21 марта 2019Театр
100

Тюрьма истории

«1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» в Мобильном художественном театре

текст: Антон Хитров
Detailed_picture© Алексей Абанин / Коммерсантъ

Журналист, а теперь и режиссер Михаил Зыгарь вместе с продюсером Кареном Шаиняном собираются запустить Мобильный художественный театр — приложение со спектаклями, поставленными специально для смартфонов: покупаете билет — и приезжаете в условленное место в городе в любое удобное время и сколько угодно раз. Собственно, все давно к этому шло: режиссеры давно поняли, что для полноценного театрального опыта достаточно телефона и наушников. Многие спектакли Семена Александровского — хотя бы недавнее «Время, которое» — легко можно адаптировать под такой же формат.

Первый спектакль Мобильного художественного театра — «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» — показали в тестовом режиме еще осенью: поскольку приложение не было готово, зрителям по старинке выдавали плееры с наушниками — и ходить по улицам они вынуждены были группой, а не поодиночке, как того требует режиссерский замысел. А замысел в том, чтобы дать нам пережить полтора часа из жизни режиссера, который вот уже полтора года находится под домашним арестом — и каждый день гуляет один по утвержденному маршруту в районе Пречистенки.

Серебренников, выступающий виртуальным провожатым и рассказчиком, ни слова не говорит о себе, зато массу сведений сообщает о соседях, только не нынешних, а бывших: Тургеневе, Пастернаке, Булгакове, Есенине, Айседоре Дункан, Федоре Шехтеле и других знаменитых обитателях этой части Москвы. По сути, это аудиогид, хотя цель его — не столько изложение фактов, сколько историческое обобщение. У большинства художников, о которых идет речь, судьба так или иначе складывалась драматически — и почти всегда в этом было замешано государство. Естественно, в этот ряд вписывается и сам Серебренников.

У Зыгаря Пречистенка иллюстрирует тюрьму исторических закономерностей: рассказчик не может сойти с согласованного маршрута и не может не повторять жизненную траекторию своих соседей.

Другой с легкостью опознаваемый смысл — культура как способ сопротивляться внешним обстоятельствам. Когда слушаешь увлеченный рассказ режиссера, кажется, что он пытается жить нормальной жизнью, несмотря ни на что, — углубляется в биографии Дункан, Шехтеля и Булгакова, чтобы мир не сводился к судебным слушаниям.

С тех пор как режиссеры из Rimini Protokoll поставили в БДТ этапный «Remote Петербург» — первую российскую редакцию знаменитой театральной франшизы, где 50 человек бродят по улицам в компании компьютерного голоса, — у нас появилось немало проектов в жанре городского путешествия, причем довольно разных, несмотря на общее базовое условие. У Зыгаря больше всего перекличек со спектаклем Александра Вартанова «La fin du cercle. Конец века / конец круга», который в 2017-м считанное количество раз показали в «Живых пространствах» — лаборатории театра site-specific фестиваля «Территория».

Тогда Вартанов посадил зрителей в автобус «Б», следующий по Садовому кольцу, и заставил слушать новости, которые звучали на радио с 1999 по 2017 год, — от новогоднего обращения Ельцина до свежего репортажа об арестованном худруке «Гоголь-центра» (это случилось за несколько недель до премьеры) — вперемешку с поп-хитами и обрывками телевизионных реалити-шоу разных лет. Путешествие начиналось и заканчивалось в одной точке.

Спектакли связаны не только фигурой Серебренникова: оба режиссера используют исторический московский ландшафт как метафору. У Вартанова поездка по Садовому изображала два потерянных десятилетия: время потратили, бензин (читай — нефть) сожгли и никуда в результате не уехали. У Зыгаря Пречистенка иллюстрирует тюрьму исторических закономерностей: рассказчик не может сойти с согласованного маршрута и не может не повторять жизненную траекторию своих соседей. Такое вот свойство местности.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907