5 мая 2016Кино
181

«Работать вопреки тому, что требуют»

Отар Иоселиани о своем новом фильме, пролетарском прошлом, Пятигорском-актере и маленьких хитростях сопротивления

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_picture© Ирина Бужор / Коммерсантъ

— В «Зимней песне» все перемешано: время, отношения, собаки; по улицам Парижа разъезжают воришки на роликах, крадут сумки и даже скрипку, помогая влюбленному простаку понравиться юной скрипачке. Все ваши герои куда-то спешат, а мы видим их всегда в пути... но что они ищут?

— Я снимал притчу о существовании недоступного нам мира, который есть результат наших поступков. Каждое действие человека меняет жизнь. После совершенных ошибок мы способны проморгать самое главное. Например, идет человек по улице, вдруг в стене открывается дверь в райский сад, он встречает там важного для себя человека, но не останавливается и спешит дальше. Воришки крадут сумки не только для наживы: так они протестуют против буржуазного общества, в котором растут, против полиции и видимого порядка. В картине, даже когда человек попадает под каток, в буквальном смысле становится папье-маше, это воспринимается окружающими как несчастье, проблема, которую надо решить, и раздавленного человека по просьбе доктора просовывают под дверь, словно не замечая в нем человека. Это кино построено на старых музыкальных формах сонаты, контрапункта и симфонии человеческих отношений — дружбы, верности и прощения. Для меня картина о том, как течет наша буржуазная, несчастная, порой неприятная жизнь, в которой мы все одиноки. Мне хочется, чтобы по этому поводу кто-то вздохнул вместе со мной.

— В «Зимней песне» нет главного героя, за чьей историей можно следить. Мы не можем прочитать историю человеческих отношений линейно, задержаться в одном времени. Картина начинается с казни аристократа во времена Французской революции. Конфликт между классами, между людьми, которые живут в разных мирах, будет воспроизводиться во всех сценах фильма. После революции вы бросаете зрителя на поле боя и перед экраном телевизора, передающего военные действия, потом конфликты на улицах Парижа…

— Я хотел показать, как мы давно смотрим за безобразиями вокруг нас, в том числе историческими. В «Зимней песне» есть два героя — старики, один из них бывший виконт, у него нет средств, чтобы содержать замок, и государство сносит здание. Этот человек живет не в своем времени, именно со временем у него конфликт, он воюет против того общества, в котором оказался. Проследить историю человеческих отношений всегда сложно, она никогда не собрана в одном времени. Моя картина не про то, как Мария любила Пьера, Анна — Ришара, а Ришар полюбил, например, Марию, — это я называю драматургией. И я никогда не буду заниматься такой драматургией. Фильм, который выстроен с помощью подобной драматургии, смотреть второй раз неинтересно. Вы же не будете читать Вольтера один раз, чтобы понять «Кандида»? Там надо возвращаться к материалу. Чтобы понять хаос, надо вернуться к моменту его зарождения.

Сегодня очень важно то, что сказал Михаил Афанасьевич Булгаков: помните, приехал Сатана, чтобы все разрушить, но остался не у дел, потому что все уже было сделано. Ради бога, не смотрите этот фильм, думая: а что же будет дальше? Дальше будут переплетения странных событий, эту картину надо смотреть два раза, как, например, фильмы Бориса Барнета или Жака Тати.

— Говоря о хаосе жизни: у вас были такие моменты, когда случайность помогала вашим режиссерским планам?

— Когда я снимал «Охоту на бабочек», у меня на площадке оказался философ Пятигорский. Саша Пятигорский — мой товарищ, у нас была компания: Мераб Мамардашвили, Саша Пятигорский и я. Потом Пятигорский уехал, как еврей, в Лондон, а нас не пускали никуда. Ему устроили пробный цикл лекций в Оксфорде. Он стал рассказывать на очень дурном английском про буддизм, брахманизм, а это англичане знают наизусть. Но Саша был настолько симпатичен, что его слушали очень внимательно. Когда он кончил и произнес: «Вопросы есть?» — его спросили: «Как пишется ваша фамилия?»

