12 апреля 2019Театр
116

Танцуют всё

Что смотреть на фестивале Dance Open: гид COLTA.RU

текст: Софья Дымова
4 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из балета «Коппелия»© Wiener Staatsballett / Ashley Taylor
    «Коппелия»Венский государственный балет, 24—25 апреля

    Об авторе венской «Коппелии» историк и критик Вадим Гаевский однажды пошутил: обычно хореографы делают карьеры, выдавая чужое за свое, и только Пьер Лакотт стал знаменитым, делая все наоборот. Недолгое время бывший «первым сюжетом» в балете Парижской оперы, Лакотт сочинял оригинальную хореографию, а в 1972 году для французского телевидения и своей супруги, балерины Гилен Тесмар, поставил «Сильфиду». Принадлежность легенд и научных штудий, этот балет, с которого в классическом балете началось новое время, вдруг предстал во плоти. Парижская опера, где «Сильфида» когда-то и родилась, моментально приняла новый спектакль в репертуар; Лакотт стал главным в мире знатоком балетной старины.

    Обстановка «Сильфиды» была воспроизведена по старым эскизам, ключевые мизансцены и позировки героев — по обширной иконографии, и только чрезвычайно плотная, с упором на мелкую технику стоп хореография явно имела отношение не к эпохе романтизма, а к Парижу середины ХХ века. К тому же весь кордебалет у Лакотта стоял на пуантах, чего в пору создания «Сильфиды» быть не могло. Судя по всему, воскрешение «Сильфиды» оказалось слишком радикальным и эффектным жестом, чтобы можно было придираться к очевидным несоответствиям.

    Вот почему не стоит всерьез полагать, что сейчас петербуржцы увидят «Коппелию» почти такой, какой видел ее на премьере в мае 1870-го Наполеон III. Как не стоит искать в «Коппелии» гофмановский мистики: хоть источником либретто и числится новелла «Песочный человек», Гофмана в «Коппелии» никогда и не было. Были нехитрая история молодых влюбленных, комический старик-безумец Коппелиус, восточнославянский колорит, чардаш и мазурка, кокетливый женский пуантовый танец и аллегорический дивертисмент в финале с танцами Часов, Работы, Молитвы и Безрассудства. Пьер Лакотт, сочинивший «Коппелию» по горячим следам «Сильфиды» в 1973-м, все ровно так и оставил — и снова сочинил много чрезвычайно эффектных танцев в парижском стиле середины ХХ века. Интрига в том, как этот стиль усвоил Венский балет, руководимый Манюэлем Легри, этуалью Opéra.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244853
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246415
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419502
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423580
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428887
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429541