То, что нищета, социальная напряженность и подавляющая людей власть — темы, важные и для авторской анимации, очевидно давно. Но в новой анимации весь этот круг проблем стал главным. Все возможные жанры и виды анимации — документальная, кровавый хоррор, притча, поэзия и сатира — все говорит об одном: больше нет сил терпеть.
Короткий фильм живущих в Дании израильских аниматоров Ури и Михаль Кранот (Michelle Kranot, Uri Kranot) «Долго ли? Недолго!» («How Long, Not Long») берет в название цитату из знаменитой речи Мартина Лютера Кинга и монтирует видеосъемку со всего света, говорящую о насилии и протесте (в частности, там есть выступление «Пусси Райот» на Красной площади). Видео художники превращают в эффектную живопись, которая под минималистскую музыку Ури Кранота ритмически выглядит почти как танец. (Фильм получил приз ФИПРЕССИ.)
Фильм «Оживленная газета» («Journal animй») итальянца Донато Сансоне (Donato Sansone) снят во Франции в буквальном смысле по страницам газеты «Либерасьон» с 15 сентября до 15 ноября 2015 года. Мы видим, как Донато сидит в кафе, разрисовывая газеты, а потом иллюстрации оживают, перелезают с одной страницы на другую, внедряются в фотографии, общаются, дерутся, красотки визжат, чиновники кривляются. Мода и сплетни в спонтанном, живом рисунке переходят в политику, становясь внятным графическим комментарием к важнейшим событиям дня; сюжет заканчивается мрачной точкой через два дня после парижской трагедии.
«Оживленная газета», реж. Донато Сансоне
Канадец болгарского происхождения Теодор Ушев (Theodore Ushev) снял притчу «Слепая Вайша» («Vaysha, l'aveugle») по рассказу Георгия Господинова о девушке, которая одним глазом видела прошлое, а другим — будущее, но не знала настоящего. В мощной графической манере, напоминающей многоцветную гравюру, Ушев делает трагическое кино о невозможности жить без настоящего, ностальгируя по прошлому и страшась будущего. И в глазах Вайши будущее очень похоже на сегодняшнюю гражданскую войну между властью и народом. (Фильм получил приз жюри Анси.)
«Слепая Вайша», реж. Теодор Ушев
Румынский режиссер Михай Греку (Mihai Grecu) снял удивительный фильм-метафору о Северной Корее «Отражение власти» («The Reflection of Power»), который для нас, конечно, смыкается с картиной Манского «В лучах солнца». У Греку Пхеньян вместе со всеми своими жителями, продолжающими бесконечные коммунистические празднования, зданиями и гигантскими статуями-истуканами вождя совершенно реалистическим образом медленно уходит под воду, как во время библейского потопа. Фильм этот уже имеет немало наград и в Анси получил специальное упоминание жюри в экспериментальной номинации «Off Limit».
«Отражение власти», реж. Михай Греку
Другой фильм в этой номинации, столь же реалистический по картинке и столь же фантастический (и так же использующий живую съемку вместе с компьютерной анимацией и обработкой фотографий), — бельгийско-французская «Ситуация» («Estate») Ронни Трокера (Ronny Trocker) — показывает картину средиземноморского пляжа, все люди и птицы на котором замерли посреди движения, как в детской игре, в то время как вся среда — море, трава, песок — остается живой, подвижной и полной звуков лета. И вдруг среди остановившегося движения оживает черный парень с испуганным лицом, двигающийся со стороны моря, и тут мы видим еще одного черного, лежащего мертвым у воды, и других, сидящих в окружении полиции. Это явно беженцы. Возникают звуки полицейских переговоров, шум вертолета, и герой бежит из окаменевшего мира, прячась в высокой траве, пока его не останавливает окрик. А весь этот замерший пляж похож на остановившийся ужас в глазах еще не схваченного беглеца.
«Ситуация», реж. Ронни Трокер
Фильм «Сломанный» («Kaputt») немецких режиссеров Фолькера Шлехта (Volker Schlecht) и Александра Лала (Alexander Lahl), уже имеющий множество призов (в частности, Гран-при престижного фестиваля в Штутгарте), построен на интервью двух женщин, сидевших в советское время в тюрьме в Восточной Германии и рассказывающих (в суховатой черно-белой графике, немного напоминающей рисунки Кентриджа) о том, как строилась эта тюремная жизнь. Для нас, знающих, что по-прежнему происходит в российских тюрьмах, эти трагические признания не становятся открытием. Но на немцев, хоть у них и много на эту тему снято документального кино, картина произвела очень сильное впечатление. На премьере зал, как рассказывает режиссер, сидел в слезах, а одна из героинь сказала, что только теперь сможет рассказать о тюрьме своей дочери.
«Сломанный», реж. Фолькер Шлехт и Александр Лал