24 декабря 2013Театр
170

Марат Гацалов: «Максимально расширять сферу поиска»

Главный режиссер Александринки-2 в эксклюзивном интервью COLTA.RU

текст: Лилия Шитенбург
Detailed_pictureМарат Гацалов© ИТАР-ТАСС

Открывшаяся в мае уходящего года Новая сцена Александринского театра объявила планы на 2014 год: акцент в программной политике делается на междисциплинарность и синтез искусств, сразу после Нового года главный режиссер самой передовой в стране театральной площадки Марат Гацалов начинает репетировать спектакль по «Теллурии» Владимира Сорокина (предпремьерные показы запланированы на начало лета, полноценная премьера обещана в сентябре), в июне покажут премьеру написанной специально по заказу театра оперы Владимира Раннева «Жених» по рассказу Юрия Мамлеева в постановке Филиппа Григорьяна. Свое первое большое интервью в новом статусе до сих пор воздерживавшийся от общения с прессой Марат Гацалов дал Лилии Шитенбург.

— Вы официально вступили в должность главного режиссера Новой сцены Александринки в самом конце августа. Удалось ли за прошедшее время определиться с приоритетами художественной политики? Что будет и что, на ваш взгляд, должно происходить на этой площадке?

— Это время было нам отведено на знакомство с ситуацией. Новая сцена — это необычное место: не просто филиал театра или его Малая сцена, а мультикультурный комплекс со своим собственным лицом, с одной стороны, являющийся частью Александринки, с другой — вполне независимый в идеологическом отношении. Последние месяцы мы как раз занимались разработкой художественной программы Новой сцены. Изначально здесь была заложена очень важная идея: создать необходимое пространство для соединения и, возможно, столкновения различных театральных дисциплин — чтобы обновлять режиссерский инструментарий и двигать вперед театральное искусство. Для этого у нас есть все возможности, в том числе технологические. Что-то проверяя, пробуя, молодые режиссеры постоянно будут заняты поиском нового. К сожалению, традиционная структура репертуарного театра не всегда способствует такому поиску, иногда перекрывая и ограничивая режиссерские возможности производственными задачами. Задача руководства Новой сцены — снять любые ограничения, предоставив художнику полную свободу.

Главное, чего бы мне хотелось, — чтобы практические исследования, которые тут будут проводиться, осуществлялись ни в коем случае не поверхностно, а серьезно, с глубоким погружением. Только в ситуации углубленного лабораторного поиска мы можем рассчитывать на то, что наши мечты о языковом обновлении действительно воплотятся. Важно, чтобы громкие слова про поиск и эксперимент не оказались бутафорией. Во всяком случае, для меня, когда мы с Валерием Фокиным обсуждали будущее сотрудничество, основной мотивацией прихода сюда было то, что на Новой сцене можно всерьез заниматься режиссерскими исследованиями. Здесь для этого есть все: три сцены, одна из которых по своим техническим возможностям просто не имеет аналогов в стране, медиацентр — руководить им мы пригласили ведущих профессионалов из обеих столиц. Вместе с москвичом Антоном Яхонтовым и петербуржцем Юрием Дидевичем мы попытаемся осмыслить сложившуюся сегодня в стране ситуацию, при которой появление мультимедиа в российском театре не отрефлексировано и оно используется зачастую на самом примитивном уровне.

— Быть может, проблема в отсутствии достаточно современных технических средств?

— Да дело не только в этом! Когда мы смотрим, допустим, спектакль Томаса Остермайера, то нельзя сказать, что в нем использованы какие-то супертехнологичные вещи: оператор снимает происходящее на сцене, картинка в режиме реального времени транслируется на экран — не самая сложная с технической точки зрения задача, многие театры могут себе это позволить. Вопрос в том, как это сделано, как прием встроен в ткань спектакля и как он осмыслен. Видео у нас чаще всего используется как театральный задник или иллюстрация — но иллюстративные методы в театре себя давно изжили, они неактуальны. Надо максимально расширять сферу поиска, пытаясь соединять вещи, казавшиеся раньше, может быть, несоединимыми. Например, объединять людей, которые занимаются социологией, с драматургами: этим, среди прочего, будет заниматься шеф-драматург Новой сцены Екатерина Бондаренко. Так уж устроен современный театр: он все в себя впитывает, стремится все включить в свою сферу. И нам волей-неволей приходится соответствовать этим процессам.