Один из его знакомых сказал тогда: «Знаете, Саша, я вас поведу к портному, надо вам сшить твидовый пиджак, как у всех, так нельзя».

Короче, когда мне нужен был махараджа, который приезжает во французскую провинцию к своему другу, графу, я вдруг вспомнил о специализации Саши, и все совпало — вышла продуманная случайность.

— Вы же вообще любите работать с непрофессиональными актерами?

— Главное, что я не очень люблю работать со знаменитостями. Это люди, которые обречены быть рабами публики и каждый раз делать одно и то же. Хотя была одна знаменитость: в фильме «Сады осенью» Мишель Пикколи играл старую даму. Моя любимая непрофессиональная пожилая дама, которую я хотел снимать, сказала: «Я не могу ходить, у меня одеревенели ноги, прости, Отар, я не могу». Я пришел к Пикколи и сказал: сыграй даму. Примерили на него костюм, парик и сфотографировали. Потом дама сказала: «Боже мой, как похоже на мою маму».

Кадр из фильма «Зимняя песня»Кадр из фильма «Зимняя песня»

— А вам самому приходилось бывать в ситуации «философа, который стал актером», осваивать другие профессии, кроме режиссуры?

— Конечно! Я учился во ВГИКе. Снял свой дебютный фильм «Апрель», но его положили на полку, и я не смог сразу защититься. ВГИК ни в чем не виноват, запретило Госкино. Один фильм, потом еще один — про цветы. Я стал снимать фильм «Чугун» и для этого отправился на завод. Это была такая хитрость. При бедном несчастном Никите Сергеевиче Хрущеве в государстве возникла идея борьбы с абстракционизмом, с неправильным отражением социалистической действительности, говорили, что мы «не знаем жизни». Я решил «узнать жизнь» в самом отвратительном месте и отправился в доменный цех: там пыльно, жарко, ядовито. Я проработал там 18 месяцев с большим удовольствием. Должность называлась «горновой», их было всего четыре человека. Горновой вскрывает клетку, дает стечь шлаку, выбрасывает шлак, потом начинает течь чугун, его надо направить по желобам в вагоны. Потом эти вагоны везли сталеварам, и они делали плохую сталь. Тогда выяснилось, что рабочие не имели права покинуть работу: их набирали из крестьян, у них забирали паспорта. Практически это были крепостные люди. Мне самому пришлось обратиться к высокому местному начальству на металлургическом заводе, чтобы вернуть мой паспорт. После этого я снял «Чугун», он опять не пришелся ко двору. Мне сказали: «Если бы вы это снимали про итальянских рабочих — все в порядке, про советских рабочих такое снимать нельзя». Потом появился Гриша Чухрай, лауреат Ленинской премии, очень порядочный человек, фронтовик. Не то чтобы он шел вразрез с линией партии или пробивал лбом стены, но он делал то, что хотел, в рамках дозволенного. Тогда даже Герасимов не мог взять на себя ответственность и выдать диплом за фильм, который запретило Госкино. Гриша Чухрай как лауреат мог и написал рецензию на «Чугун».

Мне не хватило опыта работы на заводе, и я решил стать профессиональным рыбаком в Батуми. Команда корабля тут же решила, что я шпион. Они продавали рыбу «налево»: ловили, становились на рейде недалеко от берега курортного центра, запускали сирену, и к ним сразу плыли всякие фелюги. За кило пойманной рыбы завод платил им четыре копейки, а одну большую рыбу «налево» они продавали за три рубля! Конечно, они взволновались и стали думать, кто такой пришел. Вдруг выяснилось, что никто из них не умеет плавать, кроме капитана. А если сеть наматывается на винт, особенно ночью? Капитан же не может покинуть судно. Вот и выручал их, с ножом в зубах нырял и отрезал снасти; жуткая ночь.

