8 декабря 2017Театр
157

Несгораемый приз

«Наизусть» Тьяго Родригеса на фестивале NET

текст: Антон Хитров
Detailed_picture© Андрей Гордеев

Чтобы сыграть «Наизусть», португальцу Тьяго Родригесу — автору и единственному исполнителю спектакля — нужны десять добровольцев из числа зрителей. Родригес должен сделать так, чтобы к концу вечера они сумели прочитать по памяти 30-й сонет Шекспира: первое четверостишие — вместе, оставшиеся десять строк — по очереди. Часа с лишним для такой задачи, пожалуй, даже много, но у Тьяго большая часть времени уходит на предысторию, поясняющую, зачем ему все это нужно.

Цель интерактивного театра всегда одна: наградить вас новым, незнакомым опытом, который станет фактом вашей биографии. Чтобы этот опыт зафиксировать, зрителям нередко выдают, образно говоря, сертификат участия — фотографию, маску, открытку, CD. Родригес дарит своим добровольцам кое-что получше — крепко-накрепко заученный отрывок из Шекспира. Это все равно что сувенир, который вы будете снова и снова снимать с полки, чтобы с наслаждением повертеть в руках.

К слову, американский филолог Джордж Стайнер, не раз упоминаемый в спектакле, называет тексты, заученные на память, «украшением нашего внутреннего дома». Тьяго добавляет, что в португальском языке «украшать» и «учить наизусть» — один и тот же глагол.

© Андрей Гордеев

«Наизусть» перекликается с другим гастрольным проектом этой осени — инсталляцией Робера Лепажа «Ночь в библиотеке», показанной в Москве фестивалем «Территория» и Мультимедиа Арт Музеем. Виртуозная работа знаменитой канадской компании Ex Machina представляла собой десять 360-градусных видео для виртуальной реальности, сопровождавшихся текстами канадского писателя Альберто Мангеля; каждый ролик рассказывал об одной знаменитой библиотеке с исторической, архитектурной или философской точки зрения. Во многом это был проект о хрупкости литературного наследия: высшей эмоциональной точкой становился пожар книгохранилища в Сараево. Родригесу, как и Лепажу с Мангелем, не дает покоя судьба текстов, но он полагается на память больше, чем на бумагу.

Крепко-накрепко заученный отрывок из Шекспира — все равно что сувенир, который вы будете снова и снова снимать с полки, чтобы с наслаждением повертеть в руках.

Начало проекту было положено, когда бабушка Тьяго, Кандида, живущая в доме престарелых в глухой португальской деревушке, передала внуку все свои книги до единой — и взамен попросила выбрать одну, которую она выучит наизусть, прежде чем ослепнуть. Бабушке Родригеса «Наизусть» уделяет не меньше внимания, чем Борису Пастернаку, Рэю Брэдбери и прочим литературным иконам. В этом интимном спектакле режиссер выносит на публику не только семейные истории, но и семейные вещи: уложенная в ящики библиотека Кандиды служит единственной декорацией к его постановке. Десятерым волонтерам он даже дает подержать бабушкины книги, отплачивая доверием за доверие, — и это не может не подкупать.

© Андрей Гордеев

Родригесу не откажешь ни в пытливости, ни в эрудиции. Местами постановка смахивает на научно-популярную лекцию: помимо Джорджа Стайнера автор апеллирует и к Пастернаку, и к Надежде Мандельштам, и к Бродскому, и к Рэю Брэдбери, объясняя на десятке примеров, в чем смысл заучивания стихов (да и любых художественных текстов) наизусть. Правда, точность фактов и цитат не гарантируется: поскольку «Наизусть» — спектакль о свойствах памяти, режиссер намеренно допускает ошибки и тут же в них сознается, оправдывая себя тем, что так, дескать, красивее.

Вообще Родригес больше похож на стендап-комика, чем на лектора-филолога. Исполнитель шутит, отступает от темы, общается с залом и вообще ведет себя так непринужденно, что создается полная иллюзия импровизации, — но русские субтитры не дают усомниться: за редким исключением, каждое слово артиста прописано в его же сценарии.

© Андрей Гордеев

В сущности, «Наизусть» — это спектакль о сопротивлении. Объясняя свой замысел, Родригес ссылается на антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где литература была объявлена вне закона: противники режима запоминали тексты наизусть и сами служили друг другу живыми книгами. Фантастика не так уж и далека от реальности: Тьяго приводит пример Надежды Мандельштам, которая разучивала с группами из десяти гостей стихи репрессированного мужа, чтобы спасти его наследие. «Когда стихотворение знают наизусть 10 человек, — говорит идейный учитель Родригеса Джордж Стайнер, — ни КГБ, ни ЦРУ, ни гестапо уже ничего не могут с ним сделать».

Ян Фабр окрестил своих артистов «воинами красоты», Тьяго Родригес называет добровольцев «солдатами сопротивления»: оба подразумевают, что искусство уязвимо и нуждается в защитниках. Это делает «Наизусть» едва ли не самым важным спектаклем в программе фестиваля NET: проект Родригеса, пропитанный тревогой за культуру, заметно резонирует с отечественной повесткой — театральной в особенности.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244947
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246498
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413086
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419569
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423643
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428946
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429599