29 июня 2016Кино
454

Когда был Гитлер маленький

«Детство лидера» Брейди Корбета

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_pictureКадр из фильма «Детство лидера»© IFC Films

Пока в Москве идет Московский кинофестиваль — без особых открытий и даже без Медиафорума, самой прогрессивной программы ММКФ, в Год кино уступившей место братской могиле из ветхих достижений советской кинематографии, — мы пытаемся осмыслить программу другого фестиваля дебютов, недавно закончившегося ивановского «Зеркала». Репрезентативный, как всегда (в нем были и победитель Роттердама, и лучший венецианский дебют, и старательные колумбийские опыты в духе Алонсо, и новое хмурое кино Восточной Европы), конкурс «Зеркала» в этом году продемонстрировал известный упадок авангардной мысли в кино. Победителем фестиваля, к примеру, стал уже победивший в Роттердаме фильм американского перса Бабака Джалали «Радиогрезы» — то самое доброе кино с безобидными шутками на злобу дня, о котором давно грезит наш Минкульт. К нашему глубокому неудовлетворению, в Иванове был совершенно обойден призами и вниманием самый интересный дебют года — «Детство лидера» Брейди Корбета. Надеемся, это кино рано или поздно возникнет если не в российском прокате, то хотя бы в нашей рубрике «Что качать на этой неделе». А пока Наталья Серебрякова объясняет, за что она полюбила этот дерзкий и неровный фильм.

Под напряженную музыку Скотта Уокера идут архивные кадры хроники Первой мировой войны, бодро и споро по Европе катится новейшая машина уничтожения. Примерно в это же тревожное время в сельской Франции мучается от родительского невнимания похожий на юного Володю Ульянова белокурый американец Прескотт (Том Свит). Его отец (Лиам Каннингем из «Игры престолов»), советник президента Вудро Вильсона, занят в Версале подготовкой условий немецкой капитуляции. Иногда он играет дома в бильярд с другом семьи (или, скорее, своей жены) вдовцом Чарльзом (Роберт Паттинсон с бородкой), имеющим интересные идеи насчет имманентности насилия. Мать Прескотта (Беренис Бежо) делегировала воспитание собственного сына кухарке (скорее комедийная французская актриса Иоланда Моро) и приходящей девушке из деревни, которая обучает мальчика французскому (ее играет Стейси Мартин — к кастингу Корбет подошел с тщательностью и талантом мажордома). Отношения Чарльза и матери Прескотта до поры до времени останутся под завесой тайны, но его визит в семейное гнездо настораживает уже с первого кадра.

«Детство лидера» имеет четкую структуру: короткое интро, три главы («истерики») и эпилог. Поводом для истерик становятся главным образом роскошные локоны малыша Прескотта, из-за которых его часто путают с девочкой. Но не только они. Мальчику вдалбливают французский, не разрешают трогать за грудь нежную красавицу из «Нимфоманки»; отец и мать с ним холодны, потому что, вероятно, хотели девочку. Как тут не появиться голым на светском приеме и не продемонстрировать свои гениталии чопорным аристократам? Вместе со своим юным героем Корбет-режиссер долго плутает в темных и холодных коридорах детской субъективности и неудовлетворенного эго; их доходчивой — даже слишком — метафорой становятся ободранные сырые интерьеры старинного неуютного французского дома.

Кадр из фильма «Детство лидера»Кадр из фильма «Детство лидера»© IFC Films

Не очень тепло встреченное в Венеции западной критикой, кино тем не менее заслужило приз за дебют и пару многозначительных формулировок в Indiewire: «это самый громкий, но далеко не самый лучший фильм в Венеции», «увлекательный мозготрах». В фильме действительно есть ряд лакун, заполнить которые смог бы, возможно, более опытный режиссер. Но симпатизирующий зритель разглядит в этих пустотах, недоговоренностях и намеках особую прелесть режиссерской неартикуляции, деликатного умолчания, иногда имеющего энигматический, а иногда — комический эффект. Вот в абсолютно безлюдном кадре вдруг загорается от свечи свисающий со штор канат и, потрещав минуту, гаснет, так и не разрядив скопившееся в доме напряжение катастрофой. Что это было? Или вот только что уволенная кухарка клянется: «Весь остаток своей жизни я посвящу разрушению вашей семьи». Через неделю семья благополучно переедет обратно в Штаты, и линия мести оборвется, так и не начавшись.

Но у «Детства лидера» есть целый ряд безусловных достоинств. Прежде всего, нельзя упрекнуть Корбета в неизобретательности. Самим названием своего фильма он дает почву для интеллектуальных аллюзий (а эпилог, выражающий благодарность, кажется, всем интеллектуалам XX века, от Жан-Поля Сартра до Ханны Арендт, выглядит уже буквально как библиография). «Детство лидера» — это же вообще написанный в 1939 году рассказ Сартра, главный герой которого, сын богатых промышленников по имени Люсьен, ищет свою идентичность, будучи вовлеченным во фрейдистский психоанализ. Сартр наблюдает за своим героем с четырех лет до самой юности, описывая гомосексуальную связь с поэтом, вступление в фашистскую организацию и убийство еврея, читающего «Юманите». Все это время Люсьен копается в себе в поисках ответа на вопрос: «Что со мной не так?»

Герой фильма Корбета, напротив, максимально закрыт от зрителя, герметичен — мы видим лишь внешние результаты его рефлексий и самоистязаний, приступы неконтролируемой агрессии и изматывающего бешенства. В поле наивных исследований ребенка — его собственная сексуальность, вопрос существования Бога (ответ отрицательный) и границы власти взрослых. В кульминационном эпизоде юный Гитлер (Муссолини, Освальд Мосли, наконец) на несколько дней запирается в своей комнате и зубрит басню на старофранцузском, чтобы отомстить миру вообще и училке-недотроге в частности.

Кадр из фильма «Детство лидера»Кадр из фильма «Детство лидера»© IFC Films

Рассказывая о природе психопатии (во всем виновата буржуазная семья — утверждает Корбет вслед за Ханеке), Корбет как бы перелицовывает фильм Антонио Кампоса «Саймон-убийца», в котором сам же и сыграл, причем едва ли не лучшую свою роль — американского студента, совершившего преступление на сексуальной почве в Париже. Корбет как будто создал своеобразный приквел к истории Кампоса. В начале двадцатого века его Прескотт вырастает в фашистского лидера. А в начале двадцать первого века, когда герои измельчали, Прескотт мог бы стать и Саймоном, забившим подругу-проститутку.

Но не будем и слишком серьезны: в конце концов, на слезинке ребенка Корбет выстраивает не трагедию, а занимательную историческую фантасмагорию. Почти все действующие лица в этом социальном пастише условны и даже не имеют имен: просто «мать», просто «отец», «учительница» или «пожилой иностранный джентльмен». Молодой режиссер ироничен в своем восприятии истории, и киногеничность для него важнее всякой исторической правды. Сознательно или бессознательно он наполняет свой фильм множеством не только исторических и общекультурных, но и чисто кинематографических аллюзий. Так, в драматичном, истерическом финале он вдруг остроумно цитирует «Космополис» Кроненберга. И это ли не есть издевательство над реальной жизнью с ее лидерами и торжество анархической синефилии?


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244892
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246450
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413040
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419528
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423608
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428910
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429563