18 июля 2018Театр
259

Московский, художественный, общедоступный

Летние премьеры импресарио Федора Елютина

текст: Антон Хитров
Detailed_pictureСцена из проекта «Etiquette»

Импресарио Федор Елютин олицетворяет три столпа, на которые станет опираться театр будущего: исследовательский азарт, доступность искусства (вместо привычного «не для всех») и независимость от государства. В России он — один из немногих, кто умеет и хочет доказывать массовому зрителю, что театр — это не только про поплакать и посмеяться, это еще и вполне рабочий способ что-то узнать о себе и социуме.

Но у медали есть обратная сторона: с каждым сезоном продюсер выпускает все больше и больше спектаклей, и среди них все чаще попадаются необязательные вещи — особенно если учитывать планку, заданную первыми проектами. Вот и из трех премьер этого лета по-настоящему удачная — лишь одна.

«Чайка» новой антрепризы

Три года назад Елютин, продюсер первой российской хипхоперы «Копы в огне» и выпускник Школы театрального лидера, запустил «Remote Moscow» — интерактивную экскурсию по городу с гидом-компьютером, созданную немецко-швейцарской группой Rimini Protokoll. Она казалась чудом — даже не потому, что Штефан Кэги — великий режиссер: в этом у нас уже был шанс убедиться. Хотя бы на примере аналогичного проекта «Remote Петербург», который вышел годом ранее в БДТ (Rimini Protokoll сделали почти 50 версий этого спектакля для разных городов мира).

Просто в Москве в 2015 году никто и мечтать не мог о независимом продюсере, который сможет успешно продавать категорически неконвенциональную постановку. В сущности, именно Елютин проложил дорогу новой антрепризе, делающей ставку не на звезд и ширпотребный юмор, а на современную режиссуру и вовлечение зрителя. И все равно ни «МСК 2048», ни «Черный русский», ни «Вернувшиеся» не догоняли «Remote…» в плане ломки шаблона: у них там были сюжет, костюмы, декорации, актеры, в конце концов.

Через год импресарио (определение «продюсер» Елютину кажется пресным) закрепил успех отличным психотерапевтическим квестом «Твоя_игра». Он тоже оказался ремейком западного спектакля — Елютин будет верен этой схеме во всех своих проектах. В отличие от «Remote Moscow», поддержанного столичным департаментом культуры на этапе продакшена, «Твоя_игра» изначально выходила без копейки бюджетных денег. И потом, кто такие Rimini Protokoll, продюсеру не нужно было объяснять, по крайней мере, театралам — а вот бельгийскую команду Ontroerend Goed москвичи видели впервые.

Театр — это, на самом деле, особый способ познавать мир: не через факты, а через личные переживания.

Прошлым летом Елютин вернулся в московскую афишу уже с четырьмя названиями. Среди них новинками были «Cargo Moscow» — очередной гениальный нон-фикшен Штефана Кэги, где зрители катались по Москве в компании настоящих дальнобойщиков, и «Smile Off» — «сенситивное переживание для одного зрителя» под авторством уже знакомых нам Ontroerend Goed (с оригинальной версии этой франшизы в 2007 году группа начала свою карьеру).

В этом спектакле зрителя сажали в кресло-каталку, обездвиживали, завязывали глаза — и в таком беспомощном состоянии возили по лабиринту, заставляя нюхать вещи, отвечать на странные вопросы и реагировать на флирт невидимой актрисы. «Smile Off», пожалуй, был первым неудачным проектом импресарио: из идеи «спектакля вслепую» бельгийцы выжали намного меньше, чем могли бы.

На начало президентской предвыборной кампании Елютин отозвался политическим шоу «Кандидат» — третьей копродукцией с Ontroerend Goed, которая вызвала не меньше вопросов, чем вторая. Режиссер Александр Девриндт, лидер театральной группы, попытался построить в зрительном зале модель современной демократии и наглядно показать ее недостатки — но ни у кого из пяти кандидатов, за которых публике предлагали голосовать, не было внятной программы, а политический месседж слабо вязался с отечественной повесткой. Так начался четвертый, самый щедрый на премьеры, сезон импресарио, за который Елютин выпустил еще три проекта — «Etiquette», «Сокровенное» и «£¥€$» («Ложь»).

