3 декабря 2013Кино
157

«Лени Рифеншталь, только таланта поменьше»

Что думают о фильме «Непал Форева» Алены Полуниной его главные герои — коммунисты Ленобласти

 
Detailed_pictureКадр из фильма «Непал Форева»© «Артдокфест»

Сегодня в 19:30 в конкурсе «Артдокфеста» (повторные показы пройдут 4 и 8 декабря) показывают фильм Алены Полуниной «Непал Форева», в котором руководители организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» (входит в партию «Коммунисты России») Сергей Малинкович и Виктор Перов едут в Непал примирить переживающих раскол товарищей по идеологии. Жанр фильма, работающего на грани между документалкой и мокьюментари, правильнее всего будет определить как постдок. Впрочем, сами Малинкович и Перов экспериментов с документалистикой не оценили (официальное заявление организации по поводу кино можно прочитать здесь) и рассказывают COLTA.RU, почему.

О реакции на фильм

Сергей Малинкович: Во-первых, сразу хочу дистанцироваться от термина «фильм». Полунина использует видеоматериал и аудиозапись, на воспроизведение которых не имеет никаких прав. Мы не давали ей письменного согласия на использование наших видеоизображений и аудиозаписей — ни я, ни депутат Перов.

Виктор Перов: Подтверждаю этот факт.

Малинкович: Полунина была рекомендована нам одним общим знакомым как кинорежиссер, интересующийся историей нашей партии, моим романом о международном комдвижении и т.д. Она сказала, что хочет снять серьезную картину о новом поколении русских коммунистов. Мы сразу предупредили ее, что дадим официальное согласие на использование материала только после того, как она покажет нам готовый фильм. Однако в процессе съемок мы прекратили с ней контакт из-за ее провокационного поведения, и, таким образом, она нарушает закон о персональных данных. Контракт с ней мы не подписывали и уже направили претензию и в дирекцию фестиваля «Артдокфест», и в Министерство культуры.

Перов: Мы шокированы тем, как все смонтировано. НТВ со своими фильмами про оппозицию просто отдыхает. Но принцип один — заказуха спецуры для дискредитации оппозиции.

О претензиях к фильму

Малинкович: Наша организация существует 13 лет, сегодня она — составная часть одной из крупнейших политических партий, «Коммунисты России». В организации и в партии свои проблемы, свои успехи, идут споры по серьезным вопросам. Постоянно происходят столкновения с админресурсом, постоянно — встречи с избирателями, работают люди разного возраста. Мы Полунину со всеми знакомили, она была на съезде партии в Москве, была на собраниях. Но это ей не понадобилось, в картине нет разговора по существу того, что такое современное комдвижение в России левее КПРФ, чем оно живет, что за люди им руководят. Она пытается представить дело так: люди развлекаются, смотрят на все с юмором, рефлексируют по поводу того, что когда-то, много лет назад, они работали в старой компартии. Полунина видела массовые акции протеста, в которых мы участвовали, обсуждения серьезных проблем, была на бесчисленных депутатских приемах, ведь и я, и Виктор — депутаты более 13 лет. В кадре появляются мои товарищи — экс-губернатор Камчатки Машковцев, ветеран партии, подполковник-ракетчик Ованисьян, участник строительства БАМа А.В. Сахаров и другие очень уважаемые в партии люди, но ни с кем из них она не захотела говорить. Методом монтажа и наложения звука, записанного в одних обстоятельствах, на видео совсем иного периода автор «Непал Форева» пытается создать у зрителя впечатление о скандальном, конфликтном характере нашей деятельности. Как вы полагаете, если бы мы не работали по решению социально-экономических проблем граждан, на кой черт людям избирать нас депутатами 13 лет подряд? Ведь это не обезличенный партийный список, а округа. Сегодня у нашей партии 65 региональных отделений, 50 тысяч членов, фракции в регионах, в горсобраниях. Полуниной же нужно высмеять, маргинализировать левое движение. В этом сверхзадача фильма, в этом, мне кажется, причина его поддержки со стороны Министерства культуры, небезызвестного Мединского.

