20 ноября 2015Театр
114

Сама себе фестиваль

Что смотреть на фестивале «Context. Диана Вишнева»

текст: Богдан Королек
Detailed_pictureLive, Диана Вишнева и Ханс Ван Манен© Алекс Гуляев

Имя хозяйки фестиваля значит все: Диана Вишнева, великая русская балерина. Весной отметила двадцатилетие служения в Мариинском театре, легкой рукой сведя на одной сцене многолюдные труппы Мариинки и Большого — тела, которые обычно взаимно отталкиваются. Между тем главные достижения Вишневой последних лет не касаются академических святилищ: стационарные театры не в состоянии предложить ей нужное количество танцевального кислорода. Она давно сама себе театр, а теперь — еще и сама себе фестиваль.

Ролевая модель явно заимствована у другой великой, Сильви Гиллем: блистательная карьера в большой компании, сепарация, выход в неклассический репертуар и полное размытие жанра (в одном из спектаклей Гиллем на сцене даже заговорила). Вишнева пошла еще дальше: она не просто формирует личное исполнительское портфолио, заказывая хореографию подчас неожиданным персонажам, — теперь она входит в роль наблюдателя, законодателя мод, опинион-мейкера (другой вопрос, насколько это неуклюжее слово вообще подходит к Диане — «Красота в движении» — Вишневой). Среди публики балетных премьер и фестивалей она появляется ничуть не реже, чем на сцене: ее выбор и ее одобрение — не как результат примерки на себя, но как экспертный/кураторский взгляд — приобретают в отечественном балетном мире все больший вес.

«Context. Диана Вишнева» — нечто вроде «выбора редакции» по состоянию на текущий год, но отнюдь не мероприятие в духе «Диана Вишнева приглашает» и тому подобных праздников эгоцентризма: московский фестиваль с его жесткой селекцией достаточно властно диктует тенденции и определяет моду. Не случайно Context, на третий год работы нарастивший мяса и занявший в ежедневнике столичных балетоманов пять полновесных дней, вырос вокруг конкурса хореографов: то, чем по идее должны сообща заниматься директора-главные-балетмейстеры-критики, — терпеливая помощь молодым постановщикам — перешло в частную инициативу. (Справедливости ради стоит отметить, что в один год с Context'ом в Екатеринбурге открылась «Dance-платформа», а в Мариинке — домашнего свойства «Мастерская»: висевшая в воздухе идея поддержки отечественных производителей сконденсировалась и пролилась дождем.)

Вишнева давно сама себе театр, а теперь — еще и сама себе фестиваль.

«Контекст» в названии фестиваля — не только про включение России в танцевальную картину мира, помещение ее на пути «из варяг в греки» (два географических центра программы — Нидерланды и Израиль, Россия находится ровно посредине — в качестве старательной ученицы, в рамках конкурсной программы). Context — это, если угодно, поддержание личного мифа Дианы Вишневой и включение ее в мировую мифологическую иерархию. Во внушительной программе 2015 года можно обнаружить и недоступных богов-олимпийцев, и прославленных героев, и простых смертных, выходящих на старт марафонцев. К какой из (первых двух) категорий принадлежит хозяйка форума, зрителям предлагается решить самим — или спросить лично во время намеченной на 26 ноября встречи prima ballerina assoluta с публикой.

Боги

24 ноября, Театр имени Моссовета

Фестиваль откроет голландская труппа Introdans. В программе — опусы малоизвестных в России Нильса Кристи («Cantus») и ученика Бежара Бена Холдера («Daylight»): странная смесь завернутых босоногих позиций и модерновой лексики с классическими позами и классическими кордебалетными построениями. Главная часть вечера — «Andante» великого старика Ханса ван Манена. Живой бог среди хореографов, он умеет из азбучных балетных па, словно из льдинок, складывать слово «вечность», заключая в холодные сияющие формы страсти — причем отнюдь не северные.

IntrodansIntrodans© Hans Gerritsen

28 ноября, Театр имени Моссовета

Другой балет ван Манена, «Live», — медиаперформанс в жанре прощания (под прицелом объектива балерина танцует, выходит в фойе и покидает театр, изображение выводят на сцену онлайн) — будет показан на закрытии фестиваля. В обеих работах голландского мэтра солирует Диана Вишнева.

