16 декабря 2016Кино
173

Тимоти Шери: «Давление новой политики Трампа приведет к культурной революции»

Разговор с главным экспертом по американскому тин-кино

текст: Лёля Нордик
Detailed_pictureКадр из фильма «Американский пирог»

Тимоти Шери — ведущий исследователь американской молодежной субкультуры и молодежного кино, автор двух книг («Generation Multiplex: The Image of Youth in Contemporary American Cinema» и «Teen Movies: American Youth on Screen») и множества статей и эссе. В это воскресенье, 18 декабря, он прочтет в Санкт-Петербургской школе нового кино лекцию, завершающую мини-ретроспективу американских фильмов о подростках «Нежный возраст» — она уже идет в кинотеатре «Родина» (каждый из показов также предваряется небольшим ликбезом, который проводит Шери). Лёля Нордик поговорила с Шери об истории появления подросткового кино как жанра, его мутациях в эпоху мультиплексов и феминизма, а также, разумеется, о Дональде Трампе.

— Вы — автор нескольких книг и большого количества статей, посвященных teen movies. Как вообще начинались ваши исследования?

— В середине 90-х я был студентом, и мне нужно было выбрать тему для своей кандидатской диссертации. Тогда кто-то дал мне хороший совет: «Выбирай тему, которая мало изучена и, главное, интересна тебе самому». Мне тогда было чуть больше двадцати, я постоянно смотрел кино, в том числе подростковые фильмы, которые мне особенно нравились. Я замечал, что подростковое кино как категория недостаточно освещается и почти не исследуется; таким образом, teen films стали темой моей первой работы. К 1998 г. диссертация была закончена, и я захотел расширить ее, чтобы выпустить книгу, — так в 2002-м появилась «Generation Multiplex». К этому моменту в США было издано не более трех книг, затрагивающих тему подросткового кино, и около тридцати отдельных статей. В своей работе мне было важно представить современный контекст, а также тезис о принципиальном сдвиге в истории teen films, вызванном массовым появлением в США торговых центров и мультиплексов. В начале 80-х они стали новым местом встреч для молодых людей, местом, где тусуются тинейджеры. Это в корне изменило рынок, индустрия стала подстраиваться под обстоятельства и выпускать большое количество фильмов, рассчитанных на юных посетителей торговых центров. Аналогичная ситуация сложилась в 1950-х, когда в ответ на послевоенный бэби-бум студии также стали выпускать огромное количество фильмов для тинейджеров — значительно больше, чем позднее, в 1960-х и 1970-х.

Тимоти ШериТимоти Шери

— Когда в США появились понятие teenage movie и вообще термин teenager?

— Это довольно интересная тема — кстати, я буду говорить об этом на моей лекции в воскресенье. Само понятие «подросткового возраста» как промежуточной фазы между детством и зрелостью появилось сравнительно недавно, в начале XX века, когда появилась high school. До этого в Америке дети заканчивали обучение в школе к 12—13 годам и затем сразу отправлялись на работу. Учиться в старших классах считалось обязательным только для тех, кто хотел построить серьезную научную карьеру, стать врачом или адвокатом. Существует много споров о том, когда же впервые стали применять термин teenager, но исследователи настаивают, что это произошло в 1930-х годах, когда большинство детей стало оставаться на обучение в старших классах.

И, конечно же, после войны общество стало отчетливее осознавать, что есть эта социальная группа — подростки от 12 до 20 лет. Большая часть населения этого возраста была в школах, это создало новые условия для того, чтобы тинейджеры начинали группироваться, объединяться в сообщества. Тогда же появляются первые подростковые банды, распространяется подростковая преступность. Потому что, если эти группы ребят не заняты учебой или работой, их совместное времяпрепровождение часто выливается в хулиганство.

