Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859COLTA.RU продолжает рассказывать о премьерах портала «БДТ Digital», запуск которого стал ключевым событием театрального онлайн-сезона. В минувшее воскресенье на виртуальной сцене Большого драматического показали спектакль «Вишневый сад» — первую в России постановку, выпущенную в компьютерной игре Minecraft. С подробностями — Антон Хитров.
Это должно было случиться. За последние месяцы десятки художников размышляли над вопросом, что такое онлайн-театр, и самый убедительный ответ оказался таким: игровая ситуация в сети. Зрители должны быть вовлечены в игру вместе с артистами, иначе получается что угодно — фильм, клип, видеоблог, — но только не спектакль. А значит, нет принципиальной разницы между цифровым театром и многопользовательскими видеоиграми. Оставалось только ждать, когда театр захватит под свои нужды кусочек какого-нибудь игрового мира — как он это делает с реальными улицами, парками и фабриками.
Строго говоря, что-то похожее появлялось и до карантина — например, «Бассейн» Эмилии Кивелевич по мотивам «Бесприданницы» Островского, показанный в рамках лаборатории «Смещение» в Театре на Таганке. Проект создавался в The Sims 4 — правда, зрители смотрели его в записи, а не изнутри игры. Несколько недель назад Кивелевич и «Мастерская Брусникина» выпустили премьеру «Небо» по Максиму Курочкину, сделанную в той же технике.
В спектакле БДТ «Вишневый сад» за авторством молодого режиссера Эдгара Закаряна Minecraft — это не съемочный павильон, как The Sims у Кивелевич, а именно что сцена. В условленный час игроки — точнее, их аватары — собирались в виртуальном зале и наблюдали, как другие аватары, принадлежащие артистам БДТ, разыгрывают для них пьесу Чехова. Закарян создал не просто зрелище, а симулятор театрального зрителя — был же, в конце концов, симулятор курьера.
Мы смотрим «спектакль вообще», потому что суть проекта — рассказать о самой возможности театра в игре.
Специально для проекта пользователи Minecraft сконструировали из кубиков довольно подробный макет БДТ. Стройкой руководил архитектор Андрей Воронов — один из авторов тотальной инсталляции «Фанерный театр». Собственно, самое впечатляющее в этой работе — не то, что происходит на сцене, а «пиксельный» БДТ. И еще публика, парящая над партером (в некоторых режимах Minecraft игроки могут летать).
«Вишневый сад» Закаряна — «театр по умолчанию»: роскошный старомодный зал, сцена-коробка, жизнеподобная декорация, название из школьной программы. Индивидуальность в этой работе не нужна: мы смотрим «спектакль вообще», потому что суть проекта — рассказать о самой возможности театра в игре.
Ясно, что премьеру затевали не ради трактовки Чехова. На месте «Вишневого сада» могла быть любая хрестоматийная пьеса, где так или иначе прописано преображение пространства: ломать и строить — самые знаменитые опции в Minecraft, не использовать их было бы странно. У Закаряна работники Лопахина принимаются рубить вишневый сад, не дожидаясь аукциона, — вернее, нам показывают будущее параллельно с настоящим: цветущие деревья над павильоном уничтожают одно за другим, а на их месте вырастают аккуратные дачи. Другая находка, связанная с игровой механикой, — «кастинг» Фирса: старого лакея изображает не пользователь, а бот, который просто ходит туда-сюда, не замечая никого вокруг.
Спектакль длится всего пятнадцать минут: оригинального текста мало, в основном — торопливый, немного насмешливый пересказ. Закарян избавился от Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика и других персонажей второго плана, а главным героем сделал «человека от театра» — его-то мы в основном и слышим. Сюжет упрощен настолько же, насколько графика Minecraft упрощает людские фигуры и лица: получился такой восьмибитный Чехов.
Полноценного «Вишневого сада» — часа на два, а то и на три — в исполнении квадратных человечков не выдержал бы никто. Только вот возможности такого формата, по идее, гораздо шире. Работа Закаряна — в сущности, даже не презентация, а заявление о намерениях: смотрите, дескать, так можно. Ну, можно, да. А зачем? Вопрос без подвоха, правда интересно.
Minecraft уже много лет работает выставочным залом для художников — взять хотя бы колоссальные сооружения Марсо Накаямы, известного под ником Udvio. Ничто не мешает ей стать и театральной площадкой тоже. В игре можно создавать сколь угодно много локаций: почему бы не попробовать иммерсивный театр? У вселенной Minecraft своя физика: сюда так и просятся фантастические сюжеты — как «Фауст» или «Кольцо нибелунга». Minecraft — это сообщество с десятилетней историей, со своими идеями, традициями и звездами: как насчет документального проекта в декорациях самой игры? Наконец, самое важное — взаимодействие зрителей, то есть игроков: оно может быть гораздо сложнее, чем элементарное «собраться в одном месте».
То, что театр в принципе обнаружил это непаханое поле, — уже хорошая новость. Теперь главное, чтобы перспективная попытка не осталась одноразовым аттракционом.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246422Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413016Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419506Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420176Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422828Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423585Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428754Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428891Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429546