Основную часть финального вечера составят балеты Марты Грэм — матери американского танца модерн и одной из ключевых фигур искусства XX века. Martha Graham Dance Company приезжает в Россию впервые, и эта гастроль — без натяжки — историческое событие. Покажут «Хроники», образец социально-политического искусства накануне Второй мировой (1938), и позднейшую «Весну священную». В конце вечера — «Lamentation Variations», парафраз раннего и поразительного в своем лаконизме номера Грэм.

«Хроники»«Хроники»© Brigid Pierce

28 ноября, Центр документального кино

Майе Плисецкой, второй ролевой модели Вишневой, фее-крестной фестиваля и его нынешнему адресату, будет посвящена публичная лекция; лучшего лектора или, точнее, сказителя, чем Вадим Гаевский, трудно и придумать.

Герои

26 и 27 ноября, «Гоголь-центр»

Итцик Галили, известный отечественной публике как автор «Половецких плясок» в «Князе Игоре» Дмитрия Чернякова, — израильский хореограф, двадцать лет проработавший в Нидерландах и получивший за заслуги на танцевальном поприще рыцарское звание от королевы Беатрикс, — вернулся на родину. Возвращение составляет сюжет его новой работы «The Men of the Hour», мировая премьера которой пройдет в рамках Context. В опусах разных лет танцевальная лексика Галили модулирует от жесткой, мускульной постфорсайтовской манеры до оплывающего общеевропейского «контемпа»; неизменной остается лишь колдовская работа со светом.

The Men of the HourThe Men of the Hour© Gadi Dagon

24—28 ноября, Центр документального кино

Другие герои актуального танцевального театра появятся исключительно на экране: Александр Экман, обрушивший на сцену Норвежской оперы тонны воды (фильм «Редкие птицы» о новом «Лебедином озере», от которого нам достался только стакан водички), индийский гость с лондонской пропиской Акрам Хан («Шесть сезонов», о создании спектакля «Земля») — плюс герой-плут, персонаж глянцевой голливудской субкультуры Винсент Паттерсон («Человек за кулисами»).

Марафонцы

25 ноября, Электротеатр «Станиславский»

Куратор конкурсной программы, экс-солистка и репетитор Большого Анастасия Яценко отсмотрела полсотни заявок молодых хореографов. В финал вышли четыре дамы и два кавалера (пол участников важен: как ни странно, хореография в современной России — métier по преимуществу женская). Трое участников имеют классическое балетное образование, остальные всему учились понемногу, от журналистики до высшей математики. Судя по названиям, основной вектор нынешнего состязания — отягченный вопросами бытия contemporary dance: «Внутриутробная музыка гения», «Забери меня» и даже «МН-17» — тут, вероятно, предполагается попытка злободневного высказывания. Вынесенное в заглавие музыкальное обозначение, обычно сигнализирующее о неоклассическом мышлении, встречается только у Константина Семенова («Andante funebre e doloroso») — среди участников он наиболее известен столичной публике: его одноактный «Лабиринт» был поставлен год назад в «Балете Москва».

Победитель проекта получит право стажировки в труппе Каролин Карлсон (см.: Боги). Вне конкурса в конце вечера покажут фрагмент спектакля «Inner V» питерского хореографа Лилии Бурдинской, чьи работы чаще всего выглядят задумчивыми port de bras с сентиментальной идейной подкладкой.

P.S.

26 и 27 ноября, Театр имени Моссовета

Представление «8cho» труппы Brenda Angiel Aerial Dance Company — несколько гремучая, но неизменно вызывающая зрительский восторг помесь танго, несложного контемпорари и полетов на лонжах — никак не умещалось в рамках заданной программой Context-2015 иерархии, поэтому охотно выносим его за скобки: кажется, оно того вполне заслуживает.

Brenda Angiel Aerial Dance CompanyBrenda Angiel Aerial Dance Company© James Arias Cali

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241686
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249636
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416283
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420519
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425773
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427113