Что касается кинематографа, то категории teen movies не было до 1930-х годов — собственно, потому что не было этой аудитории как социальной группы. Были фильмы про детей, фильмы про семью, где также были персонажи-тинейджеры, но фильмы, где именно подростки становятся главными героями, появились только в 1930-x. Именно тогда выходит сериал «Энди Харди», где в главной роли был Микки Руни, который становится настоящей звездой в среде старшеклассников. И он, и Джуди Гарленд, и другие актеры сериала становятся знаменитыми именно как тинейджеры и уже потом вырастают в больших звезд.

Кадр из фильма «Двойная жизнь Энди Харди»Кадр из фильма «Двойная жизнь Энди Харди»

— Есть ощущение, что ранние подростковые фильмы, такие, как, например, «Blackboard Jungle», — это, в первую очередь, взгляд взрослого человека на тинейджеров как на таких непонятных и довольно опасных существ, от которых можно ожидать чего угодно. Но в 60-х (даже, скорее, в 70-х) фокус смещается, и мы видим ту же ситуацию, но уже с точки зрения детей, для которых родители — это такие странные, ни в чем не разбирающиеся динозавры, уходящие на второй план.

— Да, как раз в послевоенное время начинают происходить глубокие изменения в подростковом кино. «Бунтарь без причины» — первый крупный фильм, в котором история показана с точки зрения тинейджера. Да, там присутствуют родители и добрый полицейский, но родители уже выглядят довольно отстраненно. А к 1970-м годам формируется целое поколение тинейджеров, которые совершенно отчуждены от своих родителей. Потому что родители не вписываются в их культуру, само присутствие родителей не вписывается в контекст. И несмотря на то, что в школе есть взрослые, все важнейшие события в жизни старшеклассников все равно происходят вне поля зрения старшего поколения. Родители, как правило, вообще не имеют представления о перипетиях жизни своего ребенка в компании сверстников. Сегодня, с появлением интернета и мобильной связи, родители проявляют гораздо больше обеспокоенности и пытаются контролировать жизнь своих детей.

Кадр из фильма «Бунтарь без причины»Кадр из фильма «Бунтарь без причины»

— Как изменились наиболее характерные тренды в подростковом кино в XXI веке в сравнении с фильмами конца 80-х и 90-х годов?

— Тема подростковой преступности — это, конечно, самый главный тренд, который доминировал десятилетиями, с 40-х и вплоть до 90-х годов. Истории о том, как дети попадают в большие неприятности, почему это происходит и что с этим делать. К сожалению, за последние 15 лет тема подростковой преступности практически исчезла из фильмов. Я уверен, что это связано с большим количеством реальных трагедий, началом стрельбы в школах в 90-х. Это уже был совсем другой уровень подростковых преступлений: это уже не травля, не кражи в супермаркетах и не драки с ножиками — это массовые убийства. Индустрия кино оказалась не готова взять на себя ответственность и сталкивать подростков с подобными проблемами еще и на экране. Конечно, какие-то малобюджетные фильмы затрагивали тему расстрелов в школах, но они были не очень заметны в широком прокате. Сегодня студии стараются избегать этой темы. Также можно сказать о практически полном исчезновении родителей из фильмов. То есть это уже совсем не семейное кино. И если в «Бунтаре» родители еще как-то значимо присутствовали на экране, то к 80-м годам они совсем пропадают. Также в 80-х рушится табу на тему подросткового секса. Если в фильмах 50-х мы могли наблюдать лишь невинную романтику и не могло быть даже разговора о реальном сексуальном контакте между подростками, то в 80-е годы тема секса открыто доминирует, появляется огромное количество комедий на тему потери девственности. В свою очередь, этот бум резко прекращается в конце 80-х — это напрямую связано с борьбой против СПИДа, а также с увеличением количества подростковых беременностей в США. Но уже в 90-е подростковый секс снова возвращается на экраны благодаря кампаниям, пропагандирующим безопасные сексуальные отношения.