Внимание на суфлера

«“Etiquette” исследует природу человеческого общения, трудности перевода мыслей в слова, зарождение доверия между людьми, — утверждает аннотация первой из трех премьер, на сей раз от английской компании Rotozaza. — Кто-то говорит, что в спектакле интересно участвовать со знакомым, чтобы лучше понять друг друга. Другие, напротив, уверены, что “магия” работает с незнакомцем».

Может показаться, будто «Etiquette» — это что-то вроде коммуникативного тренинга для двоих. Бывают же такие спектакли-игры, где зритель изучает себя и других, — например, потрясающий перформанс швейцарской театральной группы Magic Garden «Questioning / Кто ты?», в России идущий на площадке «Гоголь-центра».

На самом деле все не совсем так. Во-первых, это не игра — вы не можете влиять на происходящее, а просто следуете указаниям. Во-вторых, если вы не знаете второго зрителя, к концу спектакля вы так и останетесь абсолютно чужими людьми — ни его, ни ваша личность не имеют никакого значения. В принципе, ничего плохого здесь нет. Просто аннотация вводит в заблуждение, да и название — «Этикет» — больше подошло бы спектаклю, где два человека взаимодействуют по-настоящему.

Спектакль идет на фудкорте Даниловского рынка: публичное место — требование Rotozaza. Вы с партнером садитесь за столик друг напротив друга, вам дают наушники и реквизит: мел, воду, бутафорскую кровь, пластилин и пару крошечных кукол — мужчину и женщину. Перед вами меловая доска — это ваша сцена.

Сцена из проекта «Etiquette»Сцена из проекта «Etiquette»

Голос из наушников дает вам задания — нарисуйте то, слепите это — и подсказывает реплики, как театральный суфлер. У вашего партнера другая звуковая дорожка, соответственно, другая роль. Замысел ужасно перспективный: вы как бы актер, но понятия не имеете, что будет дальше. При этом, конечно, хорошо бы еще понимать, что происходит в спектакле прямо сейчас, — а это проблематично.

Общую нить разговора почти невозможно поймать — ты всецело сосредоточен на том, что говорит «суфлер» сию секунду. Повторять за ним нужно быстро, пока партнер не начал отвечать. Так что, если вы не видели фильмов «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара, «Костюмер» Питера Йетса, «Женщина не в себе» Джона Кассаветиса и не читали «Кукольный дом» Ибсена (оттуда Rotozaza позаимствовали диалоги), вы вряд ли догадаетесь, о чем говорят ваши герои и что вообще связывает эти сцены между собой.

«Etiquette» — это не только диалоги, это настольный «театр художника» с куклами, пластилином и рисованием. Опять же звучит многообещающе. Испанец Давид Эспиноса в грандиозном спектакле «Mi Gran Obra» рассказывал истории, расставляя на столе миниатюрные фигурки для макетов, — он их почти не анимировал, просто «разводил мизансцены». Что, если бы зрители делали это сами под команды «суфлера»?

Представьте: вы ставите на стол человечка, потом другого, третьего — и внезапно ваш визави добавляет одну деталь, которая полностью меняет смысл композиции (скажем, кладет перед куклами крошечный гроб — и группа превращается в очередь к усопшему). Но в постановке Rotozaza ничего такого нет: они дают вам фигурки, мел и пластилин, не зная толком, что с ними делать. Даже когда «суфлер» велит закрыть глаза, никакого сюрприза за этим не следует.

Сцена из проекта «Etiquette»Сцена из проекта «Etiquette»

И потом, зачем показывать все это именно на Даниловском рынке? По идее — чтобы вы вошли в бытовую ситуацию с неким тайным знанием, кардинально меняющим ее смысл. Ведь за соседними столиками сидят ничего не подозревающие посетители, и для них это никакой не театр, а просто обед в модном месте.

