Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244799Спектакль «Пермские боги», премьера которого прошла только что в Перми, — это копродукция академического «Театра-Театра» и художественной галереи, в которой хранится уникальная коллекция деревянной скульптуры — вырезанные из дерева фигуры христианских святых, больше известных как «пермские боги». Прежде чем взяться за его постановку, режиссер Дмитрий Волкострелов и композитор Дмитрий Власик вместе с пермским ученым Павлом Корчагиным и фотохудожником Валерием Заровнянных побывали в «местах обитания» пермских богов — на севере Пермского края, в старинном городе Чердыни и деревнях Чердынского района. Ходили, изучали, расспрашивали, беседовали. Не с богами, конечно. Просто с пермскими людьми. Общались с искусствоведами художественной галереи, читали монографии.
Но спектакль ни в коем случае не этнографичен — c этой точки зрения в нем много неточностей. Хотя дьявол, как известно, в деталях, но здесь дело совершенно не в том, правильно ли артисты правят литовку, скут пельмени или носят коромысло. Городские люди могут и не знать всех тонкостей — артисты только примеряют на себя эти занятия и образы. Просто надо сидеть и наблюдать за жизнью, которую выстроил режиссер на сцене. У Волкострелова каждый зритель имеет право на свою концепцию — режиссер ровно ни на чем не настаивает. Просто предлагает всмотреться и вслушаться в простые вещи, как он делает, в сущности, во всех своих работах. На стенах камерной «Сцены-Молот» висят фотографии скульптур пермских деревянных богов, предоставленные художественной галереей. Это не выставка и, как кажется до поры до времени, не часть сценографии. Но в финале на снимки упадет свет — и особо внимательные зрители невольно будут переводить взгляды со скорбных ликов на лица людей, сидящих на сцене, смутно о чем-то догадываясь.
У художницы Ксении Перетрухиной сцена обрамлена деревянными настилами и пересечена неправильными их диагоналями. В деревнях эти настилы — единственная возможность не ходить по колено в грязи три времени года. На деревянных крошечных площадках сидят молодые артисты «Театра-Театра» — их шестеро: Алексей Каракулов, Марк Букин, Дмитрий Курочкин, Екатерина Вожакова, Кристина Мударисова и Екатерина Мудрая. В тусклом свете на экране неумолимо фиксируются секунды и минуты. Люди заняты обыденными делами. Мужчина вощит охотничьи лыжи. Женщина с навечно печальным поворотом головы моет ноги в тазу. Девушка греет руки о чайник. Другая вяжет. В углу на сундуке кто-то спит, укрытый шкурой. Зима. Точное время восхода и захода солнца отмечено на экране — и эти цифры ужасают: день так короток и сер, что в его тусклом свете вся жизнь заторможена. Иногда раздаются звуки. Их трудно распознать, но в них — бедная музыка деревенской жизни, создающая звуковой купол спектакля.
Так кто такие пермские боги? И кто такие пермские люди? Да вот они. Смотрят на нас.
Бродский точно подметил, что «в деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду…» Вот и сидят эти деревенские боги и по своим углам — и всюду. Их угадываешь то в повороте головы, то в застылой задумчивости, то в угрюмой сгорбленности спины. Но вдруг — отдаленный звук, и все застывают в стоп-кадре. И хочется запомнить эти позы, эти сутулые спины, эти спокойные и отчужденные лица. А в это время звучат голоса наших современников, у которых брали интервью участники спектакля, — и голоса эти бормочут какие-то глупости. О том, кто такие люди, от кого они там произошли, от обезьяны, что ли, — словом, всякую словесную шелуху из плохо усвоенных уроков. Давно ведь известно, что все северные народы произошли от медведя. Особенно пермские люди. Или вот интервьюеры спрашивают: кто такие пермские боги? А от кого они могли произойти, как не от пермских людей? Вот же лица на стене. Это тебе не византийские святые с миндалевидными глазами и крошечными ротиками. Глазки маленькие. Скулы высокие, рты горестно сжаты.
Иногда идут тексты из многолетней книги отзывов Пермской художественной галереи — стертые от частого употребления слова благодарности. Чувства, конечно, были подлинными. А слова общие, банальные: «В Перми я проездом… Много бы потерял, если бы не остался… Спасибо вам…» Но это тоже неважно — их тихий шелест и не слышен почти. За людей, как всегда, отвечают поэты: Пастернак, Тарковский, Бродский.
Свет становится ярче. Бытовые ритуалы меняются на весенние. В ящичке женщина высаживает семена на рассаду. Интересно, какие? Были бы огуречные, доставала бы их, нагретые грудью, из-за пазухи. Мужик делает скворечник. Женщина моет полы, тряпка правильная — старые панталоны. Голос тихо проговаривает: «На протяженьи многих зим / Я помню дни солнцеворота…» — и строки вдруг обжигают. Какие там дни солнцеворота? Кто может позволить себе помнить об этом, кроме поэтов? Только они напоминают нам о проходящей жизни. Только их острая память воскрешает запахи и звуки.
«Так кто же такие пермские боги?» — снова и снова вопрошает интервьюер. «Решетников сегодня наш бог». Временно — речь идет о теперешнем губернаторе. Голос звучит вроде бы насмешливо, но нота неуверенности в нем слышна. Забавно: сакральности жизни не чувствуем, зато власть для нас, конечно, сакральна. Любая — потому что она от Бога. Не от пермских богов, конечно. Они крестьянские, бедные, такие же, как те, кто живет сейчас в местах их прежнего обитания. Власть точно не от них.
Все время возникают звуки жизни, простые, мелодичные. Перестук молотков, звяканье ложек, вжиканье косы — композитор Дмитрий Власик складывает из них ритмы. Жизнь оживает. Ну, потому что «солнце греет до седьмого пота», потому что лето. Потому что «пахнет свежим воздухом навоз» — поэту ли не знать. А потом и лето проходит, «словно и не бывало»… И свет снова тускнеет, и занятия снова меняются. Капает вода с выстиранных рубах, старый капроновый чулок надо набить луковицами, готовить лыжи к зиме — и дни снова коротки, и жизнь снова замирает до весны. Все возвращается к началу. И так будет всегда.
В этой неспешной череде дней, смене обыденных дел, из которых состоит человеческая жизнь, и заключается ее потаенный смысл. Этот вечный круговорот дел, которые забирают силы по капле, сгибают спины сильных мужчин, старят женщин, — вырваться из него могут только поэты. И те безымянные художники, которые вдруг тусклыми зимними днями или осенними вечерами силились остановить мгновения времени и начинали вырезать из дерева себе подобных — тихих крестьянских святых, единственных своих заступников перед жизнью и смертью.
Так кто такие пермские боги? И кто такие пермские люди? Снова и снова вопрошает голос.
Да вот они. Смотрят на нас.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244799Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246350Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412955Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419440Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420118Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422779Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423536Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428696Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428827Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429505