13 сентября 2016Кино
136

Джедай нам днесь

«Бен-Гур» Тимура Бекмамбетова

текст: Станислав Ф. Ростоцкий
Detailed_picture© Paramount Pictures

Едва ли не все эталонные пеплумы 50-х — начала 60-х годов вроде «Десяти заповедей» или «Царя царей» имели черно-белых и немых предшественников. Не стал исключением и «Бен-Гур»: впервые родовитый иерусалимский иудей из канонического романа Лью Уоллеса появился в кино еще в 1907 году — на целых 15 минут. После этого фильмы о нем выходили в 1925 и 1959 годах, а в наше время Бен-Гур переселился на малый экран, став героем мини-сериала (2010) и двух мультфильмов (1988 и 2003). В последнем, к слову, заглавный персонаж говорил голосом Чарльтона Хестона, величайшего Бен-Гура всех времен и народов из экранизации Уильяма Уайлера.

«Бен-Гур»-59 покрывал на голливудской карте того времени пространство, сравнимое с масштабами владений Римской империи образца I в. н.э. Фильм получил 11 «Оскаров» из 12 возможных, и рекорд этот оставался непобитым сорок лет — до выхода «Титаника» (кстати, если сравнить кассовые сборы с учетом инфляции, изменения цен на билеты и прочих усушек-утрусок, то «Бен-Гур» отстает от суперблокбастера Джеймса Кэмерона не так уж и фатально). Почтеннейшую публику завалили беспрецедентной лавиной сопутствующих товаров: игрушечные мечи, тоги и туники, тематическая бижутерия, махровые полотенца и шоколадные наборы, а также тысячи экземпляров переизданного в мягкой обложке романа Уоллеса, по такому случаю окончательно утвержденного в статусе высшего достижения англоязычной христианской беллетристики. А в городке Калвер-Сити, где располагались студии MGM, день премьеры, 24 октября, был официально провозглашен местным праздником — Днем Бен-Гура.

© Paramount Pictures

Так что Тимуру Бекмамбетову, взявшемуся заново рассказать «историю Христа» (именно такой подзаголовок носили и роман Уоллеса, и все предыдущие экранизации; новый «Бен-Гур» — первый, обошедшийся без него), пришлось иметь дело не просто с очень значительным фильмом, но и с самым настоящим социокультурным феноменом. Совершить марш-бросок на территорию не Большого даже, а прямо-таки Гигантского Стиля. Проникнуться неопалимым пафосом золотого века Голливуда, когда режиссеры пеплумов вроде Сесила Б. ДеМилля могли уверенно заявить: «Дайте мне любые пару страниц Библии — и я сниму вам фильм». Роман Уоллеса — не совсем Книга книг, но в любом случае уровень материала заметно отличается от того, с чем Бекмамбетов работал до сего момента и на чем, в сущности, сделал себе имя. Культовое городское фэнтези для чтения в общественном транспорте, анархо-мизантропический комикс с жесткими возрастными ограничениями, «мэшап», в котором отцы нации встречаются с кровососущей нечистью… Несмотря на то что за Бекмамбетовым утвердилась репутация кинематографиста универсального (что в целом справедливо в отношении его продюсерских проектов), его режиссерские пристрастия вполне определенны и лежат в области постмодернистской маргиналии. К чести режиссера, он не стал превращать свой проект в этакий «Заутренний дозор», обряжать центурионов в солнцезащитные очки и метить колесницы трафаретом «Горсвет». Но и в должной мере совпасть с уровнем первоисточника по всем приметам не вышло. Оттого «Бен-Гур» резво, но аккуратно нарезает почетные круги по арене, выстроенной вовсе не в городе времен римской оккупации, а, скорее, «давным-давно в одной далекой-предалекой Галактике». Кульминацией бекмамбетовского фильма, как и у Уайлера, становится гонка на колесницах. Она и вправду снята более чем эффектно и захватывает дух вполне искренне. Если бы только не бросалось в глаза, что в качестве основного источника вдохновения в новом «Бен-Гуре» оказывается не столько аналогичная сцена из фильма-оригинала, сколько придуманная по ее мотивам гонка на антигравитационных болидах в «Скрытой угрозе» Джорджа Лукаса. Вообще Древняя Иудея очень похожа здесь на родную планету Люка Скайуокера Татуин, падающие с неба 3D-снежинки кажутся разлетевшимися в разные стороны мидихлорианами, а самым главным джедаем, феноменальным образом сочетающим в себе лучшие качества Оби-Вана Кеноби, Мейса Винду и Магистра Йоды, несколько неожиданно оказывается не кто иной, как Иисус Христос, гипнотизирующий легионеров пронзительным взглядом медиума и изрекающий евангельские максимы вроде «Бог есть Любовь» с интонацией «Да пребудет с тобой Сила!». Или, если угодно, «Всем выйти из сумрака!»

© Paramount Pictures

Все это сильно напоминает прецедент пятнадцатилетней давности, когда дорогущий ремейк «Планеты обезьян» (фильма немногим менее значительного, чем «Бен-Гур», да вдобавок еще и с тем же Хестоном в главной роли) выпало снимать Тиму Бертону, чей творческий метод вряд ли ассоциировался с триумфально-волевым классицизмом оригинала. Декадент Бертон как мог преодолевал сопротивление материала (примечательно, что в конце концов он не придумал ничего лучше, чем показать цивилизацию приматов как раз в традициях пеплума), но кино в итоге вышло неубедительным и скучным, получило добрую порцию заслуженных тумаков от критиков, и через десять лет франшизу перезапустили, теперь уже в разы удачнее. Истории двух фильмов вроде бы похожи (да и Бертон с Бекмамбетовым не то чтобы чужие друг другу, несколько лет назад они совместно продюсировали мультфильм «Девять») — с той лишь весьма существенной разницей, что бертоновская «Планета», хотя вроде бы никому по-настоящему и не понравилась, все-таки заработала более 360 миллионов долларов. А новоявленный «Бен-Гур» (при сравнимом бюджете) собрал за месяц по всему миру чуть больше половины затраченной на него суммы. И вряд ли уже, подобно бен-гуровской колеснице, совершит неожиданный рывок на последнем круге. Так в результате не оказавшись первым ни в могиле, ни на финише.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244885
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246445
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413035
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419523
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423605
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428906
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429560