Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244896Журналист, а теперь и режиссер Михаил Зыгарь вместе с продюсером Кареном Шаиняном собираются запустить Мобильный художественный театр — приложение со спектаклями, поставленными специально для смартфонов: покупаете билет — и приезжаете в условленное место в городе в любое удобное время и сколько угодно раз. Собственно, все давно к этому шло: режиссеры давно поняли, что для полноценного театрального опыта достаточно телефона и наушников. Многие спектакли Семена Александровского — хотя бы недавнее «Время, которое» — легко можно адаптировать под такой же формат.
Первый спектакль Мобильного художественного театра — «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» — показали в тестовом режиме еще осенью: поскольку приложение не было готово, зрителям по старинке выдавали плееры с наушниками — и ходить по улицам они вынуждены были группой, а не поодиночке, как того требует режиссерский замысел. А замысел в том, чтобы дать нам пережить полтора часа из жизни режиссера, который вот уже полтора года находится под домашним арестом — и каждый день гуляет один по утвержденному маршруту в районе Пречистенки.
Серебренников, выступающий виртуальным провожатым и рассказчиком, ни слова не говорит о себе, зато массу сведений сообщает о соседях, только не нынешних, а бывших: Тургеневе, Пастернаке, Булгакове, Есенине, Айседоре Дункан, Федоре Шехтеле и других знаменитых обитателях этой части Москвы. По сути, это аудиогид, хотя цель его — не столько изложение фактов, сколько историческое обобщение. У большинства художников, о которых идет речь, судьба так или иначе складывалась драматически — и почти всегда в этом было замешано государство. Естественно, в этот ряд вписывается и сам Серебренников.
У Зыгаря Пречистенка иллюстрирует тюрьму исторических закономерностей: рассказчик не может сойти с согласованного маршрута и не может не повторять жизненную траекторию своих соседей.
Другой с легкостью опознаваемый смысл — культура как способ сопротивляться внешним обстоятельствам. Когда слушаешь увлеченный рассказ режиссера, кажется, что он пытается жить нормальной жизнью, несмотря ни на что, — углубляется в биографии Дункан, Шехтеля и Булгакова, чтобы мир не сводился к судебным слушаниям.
С тех пор как режиссеры из Rimini Protokoll поставили в БДТ этапный «Remote Петербург» — первую российскую редакцию знаменитой театральной франшизы, где 50 человек бродят по улицам в компании компьютерного голоса, — у нас появилось немало проектов в жанре городского путешествия, причем довольно разных, несмотря на общее базовое условие. У Зыгаря больше всего перекличек со спектаклем Александра Вартанова «La fin du cercle. Конец века / конец круга», который в 2017-м считанное количество раз показали в «Живых пространствах» — лаборатории театра site-specific фестиваля «Территория».
Тогда Вартанов посадил зрителей в автобус «Б», следующий по Садовому кольцу, и заставил слушать новости, которые звучали на радио с 1999 по 2017 год, — от новогоднего обращения Ельцина до свежего репортажа об арестованном худруке «Гоголь-центра» (это случилось за несколько недель до премьеры) — вперемешку с поп-хитами и обрывками телевизионных реалити-шоу разных лет. Путешествие начиналось и заканчивалось в одной точке.
Спектакли связаны не только фигурой Серебренникова: оба режиссера используют исторический московский ландшафт как метафору. У Вартанова поездка по Садовому изображала два потерянных десятилетия: время потратили, бензин (читай — нефть) сожгли и никуда в результате не уехали. У Зыгаря Пречистенка иллюстрирует тюрьму исторических закономерностей: рассказчик не может сойти с согласованного маршрута и не может не повторять жизненную траекторию своих соседей. Такое вот свойство местности.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244896Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246452Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413042Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419531Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420199Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422851Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423610Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428776Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428912Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429565