В XXI веке главным трендом в подростковом кино становится тема сверхъестественного, фэнтези. Появляются настоящие тин-блокбастеры, такие, как «Гарри Поттер», «Сумерки», «Голодные игры».

А драмы о реальной жизни переходят в категорию независимого кино. Даже те подростковые фильмы 90-х, которые были невероятно популярны (такие, как «10 Things I Hate about You», «American Pie» и так далее), не приносили столько денег. Они имели огромный успех у целевой аудитории, но масштабы прибыли этих фильмов несравнимы с сегодняшними подростковыми блокбастерами.

Печально, конечно, что тинейджеры не видят лучших фильмов про них. Независимое кино остается незамеченным большинством подростков.

Кадр из фильма «10 причин моей ненависти»Кадр из фильма «10 причин моей ненависти»

— Чем образ «бунтаря» классических фильмов отличается от «бунтаря» сегодняшнего?

— Сейчас поле героики — это, в первую очередь, проблемы социальной несправедливости. Сегодня на экранах подросткового кино значительно больше девушек в главных ролях. Это серьезная тенденция. Но если в «Сумерках» женский персонаж — еще не совсем героиня, то в «Голодных играх» это полноценный, независимый и сильный герой. Сегодня роль бунтаря гораздо ярче исполняется девушками, и это здоровая тенденция. Хотя сегодня в Америке сложная ситуация с феминизмом. На своих лекциях о гендере я спрашиваю студентов: «Как вы относитесь к равноправию?» Они отвечают: «Класс, равные права у всех людей — это супер! Мы за!» Я говорю: «Так, значит, вы все феминисты!» — «Нет, мы не феминисты». — «Как так? Это же безумие, феминизм — это и есть движение за равные права для всех людей». Они отвечают: «Ну да, вообще мы за, но поддерживать это не будем» (смеется).

Кадр из фильма «Голодные игры»Кадр из фильма «Голодные игры»

— Как вы думаете, повлияет ли патриархальный курс нового президента США на индустрию и, в частности, на эту тенденцию появления женских персонажей в кино? И как будет меняться подростковое кино в ближайшие пять лет?

— Если политика Трампа все-таки заденет тинейджеров (которые обычно в большинстве случаев сторонятся политики), то, я думаю, это может вызвать целую волну фильмов с новой тематикой и новыми героями-бунтарями. Но стоит также помнить, что Америка сейчас сильно разделена и, возможно, студии будут очень осторожны с критикой новой власти, так как они не захотят потерять половину своей потенциальной аудитории. Да, большинство работников Голливуда не придерживается правых взглядов, но, я думаю, студии будут крайне осторожны и, скорее, прибегнут к методу завуалированного противостояния. Это может вылиться в серию фантастических фильмов, где зло будет представлено в образе некой сверхъестественной силы. Вообще в ближайшие два года мы вряд ли увидим большое количество подросткового кино, потому что сейчас индустрии нужно будет время, чтобы проанализировать новую обстановку в политике и культуре.

По поводу сексизма Трампа (а он, очевидно, сексист): мне кажется, что мы услышим много важных и громких речей на грядущей оскаровской церемонии. Я уверен, что многие актеры и представители киноиндустрии воспользуются этой возможностью высказать огромной аудитории по всему миру свою позицию по отношению к новому президенту США и его политике. Телевидение и СМИ также продолжат критиковать Трампа, но все будут крайне осторожны, опасаясь разочаровать часть аудитории, поддерживающую правое крыло, довольно значительную.

Я предполагаю, что положительным эффектом от перемен в политике США станет подъем независимого кино. Молодые режиссеры все-таки более свободны и крайне чувствительны к политической повестке, социальным проблемам. Я думаю, в ближайшие пять лет американское инди-кино начнет активно набирать обороты. Хочется надеяться, что давление новой политики Трампа приведет к культурной революции.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244880
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246441
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413031
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419519
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423599
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428903
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429557