Это могло бы работать — те же Rimini Protokoll все время возвращаются к идее секретного спектакля, спрятанного у всех на виду, и каждый раз получается по-настоящему талантливо. В проектах из серии «Remote» зрители спускаются в метро и изучают пассажиров, которым невдомек, что они стали героями театральной постановки. В «Cargo» по городу колесит зеркальная фура с 50 наблюдателями, о чьем присутствии никто не догадывается. А новый «Top Secret International» — это вообще полноценная операция под прикрытием: вам надо мимикрировать под обычных гостей художественного музея, хотя в наушниках у вас — вовсе не экскурсия, а краткий курс шпионской подготовки.

Только вот у Rotozaza окружение не играет никакой роли. Ты его не видишь, оно не работает на драматургию спектакля — взгляд постоянно прикован то к вещам на столе, то к партнеру, тебя настроили на «режим макросъемки» и не дают его переключать. Ты даже забываешь, что сидишь на фудкорте, — все внимание забирает «суфлер». В общем, «Etiquette» опять обманывает ожидания — зачем-то притворяется site-specific-театром, хотя, будь это не рынок, а какое-нибудь непубличное место, по сути, ничего бы не поменялось.

Тайное станет явным

Новая работа Ontroerend Goed «Сокровенное» — на редкость жестокий спектакль, любящие пощекотать зрительские нервы Ромео Кастеллуччи и Родриго Гарсиа нервно курят за кулисами. Когда театр испытывает ваше хладнокровие или нападает на ваши ценности, это можно пережить. А вот атака на самооценку — это пострашнее, чем когда репродукцию «Христа» Антонелло да Мессины заливают бутафорским дерьмом.

Да, театр — это такое специальное место, куда приходят за внебытовым опытом. В том числе за таким, от которого нас обычно защищают общественные нормы. Только вот участие в таких экспериментах должно быть добровольным и сознательным. Бельгийцам было бы нечего предъявить, если бы в аннотации стояло предупреждение — например, такое: «Все, что вы расскажете актерам, может быть использовано против вас. Возможно, мы выставим вас в неприглядном виде перед другими зрителями. Это часть игры, к которой вы должны быть готовы».

Сцена из проекта «Сокровенное»Сцена из проекта «Сокровенное»

«Сокровенное» — заключительная часть «Личной трилогии» Ontroerend Goed. Две предыдущие, «Твою_игру» и «Smile Off», импресарио уже прокатывал в Москве. Во всех этих спектаклях зритель остается с артистом один на один и разговаривает о самом интимном — отношениях, страхах, надеждах, о том, как он видит себя. Но в последней работе бельгийцев диалог выходит на новый уровень: вам предстоит настоящее свидание с актером или актрисой (ваши предпочтения, увы, роли не играют — это всегда человек противоположного пола).

Вы входите в мрачный зал с четырьмя другими зрителями и становитесь на светящуюся точку лицом к занавесу. Ткань медленно поднимается, перед вами — ваш сегодняшний спутник (или спутница). Он или она отводит вас в полутемную кабинку, предлагает виски (можно отказаться) и начинает расспросы: чем вы занимаетесь, к чему стремитесь, чего боитесь, есть ли у вас партнер и если да, то как вы оцениваете вашу совместную жизнь. Вы тоже можете спросить его/ее о чем угодно и рассчитывать на честный ответ.

Дальше — самое важное. Пять «хозяев» и пять «гостей» садятся в круг, и начинается что-то вроде групповой терапии: сначала актеры по очереди рассказывают о своих свиданиях, а потом задают вопросы друг другу и зрителям. Если вы разоткровенничались, рассчитывая, что собеседник сохранит ваши секреты при себе, то жестоко ошиблись: все ваши слова станут общим достоянием. Формально — никакого обмана: конфиденциальности никто не обещал, по крайней мере, напрямую. Но обстановка намекала, что разговор будет приватным, и создатели проекта вряд ли станут это отрицать.