Режиссер, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и режиссер Марат Гацалов на презентации Новой сцены Александринского театраРежиссер, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин и режиссер Марат Гацалов на презентации Новой сцены Александринского театра© ИТАР-ТАСС

— Красивая идея.

— Да, красивая, но вместе с тем вполне, на мой взгляд, реалистичная. Я не витаю в облаках, я понимаю, что нам придется соизмерять наши планы с бюджетным финансированием, с определенными правилами игры, которые задаются реальностью большого федерального театра. Но со всем этим можно работать — чтобы реализовать жизнь этого комплекса так, как мы сейчас ее видим.

— За счет чего будет пополняться репертуар Новой сцены?

— За счет тех режиссерских проб, которые будут у нас делаться, за счет лабораторных работ, длительных мастер-классов и воркшопов. В партнерстве с Русским инженерным театром «АХЕ» мы уже выпустили премьеру спектакля «Выбор», те же ахейцы показали у нас свой немецкий проект «Архив Макарии», сразу после Нового года мы покажем премьеру «Камеры обскуры» — постановку по мотивам романа Набокова осуществит молодая команда из Москвы: ученица Сергея Женовача режиссер Вера Попова и художники Алексей Лобанов и Александра Ловянникова. И все это — не говоря уже о музыкальной программе, которую мы реализуем в партнерстве с eNsemble фонда «ПРО АРТЕ» и Московским ансамблем современной музыки. В наступающем году планируем провести несколько международных лабораторий, одну из которых сделаем, вероятно, совместно с польскими режиссерами, сценографами и драматургами.

— То есть существует вероятность, что в Питер приедет Дорота Масловская и, что называется, «зажжет»?

— Да, это вполне возможно. В Польше сейчас выросло очень интересное театральное поколение, которое любопытно будет познакомить с нашей театральной молодежью: допустим, наш режиссер — их драматург и сценограф или наоборот. Должны создаваться какие-то интересные творческие комбинации — это всем даст возможность обогатиться новым опытом. А у нас на Новой сцене из этих встреч совершенно разных творческих индивидуальностей, принадлежащих разным школам и воспитанных разными контекстами, мог бы появиться любопытный результат. Такую же лабораторию мы планируем провести и с немцами. Для нас важно дать возможность молодым режиссерам не только проявить себя, но и услышать аналитический разбор, что-то скорректировать в своей работе. Это очень важная часть лабораторного опыта.

— Что подсказывает ваш опыт застрельщика и куратора «Мастерской на Беговой» — многие ли режиссеры всерьез воспринимают критические замечания в свой адрес? Становился ли для кого-то этот опыт по-настоящему важным?

— На подобного рода лабораториях — почти для всех. Понимаете, это же не просто поверхностное обсуждение на тему «понравилось — не понравилось». Садятся пятнадцать человек: критики, режиссеры, драматурги, филологи. У каждого есть свой профессиональный подход, все разбирается всерьез, без прямых оценочных суждений. Это настоящая аналитическая работа. Выявляется изобретенный режиссером закон постановки, и в соответствии именно с этим внутренним законом рассматривается режиссерское решение материала — рассматривается детально: как разные элементы постановки соотносятся с избранным материалом, нарушается ли собственный режиссерский закон (это вполне допустимо — но тогда необходимо объяснять в спектакле, как и почему это было сделано) и так далее. Такая вдумчивая и последовательная работа на самом деле двигает вперед театральную мысль: на новое поколение молодых московских режиссеров, например, такие лаборатории очень повлияли. Потому что одно дело, когда ты сидишь в аудитории, ходишь на лекции, учишься у определенного мастера — и уже точно знаешь, что надо сделать, чтобы ему понравилось. Но любой мастер — художник со своими собственными приоритетами в искусстве. В лабораторной же ситуации совершенно посторонние люди высказывают свое профессиональное беспристрастное мнение, ориентируясь в процессах современного театра в целом. Потому что театральный контекст очень важен — мы же не можем закрывать глаза на то, что в нашем искусстве существуют вещи, которые уже были изобретены задолго до нас.