— После такой помощи вас приняли за своего?

— Да, я собрал совещание команды — потому что они запирали меня в кубрике, когда торговали рыбой. Я говорю: что же это? Все знают, что вы торгуете рыбой, что вы думаете, я буду на вас стучать? Они считали, что я какой-то неудачник, пристроился к ним. Но я схитрил: начальника порта тогда звали Шалва Иоселиани, я и сказал, что пришел по блату. Говорил им: вы же знаете, откуда я пришел, из какой семьи!

— Вы стали профессиональным рыбаком и горновым в Грузии, а как вы стали профессиональным режиссером во Франции?

— Меня в буквальном смысле одолжили французскому продюсеру. У меня даже не было с ним договора, как советский гражданин, я не имел права подписывать такие договоры. У продюсера был подписан контракт с Госкино. Я приехал во Францию снимать «Фаворитов Луны», продюсер решил, что я зулус, приехал черт знает откуда. Он стал мне объяснять: «Это рельсы, на них ставится тележка, это осветительные приборы, у нас так». Я отвечаю: «Рельсы плоховаты, вы что дешевите?»

— Но сейчас во Франции вас воспринимают как европейского режиссера?

— Да, но смотреть не хотят. Народ — то есть дети с 13 до 22 лет — не ходит. Они ходят на то, к чему привыкли. Беда в том, что те, кому эти фильмы адресованы, тоже не ходят в кино, они разочаровались в кино, для них это жвачка, на которую не стоит тратить время. Другой была эпоха Жана Виго, хотя перед выходом на экраны его изрезали продюсеры. Единственная копия «Аталанты» хранится в Госфильмофонде. Рене Клер, Абель Ганс, Жак Тати — вот это эпоха!

— Вы говорите, что ваши фильмы обычно не смотрят, а как зрители восприняли «И стал свет»? Ради этой картины вы искали в Африке местное племя без европейского влияния.

— Для них это была экзотика, неграмотный французский зритель ничего не понимает, у него даже нет тени понятия, что такое мысль, метафизика, касающаяся феномена жизни. Их испортили телевидение и Голливуд. Но раз фильм снят в Африке, то это им интересно.

В Африке я искал племя, где были бы приличные люди; я разочаровался во всем. Я даже не знал, что буду делать: европейское вторжение в Африку их развратило, они потеряли свою культуру жизни вместе. Местные племена уже не могут жить одними верованиями и правилами, они стали жульничать, зарабатывать деньги. Я объездил много мест; где-то были революционеры, жуткие жулики, как полагается у революционеров. Уже собираюсь уезжать и натыкаюсь на маленькую деревню, там со мной поздоровались:

— Вы издалека?
— Да, я из очень далека.
— Не хотите ли выпить кока-колы?
— А чего-нибудь покрепче нет у вас?

Потом я с ними посидел, организовал собрание, обо всем рассказал, что они будут делать; это были люди, которые уважают старших, хорошо воспитывают детей, грубо говоря, они не потеряли основных ценностей. Я снял картину вопреки их представлениям о ритуалах, я навязал им свои, чтобы это было тактично. Они поверили в возможность таких ритуалов. Например, чтобы принять какое-то решение, я посадил в круг женщин и мужчин. Дамы решили что-то и отправили к мужчинам посланца с новостью, маленького мальчика. Они так не делают, но это им понравилось.

— Вы говорите о неграмотном зрителе во Франции, но чего ему не хватает?

— Прежде всего, довоенная эпоха унесла с собой все крохи правил общественного поведения. Исчезло представление о том, что люди читали, какие скандалы после выставок импрессионистов сотрясали Академию. Сколько людей сегодня во Франции знает, почему появился сумасшедший Ван Гог или Сезанн? Скоро будет не с кем говорить о Гогене! Разве этот зритель знает, как Нижинский и Дягилев оказались в Париже? Культура пронизывала всю жизнь человека. Одинаково важно было владеть культурой употребления абсента и понимать «Мулен Руж». Все европейские ценности исчезают, я застал крохи, и мне приходится собирать их для своей работы. С другой стороны, мое кино возможно только среди этих культурных ценностей: я не смогу работать ни в Индии, ни в Персии, ни в Марокко, ни тем более в Мексике.

