29 мая 2019Театр
160

Дай вам бог жить в эпоху перемен

К назначению Константина Богомолова худруком Театра на Малой Бронной

текст: Кристина Матвиенко
Detailed_picture© Евгения Новоженина / РИА Новости

Приход Константина Богомолова на Малую Бронную — сюжет во всех смыслах эффектный. Решению столичного департамента культуры трудно отказать в красоте замысла — начать хотя бы с того, что давным-давно, с 1958-го по 1967-й, здесь работал учитель Богомолова Андрей Гончаров. Еще раньше, в 1920-х, на Бронной располагался ГОСЕТ Соломона Михоэлса и Алексея Грановского, в конце 1960-х тут работал Анатолий Эфрос, пришедший в театр с группой своих актеров из «Ленкома», а в начале 1990-х — Сергей Женовач: имя Малой Бронной всегда было связано с сильными режиссерскими индивидуальностями.

В новейшую историю отечественной сцены Бронная вошла как театр сложной судьбы — со всеми сопутствующими рандомной художественной политике непростыми обстоятельствами жизни, отягощенной тяжелыми взаимоотношениями между директором и худруками. Предшественник Богомолова Сергей Голомазов — педагог, режиссер и, кстати, еще один ученик Гончарова — пришел на Малую Бронную в 2007-м: его десятилетие в истории театра запомнится попытками оживить репертуарный ландшафт, а еще — обновлением труппы, ряды которой пополнили выпускники голомазовского курса в ГИТИСе. В последние годы труппе не раз предрекали нового худрука — в 2016-м, к примеру, как о решенном деле говорилось о назначении Владимира Панкова. Неизбежность перемен стала особенно очевидной летом прошлого года, когда Сергей Голомазов занял пост худрука Рижского русского театра.

Из всех протагонистов современной российской сцены Богомолов — едва ли не единственный, до сих пор работавший лишь в качестве приглашенного или очередного режиссера. Уже в середине 2010-х было ясно, что он созрел для того, чтобы стать полновластным строителем театра: слухи о том, что Богомолову будет доверено то или иное ГБУК, возникали в медийном пространстве с периодичностью примерно раз в сезон. В 2013-м Богомолову предрекали роль антикризисного менеджера в Театре на Таганке, двумя годами позднее активно обсуждалась новость о том, что он возглавит собственную площадку на территории промзоны ЗИЛ, минувшей весной режиссер упоминался в качестве возможного преемника Олега Табакова на посту худрука «Табакерки». Всем этим планам, как известно, так и не суждено было осуществиться — что, в сущности, свидетельствовало прежде всего о недальновидности наших культурных управленцев.

Имя Малой Бронной всегда было связано с сильными режиссерскими индивидуальностями.

Дело тут, понятно, вовсе не в том, что после ухода из МХТ, где он проработал почти десять лет, Богомолов остался без театра-стационара: в конце концов, именно в амплуа режиссера-гастролера он выпустил в этом сезоне два едва ли не самых зрелых своих спектакля последних лет — «Славу» в БДТ и «Преступление и наказание» в «Приюте комедианта». Богомолов не раз устно и письменно декларировал, что был бы рад «обузе» в виде постоянной труппы, за которую необходимо нести творческую и менеджерскую ответственность. В кадровом резерве столичных театров имя режиссера давно должно было бы значиться под номером первым по причинам вполне художественного толка.

В годы службы в Камергерском переулке Богомолов сформировал вокруг себя целую группу актеров, говорящих на одном театральном языке. Но едва ли не важнее другое: Богомолов обладает ключевым по нынешним временам умением актуализировать театральную традицию, помещая старые кадры и старые смыслы в принципиально новую эстетическую акустику, превращая привычное в живое, противоречивое. Именно так была сделана «Слава», ставшая одним из главных триумфов обновленного БДТ, расколовшая театральное сообщество на лагеря и даровавшая зрителю сладкий гедонистический сон. В этом контексте вполне ритуальная вроде бы фраза о том, что Малая Бронная будет развиваться без революций и скандалов, произнесенная сегодня Богомоловым на сборе труппы, звучит не пустым звуком — но декларацией о намерениях.

С середины 2010-х за главными резидентами театрального квартала вокруг Тверского бульвара были закреплены узнаваемые роли: Маяковка Миндаугаса Карбаускиса — про новую жизнь традиции, Электротеатр Бориса Юхананова — про эксперимент и поиск, Театр имени Пушкина Евгения Писарева — про бульвар с человеческим лицом. Сезон-2018/2019 внес в размеренную жизнь «золотой мили» столичного театра интригу: в декабре МХАТ имени Горького возглавил Эдуард Бояков, теперь на Малой Бронной обоснуется Константин Богомолов. Нас ждут интересные времена: спектакль, который готовится к постановке на двух сторонах Твербуля, будет о гибридных формах взаимодействия актуальных художников с властью и со сложно устроенным наследием, спрессованным из разных слоев прошлого.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244587
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246172
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412797
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419290
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423383
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428688
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429361