28 июня 2014Театр
103

Безумству храбрых

Навстречу «Опасным пьесам»

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_picture© Getty images / Fotobank.ru

Завтра, 29 июня, в столичном «Театре.doc» COLTA.RU представит свой спецпроект «Опасные пьесы» — эскизы спектаклей по пьесам Олжаса Жанайдарова и Максима Курочкина, входившие в программу Московского международного открытого книжного фестиваля (ММОКФ) и отмененные по требованию Министерства культуры. Дмитрий Ренанский размышляет о контексте происходящего.

Коллизия с «Опасными пьесами» при первом приближении может показаться совершеннейшей маргиналией российского театрального процесса, главные действующие лица которого вовсю готовятся подвести итоги очередного сезона, чтобы со дня на день впасть в летнюю спячку. И в самом деле: ну да, расстрельный список газеты «Культура», ну да, очередное faux pas взбесившегося принтера — но как далеко все это, на первый взгляд, от того сложносочиненного grand spectacle, разворачивавшегося в последние десять месяцев на подмостках больших и малых отечественных театров. Между тем при более пристальном рассмотрении сюжет с «Опасными пьесами» трудно не признать, что называется, смыслообразующим, фиксирующим, с одной стороны, очень непростую, но одновременно и чрезвычайно интригующую ситуацию, в которой современная русская сцена нежданно-негаданно очутилась к середине 2014 года.

Для того чтобы оценить всю пикантность этой ситуации, нельзя обойтись без краткого экскурса в новейшую историю российского театра, в последние годы переживавшего процесс смены элит. Сначала внушительная группа режиссеров, вплоть до недавнего времени ходивших в подающих надежды, — Юрий Бутусов, Андрей Могучий, Кирилл Серебренников — получила вместе с запоздалым признанием культурного истеблишмента официальные аттестаты зрелости в виде контрактов с крупными театральными стационарами разной степени запущенности и проблемности. Параллельно на авансцену вышло представительное режиссерское поколение, занявшее вакантное место «рассерженных молодых людей»: Александровский, Волкострелов, Горвиц, Диденко, Квятковский — список фамилий режиссеров, выпустивших в минувшем сезоне знаковые для новой русской сцены работы, по счастью, можно продолжать и продолжать.

Отечественным культурным властям хорошо бы поскорее понять: других драматургов и режиссеров у современного русского театра для них попросту нет.

Объединив усилия, институционализировавшиеся angry young men разных поколений запустили процесс обновления института театра — результаты которого сегодня видны, что называется, невооруженным глазом. Острый конфликт между старым и новым, между каноном и эвристикой, между официальной сценой и театральной контркультурой, еще совсем недавно определявший повестку дня отечественной драмы, постепенно начал сходить на нет — социальная картина современного российского театра, в считанные годы стремительно омолодившегося и пережившего волну ротации худруков, изменилась до неузнаваемости: долгое время расколотый на полярные лагеря, сегодня он консолидируется естественным путем — путем смены поколений.

И вот теперь эту годами созидавшуюся целостность власти пытаются разрушить — введением цензуры, претворением в жизнь тезиса «Россия — не Европа» и желанием причесать все и вся под гребенку «традиционных нравственных ценностей». Нетрудно предположить, что если политики от культуры и добьются какого-то эффекта, то едва ли не диаметрально противоположного.

Комментируя ситуацию с отменой проекта «Опасные пьесы» на ММОКФ, Марат Гельман предположил, что недалеки времена, когда культурная жизнь России окажется окончательно разделена на конформистскую конъюнктуру и находящийся в оппозиции к ней андеграунд — лишенный финансирования и внимания широкой публики. Для того чтобы добиться подобной ситуации в театральном секторе культурного рынка, властям нужно будет очень сильно поднапрячься: «опасным искусством», если воспользоваться терминологией газеты «Культура», сегодня занимается абсолютное большинство активно работающих на российской театральной сцене практиков.

Интересно будет посмотреть на то, как ответственные за выпуск нового, расширенного и дополненного, издания списка «опасных» пьес и спектаклей окажутся перед необходимостью включить в него львиную долю театрального мейнстрима. Еще более любопытно будет взглянуть на соответствующую реакцию сообщества: можно еще и еще раз запретить показ условных «Опасных пьес» на условном ММОКФ — но, к гадалке не ходи, в ситуацию снова и снова вмешается условный «Театр.doc», который предложит «Опасным пьесам» собственную площадку.

Нужно оценить весь трагизм ситуации, в которой рано или поздно окажутся затеявшие утопический крестовый поход против «чернухи, матерщины, порнографии» — в определенный момент им непременно придется столкнуться с неожиданным и малоприятным открытием: «бездарное шаманство под вывеской инноваций» продуцируют вовсе не маргиналы, а занимающие руководящие посты в крупных институциях, востребованные публикой и пользующиеся признанием внутрицехового комьюнити профи — порожденное болезненным воображением власть имущих чудище на самом деле вполне себе обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. И вполне, кажется, готово за себя постоять. Отечественным культурным властям хорошо бы поскорее понять: других драматургов и режиссеров у современного русского театра для них попросту нет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555