— Почти каждый ваш новый фильм отмечен призами в Локарно или Каннах. Фестивальные награды помогают находить деньги на кино?

— Нет. Это не то что у нас во времена Сталина: были режиссеры-орденоносцы, они сидели в рабочем кабине с орденом. Во Франции неприлично носить орден; что я, нацеплю на себя Мальтийский крест или орден Иностранного легиона? Там носит такие вещи только президент. Хотя Ширак раздавал эти кресты Почетного легиона налево и направо. Даже нашим: это такая игра глав государств — признать другого главу государства. Правда, это я говорю о государственных наградах, но фестивальные призы мне тоже не особенно помогают.

— В начале беседы вы вспоминали «Мастера и Маргариту». Я слышал, что вы не одобряете экранизаций литературных произведений — и особенно Булгакова.

— Само понятие «экранизация» преступно и позорно. Хорошо иметь такого сценариста, как Булгаков, но совесть тоже надо иметь. Булгакова следует читать и наслаждаться тем, как это написано. А подменив персонажей Булгакова конкретными актерами, вы лишаете зрителя возможности примерить булгаковский текст на себя, на свое воображение — ему будут мерещиться все эти актеры, как во всех экранизациях «Анны Карениной» и «Войны и мира». Для меня во всех этих экранизациях самое главное опущено, осталась только интрига и коллизия. С Гюго натворили такие вещи, ужас! Экранизировали почти все его вещи — «Гана Исландца», «Человека, который смеется», «Собор Парижской Богоматери». Эти выжимки отвратительно звучат, ничего главного не рассказано. У Гюго длинные главы-рассуждения о человеческой натуре, о безобразии, которое нас окружает, — о той горечи, что осознает человек, проживающий жизнь. В кино нельзя увлекаться злодейством и постоянно настаивать на том, что человек все время зверь: это не так.

— В «Зимней песне» тоже много рассуждений о безобразии вокруг нас. Мне показалось, что в вашем новом фильме много намеков на отсутствие понимания и малейшей связи между человеком и структурой власти. Словно государство оглохло, а языком народа становятся маргинальные слои общества — воришки, нищие, неудачники.

— Вокруг происходит хаос. Россия и Грузия разграблены, появилась отвратительная категория олигархов, а вместе с ними появилась категория чиновников, которые, может, и дрожат, но страх потеряли. Чиновник — это всегда было позорное занятие, начиная с «Мертвых душ» Гоголя. Собакевич говорил: все они сволочи, один порядочный человек — прокурор, да и тот свинья. Любая администрация совершает поступки, необратимые для жителей той или иной страны; некоторые потом исправляют свои ошибки. Английская администрация как-то сумела мягко оставить свои колонии, уйти из Индии, из Австралии, Новой Зеландии и Канады. Испанская администрация вынуждена была покинуть Аргентину и Мексику. А французы оставили за собой острова, потому что эти маленькие народы, затерянные в океане, одичают и погибнут, как на острове Пасхи, — это оправданное давление.

Российская администрация никогда не была джентльменской начиная с Ивана Калиты — и традиция продолжается. Петр I прорубил окно в Европу, но это не помогло, пришел Николай I, который сослал всю думающую интеллигенцию гнить в Сибирь, а Николай II просто отстреливал собак и ворон, во всяком случае, это доставляло ему удовольствие. Слава богу, он не отстреливал людей. Я уже не говорю о Сталине.

Лучше всего работать вопреки тому, что от тебя требуют, наперекор ошибочной установке государства — вот к этому я бы хотел призвать своих младших коллег.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244590
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246173
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412799
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419292
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423384
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428690
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429362