Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244851Московская школа нового кино продолжает набор в Лабораторию театральной режиссуры и актерского мастерства Юрия Муравицкого. О том, как устроена ее работа, известный российский режиссер рассказал Кристине Матвиенко.
— Курс, который вы набираете, — продолжение твоей педагогической работы в МШНК. Сам ты вышел из традиционной театральной школы, из «Щуки». В чем концептуально разница между этими двумя типами обучения?
— Это уже мой четвертый набор в МШНК, если первым считать актерский курс 2014–2016 годов. Школа дает возможность выстраивать процесс образования так, как ты считаешь нужным, а не так, как должно быть по официальным стандартам. Я работал в «Щуке» на кафедре режиссуры и знаю, что внутри традиционного образовательного учреждения процесс должен выстраиваться по определенным лекалам. А смысл Школы нового кино — в свободе и гибкости: мы можем менять учебный план, приглашать крутых педагогов и специалистов, если они вдруг оказались в Москве, и так далее.
— Как ты, человек из театра, хотя и близкий кругам «Театра.doc», попал в МШНК? Зачем им вообще понадобился театр?
— Изначально им понадобились актеры. Думаю, в первую очередь, меня пригласили как человека, с которым организаторы школы — Геннадий Костров и Дмитрий Мамулия — на одной волне. Когда я сказал, что вообще-то работаю в театре, Дима ответил: ну и хорошо, одно не исключает другого. Важно, что мы похоже понимаем искусство. С актерами все еще проще: они должны быть адаптивными и готовыми к любому предложению.
— И все же, если говорить о разнице подходов: как вы планируете работать со студентами, учитывая сегодняшнее стремление театра к перформативности, а кино — к документальности?
— Актеров мы учим работать и в кино, и в театре — это принципиально важно. У нас есть отдельный предмет, который мы называем «киномастерство актера»: Катя Носик учит студентов работать на камеру и с камерой, записывать самопробы, видеовизитки, не моргать, не шевелиться и так далее. Не знаю, честно говоря, где еще этому учат. В нашей актерской традиции главной считается органика — абсолютная естественность, которая в принципе недостижима и потому фальшива. Человек, стремясь быть естественным, шевелится, машет руками, переминается с ноги на ногу. Если в театре на это еще можно закрыть глаза, то в кино — нет, особенно это бесит операторов. Я действительно из «Театра.doc», и «ноль-позиция», которую разрабатывал Михаил Угаров, на самом деле является более нулевой, чем естественность: это не жизненная естественность, а обнуление, как, например, в фильмах Йоргоса Лантимоса, — то есть отказ от имитации чувств. Проблема российских актеров в том, что они начинают имитировать чувства, потому что им кажется, что это «как в жизни». Но это совсем не так! Почему, собственно, Угаров бился за «ноль-позицию»? Он боролся с невероятной избыточностью актерского существования.
Угаров преподавал на первом нашем актерском курсе: студенты исследовали себя, он — их, и все вместе постигали профессию.
— Программа вашего курса заявлена как универсальная: в ней Михаил Чехов и Брехт, психологический метод и перформативные практики. Для чего это сделано?
— У нас в официальном театральном образовании царит единобожие: мы служим Станиславскому, точнее, одному из векторов его исследований — тому, за которым в советские времена был закреплен статус официального направления в театральном искусстве и который подразумевал жизнеподобие, только чтобы все было обязательно лучше, чем в жизни. Мы не отказываемся от системы Станиславского, но предлагаем изучать ее в ряду других: например, Брехта, который оказал огромное влияние на современный театр через отказ от псевдоестественности, четкое осознание себя как творца, холодный мозг и политическое, гражданское сознание. Актер-гражданин — это тот, кто если говорит о проблемах беженцев, то потому, что у него есть человеческая мотивация. Мы хотим познакомить студентов с разными методами работы в театре, театральными языками и философией. У Михаила Чехова есть упражнения, у Брехта — его метод, у Арто — философское учение, и было бы хорошо хотя бы иметь о нем представление. Для меня важно разрушить центричность, присущую классическому образованию, — люди должны понимать, что во Вселенной не одна звезда горит. В общем, такой театральный политеизм.
— Как устроена структура обучения на вашем курсе?
— Актеры учатся всего три года — то есть именно учатся они два года, а на третий год репетируют спектакли и снимаются в кино. Спектакль «28 дней» по пьесе Ольги Шиляевой, номинированный в этом году на «Золотую маску», был сделан как раз на третьем году обучения. Режиссерско-актерский курс будет учиться всего два года — и еще один год дается на реализацию дипломного проекта, причем школа предоставляет площадку и время для его репетиций и выпуска. Параллельно с режиссерско-актерским курсом Евгений Худяков будет учить продюсеров. Работа двух этих лабораторий построена на активном взаимодействии — свои проекты они будут реализовывать вместе. Еще один важный момент — я считаю, что нельзя разделять актеров и режиссеров, потому что это создает конфликт: у режиссера цель — донести свою мысль, а у актера — самореализоваться, продемонстрировать свои умения — к примеру, сделать сальто, даже если его об этом не просят. Это делает актера эгоистичным существом, с которым приходится воевать. Об этой невозможности разделения уже давно, к слову, говорил Анатолий Александрович Васильев: студенты должны учиться понимать театр со всех сторон.
