22 сентября 2016Кино
129

Синефилы на марше

Кинофестиваль журнала Cineticle — что это такое?

текст: Мария Бикбулатова, Наталья Серебрякова
2 из 2
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «История Иуды»Режиссер Рабах Амер-Займеш

    Мужчина, облаченный в тогу, взбирается на гору и входит в каменную хижину. Там на его плечи взгромоздится Иисус, обессилевший от 40-дневного поста. После оба спустятся в долину, где их встретит восторженная толпа горожан с детьми, а затем пустятся в нелегкий путь в Иерусалим.

    Так начинается переосмысленная история Иуды и Христа, ровное, почти монотонное кино, жанр которого можно определить как нечто среднее между религиозной притчей и исторической драмой. «История Иуды» французско-алжирского режиссера Рабаха Амер-Займеша — народный театр, особый взгляд на фестивальный кинематограф. Дебютировавший на Берлинале-2015 фильм снят в уникальной манере: живописная натура (пустыня), минимум декораций и исторической правды (актеры обуты в современные сандалии), обилие музыкальных номеров (одинокое женское соло и народный ансамбль), в главной роли — сам режиссер (как и в своем предыдущем фильме «Песнь Мандрена»).

    Условная реабилитация образа Иуды в современной культуре случилась в 2006 году, когда Национальное географическое общество восстановило и перевело найденную в 1978-м 1700-летнюю рукопись апокрифического Евангелия Иуды. В нем кроме еретической космогонии содержатся намеки на то, что Иуда не предал Иисуса римским солдатам, но сдал его властям по собственной воле Христа. Этот сюжет и лежит в основе фильма Амер-Займеша. В нем нет ни слова о тридцати монетах, так же как в отношениях Иуды и Иисуса нет и тени предательства. Иуда показан как верный друг, соратник и последователь Христа, оберегающий своего учителя от политических игр римлян, но невольно принесший его в жертву. Это совершенно иная интерпретация, нежели во всех предыдущих спекуляциях на эту тему (включая «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»). Правда, в этом сюжетном допущении, пожалуй, состоит и вся революционность «Истории Иуды» (и то, говорят, все это на самом деле — неснятый сценарий Карла Теодора Дрейера). С точки зрения художественных приемов — нарративного подхода, операторской работы, драматургии и даже хронологии — это, скорее, традиционалистское кино, без примеси новаторства. Но в силу своей малобюджетной строгости фильм представляет собой любопытный пример из области кинопроизводства. Как режиссеру со столь малыми силами и столь традиционными манерами совладать с библейским сюжетом и достойно вписаться в современное авторское кино?

    Сделанный почти что на коленке, как и остальные работы Амер-Займеша, фильм полюбился тем немногим критикам, которых занимает проблема отличия религиозного в кино от религиозного кино (при этом «История Иуды» — скорее первое). Не имея ни капли общего с фундаментализмом Терренса Малика, богоборчеством Карлоса Рейгадаса или гностическими изысканиями молодого бельгийского гения Густа Ван Дер Берга, Амер-Займеш питается историей религии. «История Иуды» — это теологический вброс, явление скорее идеологическое чем кинематографическое. Тем интереснее наблюдать за манипуляциями режиссера, пытающегося максимально упростить христианские образы и сюжеты, одновременно перевернув с ног на голову всю суть Нового Завета.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244572
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246158
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412784
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419277
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423371
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428677
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429349