого искусства. Заключение перформеров в этот зал может быть прочитано как акция, протестная по отношению к фону на стенках или безразличная к нему. В любом случае партизанщина Сегала проявляется в том, что посетители не идентифицируются с поцелуйщиками. Зрелище, рассчитанное на «общество спектакля», все-таки разрушается во имя производства зрительского опыта, а не товара, против которого, как всем известно, восставали ситуационисты первого призыва. Но продавать на арт-рынке можно ведь и «чистый опыт» — тоже товар, пусть нематериальный и важный, как воздух.

При всем том Сегал аккомпанирует «Поцелую» еще одной ситуацией, распаляя способности посетителей/зрителей к другой фазе восприятия. Две артистки в костюмах смотрительниц отрабатывают свой рефрен в соседнем зале с картинами Дейнеки, Лактионова, где с фальшивой нежностью распевают «Это пропаганда» (2002). Банальность слогана отчуждается легко, элегантно. Так Сегал совершает диалектическую переоценку идеологического и художественного материала. Так он вступает в диалог с классическим понятием давних ситуационистов — detournement (отклонение, изменение направления).

Лозунг, доведенный повторением до комизма, лишается «товарного знака», а Сегал, травестируя статус автора, его утверждает. Траченные временем идеи или смыслы получают новое толкование. Но поскольку ситуации длятся в музеях определенный срок, они вновь подвергаются забвению.

Гибкий художник и политэкономист, Сегал не отказывается от «эстетического созидания», но не пренебрегает и политическими притязаниями своего искусства. Он включает «господство спектакля» в контекст, который расшатывает спектакулярность — декорационную («это пропаганда») и перформативную («танец создает и уничтожает конечный продукт»). Незыблемым остается, пожалуй, желание Сегала если не «революционизировать собственную жизнь» человека и зрителя, как писал Ги Дебор в «Отчете о конструировании ситуаций», то революционизировать его восприятие, осмысление ситуаций. Такова сегаловская версия «партизанской пропаганды».

Предлагая новую версию «Поцелуя» в темной комнате павильона «Руина», где глаз посетителя должен привыкнуть, чтобы различить контуры перформеров, Сегал проблематизирует физиологические, эстетические аспекты визуального искусства. Так он конструирует ситуацию, буквально отменяющую зрелищную основу спектакля уже в самом узком значении слова.

Темной комнате предшествовала ситуация «Этот прогресс» (2006) — реплика к дрейфу старых ситуационистов, то есть технике прохождения сквозь разные пространства. (Впрочем, слово dérive на арго означает «бродячая жизнь», но только отчасти отсылает к театральным «бродилкам».) Каждый посетитель становится тут «живым объектом», который передают друг другу четыре волонтера, прошедшие кастинг. Разный возраст волонтеров отвечает за сезоны человеческого удела. И — за продолжение традиций «времен года». Ритуальным — неизменным — вопросом в начале блуждания по чистому, без объектов, музею архитектуры остается вопрос ребенка «что такое прогресс?». Дальше личное общение проводников и посетителей происходит одновременно по намеченной и импровизированной схеме. Мера того и другого зависит от прыткости живого объекта. Отчеты моих знакомых, пообщавшихся с волонтерами, совершенно не совпадали. Общим местом оставалась лишь траектория пути, которую юные мальчики и девочки прокладывали на первом этаже, а пожилые тети завершали своими воспоминаниями на третьем. Так Сегал изящно переинтерпретировал «психогеографию» прежних ситуационистов. И так он транспонировал этику взаимодействия живых объектов по дороге к затрудненной эстетике взаимодействия в темной комнате.

Фильм «Квадрат» родился из инсталляции с тем же названием. Она установлена в нескольких европейских городках. Квадрат — ограниченное уличное пространство, в котором людям (согласно концепту) обеспечены равноправие и помощь в случае беды, если в нее кто-то попал. Равнодушный «эффект свидетеля» на такой территории превращается в действенный эффект выручки. Герой фильма, оказавшийся за пределами воображаемого музея в тревожной ситуации, ищет выброшенную бумажку с телефоном, по которому ему жизненно важно позвонить. Респектабельный бобо (bourgeois bohemian) роется, обезумев или, напротив, одумавшись, в мусорных пакетах, заполняющих весь экран. Рубен Эстлунд снимает этот эпизод как грандиозную инсталляцию «На свалке». Взгляд режиссера любуется образом не-перформера, но не щадит образа куратора, постепенно расстающегося с амплуа эгоиста-свидетеля.

В ситуации «Этот прогресс» Тино Сегал делегирует посетителям реального музея роль объектов, реализующих свою субъективность. Свое право на неотчужденную жизнь. Объект, становящийся субъектом в рамке квадрата или в музейном пространстве, — это не Другой, а я, ты, он, она, поверившие хотя бы ненадолго в «этот прогресс».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554