«Сокровенное»«Сокровенное»

А главное, ваш(а) визави будет вас оценивать — кто-то рассыпается в комплиментах, зато другие не стесняются резких замечаний. Правда, их отношение зависит не столько от вас, сколько от линии поведения, которой в «Сокровенном» держится каждый актер, — но зрителям этого, как правило, не рассказывают.

Получить после первого свидания честную обратную связь удается далеко не всегда. Видимо, в этом и был замысел Ontroerend Goed — дать людям пройти через то, с чем они не сталкиваются в обыденной жизни. «Сокровенное» — больше тренинг, чем спектакль: чем конкретно он полезен и полезен ли вообще, без специальных знаний судить непросто. Проекту точно бы не помешало экспертное мнение психолога.

Бешеные деньги

«£¥€, она же «Ложь», — уже вторая попытка Ontroerend Goed создать мини-модель реально существующей макросистемы вместе со зрителями: если «Кандидат» рассказывал, как работает демократия, то новая премьера посвящает публику в устройство банковского дела. Получилось намного лучше, чем в первый раз.

«Кандидат» был чересчур абстрактным: соперники боролись неизвестно за какой пост, и зрители, вооруженные пультами для голосования, понятия не имели, по каким критериям их нужно поддерживать. Выбор в этой схематичной игре казался несущественным: у него не было понятных последствий, ведь мы не знали, на что кандидаты претендуют и что именно собираются делать, если победят. «Ложь» устроена по-другому: каждое ваше решение ведет к конкретному результату.

Сцена из проекта «Ложь»Сцена из проекта «Ложь»

Глобальную экономику представляет импровизированный зал казино. Столов десять, за каждым — семь игроков и актер-крупье. Каждый зритель — это банк, каждый стол — вымышленное государство, названное в честь первого прибывшего игрока (например, Георгиевы Острова или Святая Анна). Ваш начальный капитал зависит от того, сколько у вас с собой наличных: сто рублей — это одна фишка, или миллион игровой валюты (не волнуйтесь, вы не потеряете ни копейки настоящих денег).

Сначала вам предложат инвестировать в понятные вещи вроде сельского хозяйства — на этом этапе проиграть почти невозможно, но и выигрывать вы будете немного. Очень скоро крупье соблазнит вас перейти на новый уровень, где несоизмеримо выше и риски, и прибыль.

Со временем опций в игре становится больше: можно брать в долг, покупать облигации других столов и продавать собственные, идти на слияние с успешными банками и поглощать неуспешные. Чем азартнее вы играете, тем сложнее вам оценивать ситуацию и тем быстрее глобальная экономика приближается к краху. Спектакль устроен так, что бóльшая часть игроков сделает выбор в пользу высоких и рискованных инвестиций — просто потому, что это весело: у столов, например, есть рейтинг, и, чем отчаяннее вы играете, тем выше вас оценивают. А потом окажется, что вы заигрались, опустошили рынок и лишили работы кучу людей.

Сцена из проекта «Ложь»Сцена из проекта «Ложь»

«Ложь» оправдывает свою форму на сто процентов: ее невозможно представить в виде документального фильма, лекции или статьи. Она доказывает, что театр — это, на самом деле, особый способ познавать мир: не через факты, а через личные переживания. Экономические сведения — важная, но далеко не главная составляющая проекта: если вы и раньше ничего не понимали в мировой банковской системе, вряд ли вы научитесь объяснять на пальцах, почему случился кризис 2008 года.

Самое ценное, что вы вынесете из «£¥€, — это ваш персональный опыт. Вы поймете, что запутанной современной экономикой управляют обычные, часто совсем не рациональные эмоции, — и не просто поймете, а убедитесь на собственном примере.

Словом, «£¥€ искупает осадок от двух остальных, необязательных, премьер. Это достойное продолжение той линии, которую начали «Remote Moscow», «Cargo Moscow» и «Твоя_игра»: изобретательный театральный нон-фикшен, способный стать не просто впечатлением, а фактом биографии зрителя. Интеллектуальное приключение без снобизма, которое подходит и для корпоратива, и для программы прогрессивного фестиваля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244849
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246410
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413004
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419496
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423576
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428884
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429538