— Как ни странно, это очень многим успешно удается…

— А хочется, чтобы так не было. Для этого и необходимо понимать, как способ мышления режиссера, инструментарий, который он применяет, его образный ряд — как все это сочетается с контекстом современного мирового театра. Мы теперь, слава богу, многое видим — не на необитаемом острове ведь живем!

— А нет опасности того, что молодые люди просто начнут подражать модным образцам?

— Ни в коем случае. Дело ведь совсем не в моде — происходит творческое взаимообогащение.

— Откуда будете брать режиссеров?

— Как откуда? Из России прежде всего. В Санкт-Петербурге много талантливой молодежи. Хотелось бы, чтобы к нам пришли люди, не ограниченные какими-то железобетонными установками, режиссеры с открытым сознанием, готовые к восприятию нового, желающие двигаться вперед, понимающие, что каждый следующий спектакль должен заставлять решать новые задачи. Я встречался с некоторыми перспективными молодыми питерскими режиссерами, они очень восприимчивые, мобильные.

— Мобильные-то они мобильные, но...

— Ну, не все сразу.

— А вот что касается «не все сразу» — собираетесь ли вы что-то делать с режиссерами, которые явно недополучили мастерства? Таких сегодня хватает.

— Образовательное направление — одно из важнейших в работе Новой сцены. Мы будем проводить мастер-классы, в том числе и дистанционные, в которых будут принимать участие специалисты из других городов и других стран. В конце февраля на Новой сцене с лекциями по теории современного театра выступит автор «Постдраматического театра» Ханс-Тис Леман, мы ведем переговоры о возможности проведения серии мастер-классов с Анатолием Васильевым.

— Как соотносятся принципы, закладываемые Новой сценой, с теми, на которых базируется деятельность лаборатории «ON.ТЕАТР», только что завершившей свой осенний сезон на вашей площадке?

— Начнем с того, что «ON.ТЕАТР» — совершенно независимая организация со своим руководством, которая оказалась в трудной ситуации и которой мы не могли не прийти на выручку в непростую минуту. Для нас было важно поддержать эту важнейшую инициативу, дающую молодому поколению режиссеров возможность проявить себя на практике. Все-таки театр — дело практическое. У молодого режиссера должна быть возможность работы в условиях настоящего профессионального театра. Потому что режиссеры зачастую выходят из своей студенческой аудитории и попадают…

— …в другую аудиторию.

— Что не дает им понимания того, что же такое реальность репертуарного театра. В театрах жалуются на растерянных дебютантов: мол, сроки горят, выпуск спектакля происходит в авральном режиме — и все в ужасе. Другая ситуация — когда молодые режиссеры сразу со студенческой скамьи оказываются в провинции, в условиях директорского диктата: победить его они не могут, выстроить нормальные взаимоотношения с труппой не умеют, и в итоге все эти неурядицы отражаются на творческом процессе. Одно дело, когда ты работаешь со своими однокурсниками, и совсем другое — когда приходишь в готовый коллектив и должен за достаточно короткий срок обратить его в свою веру. Это отдельная важнейшая часть профессии — а ей в театральных вузах мало уделяют внимания. В театрах опасаются «людей с улицы». Но где и как молодежь может попробовать свои силы? Театр — это то, чему надо учиться до конца жизни, это не результат, а процесс. У Алена Бадью в книге «Рапсодия для театра» замечательно сказано: «Зритель — это тот, кто прерывает репетиции».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245150
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246698
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413252
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419715
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423787
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429082
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429732