Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244872Я директор «Театра.doc». Я необыкновенно законопослушный театральный директор. И стараюсь не нарушать закон — даже по статьям, по которым нарушения в театральном деле привычны. Я плачу налоги, в том числе на гонорары и заработную плату, — никаких «схем», все как есть. Я никогда не даю взяток. Я не обналичиваю деньги. Я не сдаю театральные помещения под «левые» нетеатральные мероприятия. Пожарные предписания, которые получил наш театр, — это для меня скрижаль, обязательная к исполнению. И мы честно прошли пожарную проверку. Все, что мы делаем в театре, — в строгих рамках нашей уставной деятельности.
Но с 1 июля 2014 года я собираюсь стать злостным нарушителем закона. Иду на это совершенно сознательно, потому что иное невозможно.
Потому что в этот день закон, который мы в обиходе называем «законом против русского языка», вступает в силу. И я должна или снять несколько спектаклей из нашего репертуара, или обязать авторов внести поправки. Убрать из спектаклей ненормативную лексику — там, где она используется.
В частности, стало известно, что некоторые театры России исключительно из-за этого закона снимают с репертуара пьесу Анны Яблонской «Язычники». Анна — напоминаю тем, кто забыл, — восходящая звезда драматургии, талант и красавица, погибла в 29 лет в теракте в «Домодедово».
Аня, я вас никогда не предам.
А сейчас ее пьесы, прекрасные, реалистические пьесы, вынуждены снимать с репертуара театры.
И я в шоке. Сперва государство убивает Аню, не защитив ее от террористов, в том теракте в «Домодедово», а сейчас убивает ее пьесы!!! В «Доке» этого не будет. Она доверила именно нам первую постановку этой пьесы, мечтала о спектакле в «Доке»… Но премьеру уже не успела увидеть. И пусть делают что хотят, штрафуют, судят, «приостанавливают деятельность» — этот спектакль, «Язычники» Анны Яблонской, в «Театре.doc» будет идти так, как Аня написала, как режиссер Лера Суркова поставила. Dixi! Это моя ответственность как директора театра. Отвечает именно площадка же, а не артисты и не режиссер. Аня, я вас никогда не предам.
И да, приглашаю всех противников ненормативной лексики на сцене, в том числе депутатов, которые наверняка вообще не в курсе, против чего голосуют, посмотреть наших «Язычников». Ваше мнение после этого скорее всего изменится. Но придут ли депутаты? «Мы живем, под собою не чуя страны» — будто про них сказал поэт!
Подозреваю, что те, кто принимал этот закон, просто «не в теме» современного театра — им, видимо, при словах «ненормативная лексика на сцене» представляется что-то вроде Наташи Ростовой, матерящей Татьяну Ларину, а не «Язычники», где ненормативная лексика — всего лишь одна из красок. Уровень компетентности наших законодателей в вопросах современного театра мне стал ясен после известного в театральных кругах выступления сенатора Федорова, где он, критикуя состояние современного театра, делал примерно по пять фактических ошибок в минуту.
«Но почему нельзя без мата?» — спрашивают защитники этого закона. Можно. Можно без мата. Но пусть это решает автор пьесы, автор спектакля, директор театра — какой именно спектакль они хотят поставить. И зритель, предупрежденный о наличии ненормативной лексики в спектакле / на концерте, может не купить билет, а может купить. Человек способен решить хотя бы такой вопрос без государственной машины, поверьте!
Нет закону 1 июля, закону против русского языка! Да — частушкам, песням, анекдотам и современной драматургии!
Гиперопека очень плохо сказывается на воспитании детей, это вам скажет любой педагог и детский психолог. Рождает безответственность, препятствует взрослению. Давайте наконец взрослеть и отвечать хотя бы за покупку или непокупку театрального билета без дяди с розгой! Который сделает «атата», «если ты будешь выражаться». Дядя, иди отсюда, тебе в Госдуме больше нечем заняться? Отстань от нас!
«Но почему классики обходились без мата?» — не успокаиваются защитники этого закона.