— Ваш курс называется лабораторией. Что это значит?
— В МШНК все курсы называются лабораториями — и это, на мой взгляд, логично. Это не системное образование, а исследование материи — кино и театра. Например, Угаров преподавал на первом нашем актерском курсе: студенты исследовали себя, он — их, и все вместе постигали профессию. В лаборатории происходят попытки осмыслить, как, собственно, все эти механизмы работают, — чтобы какие-то вещи поменять прямо по ходу дела.
— Как вы собираетесь учить своих студентов перформативным практикам, если в России в этом смысле почти не на что опереться методологически?
— Мы уже учим этому актеров — да, в России методологи нет, но она есть в Европе. И у нас перформативные практики преподают люди с европейским образованием, которые могут научить, как своим телом или своей речью что-то рассказать. В какой-то момент я обнаружил, что, когда говоришь студентам «это перформанс», они существуют более осознанно. А когда он актер, то исполняет то, что велено. Перформативные практики дают возможность осознать себя творцом. Наша задача — дать инструменты: ключи, отмычку или кувалду, а дальше уже каждый сам решает, чем пользоваться. Главное, чтобы актер понимал, что он не просто овощ: он должен понимать, о чем он здесь и сейчас говорит и для чего. Например, даешь задание — найти пластическое выражение конкретного текста, и актер ищет, что можно делать физически, исполняя при этом текст.
Современный актер — не жестко вымуштрованный омоновец, а полиглот, который, если не знает языка африканского племени, готов его выучить.
— Это не этюдный метод?
— Этюдный метод — это работа либо от себя, либо с персонажем. То есть ты всегда ограничен либо своей органикой, либо органикой персонажа. А в перформансе ты не скован ничем — ты надеваешь на себя ошейник и становишься человеком-собакой, убирая разделение на человека, персонажа и актера. Это взрывает мозг студенту, но без этого нельзя дальше ничего серьезно обсуждать.
— По какому принципу вы будете отбирать студентов?
— Вопрос всегда, прежде всего, в адекватности и осмысленности: если мы видим, что человек пришел обслуживать свой эгоизм, мы его не берем. И объясняем, что это не фитнес-центр, где мы качаем попу, а осваивание определенного вида деятельности, в котором ты должен быть конкурентоспособен. Мы — злые тренеры, готовящие спортсмена к Олимпиаде.
— Зачем ты занимаешься педагогикой? Актеров в Москве вроде бы хватает.
— Вопрос не в количестве, а в том, сколько среди них адекватных людей, способных тебя слышать, а не психопатов, маньяков и эгоцентристов. Повторюсь: у меня амбиции тренера, выпускающего крутых спортсменов, помножены на заинтересованность в воспитании кадров для себя лично. За три года можно найти общий язык и научить актера так, чтобы он понимал тебя лучше и быстрее, чем другие.
— Какими качествами должны обладать актеры для того, чтобы совпасть с тобой по «группе крови»?
— Мне сложно оценивать наших выпускников объективно, но они востребованы — и это главное. В нашем кино и театре слишком много отформатированных людей такого золотого «арийского» стандарта. Мне интересны индивидуальности — когда ни с кем не спутать. Вот Лиза Кашинцева, которая сыграла в фильме «Аутло», или Надя Флерова. Совмещение качеств универсального солдата и индивидуальности, не стертой и заново построенной, а с сохраненным wild spirit, — это самое ценное. Потому что объем роли можно придать только за счет того, что ты ей не соответствуешь, хотя вроде как подходишь по возрастным и гендерным признакам. Инопланетянин, играющий Треплева, — это был бы идеальный вариант.
— У вас будут преподавать Анна Ильдатова, Галя Солодовникова, Светлана Сергеева и Светлана Михалищева — люди, близкие современному искусству. Это сознательный крен?
— Замысел такой: студент должен столкнуться со спектром индивидуальностей, а не с одним типом педагогов. Скажем, они привыкают к Свете, а тут вдруг приходит Клим, и становится ясно, что во Вселенной есть какие-то совсем другие формы жизни. Тогда только и учишься дышать не только легкими, но и жабрами. Современный актер — не жестко вымуштрованный омоновец, а полиглот, который, если не знает языка африканского племени, готов его выучить. Коммуникация, как ни странно, сегодня остается главной проблемой: в наше время обязательно нужно уметь три вещи — слышать, понимать друг друга и воспроизводить чужое, то есть осознать телом и суметь сделать. Мы же все время где-то обрываемся: либо не поняли, либо не услышали, либо не налажена связь между внутренним и внешним. Но что-то у нас определенно получается — и это не только участие в фестивалях, снятые фильмы и выпущенные спектакли. Уже есть Санкт-Петербургская школа нового кино, сейчас вот в Красноярске открывается Сибирская школа нового кино с полным образовательным спектром — включая, кстати, актерскую лабораторию. Значит, есть запрос, «значит, это кому-нибудь нужно».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244851Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246412Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413006Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419499Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539