19 июня 2020Театр
170

Многоуважаемый пиксель

«Вишневый сад» БДТ в Minecraft

текст: Антон Хитров
Detailed_picture© БДТ им. Г.А. Товстоногова

COLTA.RU продолжает рассказывать о премьерах портала «БДТ Digital», запуск которого стал ключевым событием театрального онлайн-сезона. В минувшее воскресенье на виртуальной сцене Большого драматического показали спектакль «Вишневый сад» — первую в России постановку, выпущенную в компьютерной игре Minecraft. С подробностями — Антон Хитров.

Это должно было случиться. За последние месяцы десятки художников размышляли над вопросом, что такое онлайн-театр, и самый убедительный ответ оказался таким: игровая ситуация в сети. Зрители должны быть вовлечены в игру вместе с артистами, иначе получается что угодно — фильм, клип, видеоблог, — но только не спектакль. А значит, нет принципиальной разницы между цифровым театром и многопользовательскими видеоиграми. Оставалось только ждать, когда театр захватит под свои нужды кусочек какого-нибудь игрового мира — как он это делает с реальными улицами, парками и фабриками.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

Строго говоря, что-то похожее появлялось и до карантина — например, «Бассейн» Эмилии Кивелевич по мотивам «Бесприданницы» Островского, показанный в рамках лаборатории «Смещение» в Театре на Таганке. Проект создавался в The Sims 4 — правда, зрители смотрели его в записи, а не изнутри игры. Несколько недель назад Кивелевич и «Мастерская Брусникина» выпустили премьеру «Небо» по Максиму Курочкину, сделанную в той же технике.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

В спектакле БДТ «Вишневый сад» за авторством молодого режиссера Эдгара Закаряна Minecraft — это не съемочный павильон, как The Sims у Кивелевич, а именно что сцена. В условленный час игроки — точнее, их аватары — собирались в виртуальном зале и наблюдали, как другие аватары, принадлежащие артистам БДТ, разыгрывают для них пьесу Чехова. Закарян создал не просто зрелище, а симулятор театрального зрителя — был же, в конце концов, симулятор курьера.

Мы смотрим «спектакль вообще», потому что суть проекта — рассказать о самой возможности театра в игре.

Специально для проекта пользователи Minecraft сконструировали из кубиков довольно подробный макет БДТ. Стройкой руководил архитектор Андрей Воронов — один из авторов тотальной инсталляции «Фанерный театр». Собственно, самое впечатляющее в этой работе — не то, что происходит на сцене, а «пиксельный» БДТ. И еще публика, парящая над партером (в некоторых режимах Minecraft игроки могут летать).

«Вишневый сад» Закаряна — «театр по умолчанию»: роскошный старомодный зал, сцена-коробка, жизнеподобная декорация, название из школьной программы. Индивидуальность в этой работе не нужна: мы смотрим «спектакль вообще», потому что суть проекта — рассказать о самой возможности театра в игре.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

Ясно, что премьеру затевали не ради трактовки Чехова. На месте «Вишневого сада» могла быть любая хрестоматийная пьеса, где так или иначе прописано преображение пространства: ломать и строить — самые знаменитые опции в Minecraft, не использовать их было бы странно. У Закаряна работники Лопахина принимаются рубить вишневый сад, не дожидаясь аукциона, — вернее, нам показывают будущее параллельно с настоящим: цветущие деревья над павильоном уничтожают одно за другим, а на их месте вырастают аккуратные дачи. Другая находка, связанная с игровой механикой, — «кастинг» Фирса: старого лакея изображает не пользователь, а бот, который просто ходит туда-сюда, не замечая никого вокруг.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

Спектакль длится всего пятнадцать минут: оригинального текста мало, в основном — торопливый, немного насмешливый пересказ. Закарян избавился от Епиходова, Шарлотты, Симеонова-Пищика и других персонажей второго плана, а главным героем сделал «человека от театра» — его-то мы в основном и слышим. Сюжет упрощен настолько же, насколько графика Minecraft упрощает людские фигуры и лица: получился такой восьмибитный Чехов.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

Полноценного «Вишневого сада» — часа на два, а то и на три — в исполнении квадратных человечков не выдержал бы никто. Только вот возможности такого формата, по идее, гораздо шире. Работа Закаряна — в сущности, даже не презентация, а заявление о намерениях: смотрите, дескать, так можно. Ну, можно, да. А зачем? Вопрос без подвоха, правда интересно.

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

Minecraft уже много лет работает выставочным залом для художников — взять хотя бы колоссальные сооружения Марсо Накаямы, известного под ником Udvio. Ничто не мешает ей стать и театральной площадкой тоже. В игре можно создавать сколь угодно много локаций: почему бы не попробовать иммерсивный театр? У вселенной Minecraft своя физика: сюда так и просятся фантастические сюжеты — как «Фауст» или «Кольцо нибелунга». Minecraft — это сообщество с десятилетней историей, со своими идеями, традициями и звездами: как насчет документального проекта в декорациях самой игры? Наконец, самое важное — взаимодействие зрителей, то есть игроков: оно может быть гораздо сложнее, чем элементарное «собраться в одном месте».

© БДТ им. Г.А. Товстоногова

То, что театр в принципе обнаружил это непаханое поле, — уже хорошая новость. Теперь главное, чтобы перспективная попытка не осталась одноразовым аттракционом.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246422
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423585
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429546