Друзья, это несравнимые вещи. Мало ли что еще было в эпоху до атомной бомбы, сверхзвуковых самолетов, скайпа и лазера. Запреты были другими, другие нормы, другой общественный уклад.
Но главное — была высокая культура правящих классов с нормой литературного языка и многочисленными табу в искусстве и литературе и одновременно были устная народная поэзия (частушки), ярмарочные представления, сказки и песни, анекдоты. Эта народная традиция дала настоящие шедевры своего рода, немыслимые без ненормативной лексики, без свободного, разящего слова.
Современная культура, современный театр принадлежат не только избранным классам, например, новой мелкой или крупной буржуазии с ее лихорадочно обретаемой нормативностью — в отсутствие настоящих корней. Современный театр — для всех, он питается обеими традициями — и литературной, и народной. Ненормативная лексика — это одна из красок. И современный художник волен ее выбирать, если она ему нужна для его замысла.
Во всяком случае, волен — в «Театре.doc». В моем театре. Нет закону 1 июля, закону против русского языка! Да — частушкам, песням, анекдотам и современной драматургии! Да — свободе слова, свободе творчества!
Если законы абсурдны, если они приняты некомпетентными людьми, если они к тому же противоречат нашей конституции, которую пока еще Федоровы не отменили, — подчиняться таким законам — это участвовать в сползании общества вниз. А мы, люди театра, работаем ради нашей публики, мы любим ее и уважаем, мы зовем наших зрителей ввысь, к самоуважению и свободе. Теми словами, которые сами, без некомпетентного дяди с розгой, выберем.
В заключение — цитаты из отзывов наших зрителей. С сайта Afisha.ru.
«В спектакле много нецензурных слов, но они вставлены не для того, чтобы эпатировать зрителей, а для создания эффекта реальности. Сказать, что актеры молодцы, не сказать ничего — браво!»
Дядя, иди отсюда, тебе в Госдуме больше нечем заняться? Отстань от нас!
«Хочу пожелать всем причастным к созданию “островка свободы слова” только удачи».
«…Да как так?! Это же все вершится вот здесь, прямо сейчас, ты свидетель и молчаливый участник чужой судьбы. Я никогда не испытывал ничего подобного! Я впервые побывал на “Язычниках” в эту субботу. Теперь у меня появилось новое любимое место в Москве. Спасибо! Я приду еще тысячу раз…»
«31 марта мы с друзьями посмотрели спектакль “Язычники”. Прекрасная игра актеров, которая увлекает, затягивает в историю, и зритель от всей души переживает, участвует, а главное, задумывается над происходящим. Зрителям дается возможность взглянуть со стороны на самих себя и разглядеть, какие страхи сидят внутри нас, пробудиться и начать менять свою жизнь».
«Прекрасный спектакль. Один из самых важных текстов современной драматургии в отличном исполнении, замечательные актерские работы. Ничего лишнего. Яркий, эмоциональный и живой».
«Смотрела спектакль “Язычники” два раза с разницей почти в 2 года. Спектакль изменился, как и все живое, но от этого стал только лучше. Ты чувствуешь себя не зрителем, а соседом, сидящим на табуретке в углу комнаты, тебя не коробит столь частое упоминание нецензурной лексики, хочется просто помочь героям, по-дружески».
«Тема актуальна для большинства семей, которые счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. Никаких нравоучений, жизнь семьи такая, как она часто и есть. А в конце светлое-светлое чувство. Спасибо большое актерам!»
«О спектакле можно рассуждать много. Он очень способствует рассуждению, потому что провоцирует вопросы и не дает ответов. И обманутая привычка не дает покоя, пытаясь отыскать ту единственную истину, которой нет. Спектакль надо идти и смотреть — смотреть блестящую игру актеров, которые рассказывают о том, как люди пытаются жить. Все действие — удивительно точный слепок с реальной жизни, когда много сюжетов и непонятно, какой главный. Когда все герои и непонятно, кто хорош, а кто плох. Когда все вперемешку — быт, отношения с близкими и поиски Бога. И бытовая проблема уже не может решаться как бытовая, потому что на самом деле она про другое, очень важное».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244872Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246435Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413027Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419516Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420184Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422837Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423593Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428764Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428900Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429554