Кадр из фильма «Непал Форева»Кадр из фильма «Непал Форева»© «Артдокфест»

Перов: Было бы ясно, если бы из фильма складывалось такое впечатление объективно. Но мы не персонажи комедии, меня, несмотря на депутатский статус, неоднократно задерживали за организацию акций протеста, как и Сергея. Были и звонки с угрозами, и очень тяжелая материальная ситуация из-за политического выбора, и все это Полунина знает. Но она дает оскорбляющие нас комментарии, как бы ориентируя зрителя, — ничего не смысля в межпартийных отношениях, международных отношениях, она выдает неизбежные атрибуты таких контактов за нечто выспреннее, бутафорское. Например, партийную униформу. Полуниной непривычно в ней ходить, а нам в радость, мы гордимся ею. Не понимаешь — спроси. Это просто некомпетентность с ее стороны. Я считаю, что я впустил ее в свой дом, а она надругалась над моими идеалами. Полунина глубоко непорядочный, по-моему, человек. В интервью «Радио Свобода» она называет меня необразованным. Обидно, ведь я экономист по образованию, всю жизнь работаю — сначала на шахте, затем, помимо депутатской работы, в социальном учреждении.

Малинкович: Режиссер настойчиво пытается превратно представить наши отношения с Виктором. Виктор — мой заместитель и друг, порой мы спорим, подтруниваем друг над другом, можем и пошутить на грани фола, но к сути наших деловых и товарищеских отношений это не относится. Полунина же нарезала материал таким образом, будто Виктор Николаевич выполняет все мои «указания», не имея собственного мнения.

Перов: Хотя по многим вопросам мое мнение в парторганизации определяющее.

Кадр из фильма «Непал Форева»Кадр из фильма «Непал Форева»© «Артдокфест»

Малинкович: Да, безусловно, по оргработе, по организации работы с избирателями мы все прислушиваемся к Виктору. Организация-то не маленькая, 500 человек только в Питере и области.

Перов: Она скрыла это от зрителя, хотя прекрасно знала: мы с Сергеем оба из рабочих, Сергей путь от слесаря прошел до начальника цеха, и это — классовое сознание — нас объединяет. Была на десятках акций и ни в чем не разобралась. Или не захотела? Не случайно, я думаю, она ни слова не говорит в фильме о книге Сергея, которая является очень серьезным и популярным исследованием истории международного коммунистического движения. Ее очень хорошо встретила критика, ее расхватали в питерских книжных магазинах. Нужно было представить нас ограниченными людьми.

О методах режиссера

Малинкович: По-видимому, был социальный заказ: снять фильм так, чтобы общество восприняло новое поколение коммунистов как людей, занятых какими-то непонятными делами, мечтающих о мировой революции, проводящих свободное время с девчонками с сайта знакомств или на охоте. А главное — обладающих скандальной репутацией и обиженных на Зюганова по личным мотивам. А ведь я попросту две минуты рассказывал ей о своем личном знакомстве с Геннадием Андреевичем, а потом два часа объяснял, в чем наши политические разногласия. Осталось только про стакан. Это манипуляция чистой воды!

А еще она осталась должна нам денег.

Лишь сейчас мы узнали, что в 2008 году Полунина сняла аналогичное по стилю и провокационности кино про нацболов; рецепт тот же. Пришла делать вроде серьезный фильм об оппозиции, а на деле надругалась над страданиями гражданских активистов. Понимаете, сегодня кинорежиссер, имея хорошую технику, склеивая реплики, накладывая звук на снятое совсем в ином месте видео, может добиться любого психологического или визуального эффекта… А нравственный долг такой художник отбрасывает за ненужностью. Лени Рифеншталь, только таланта поменьше.

Перов: Если автор ставит такую задачу. Или ему ставят такую задачу. Наверное, ее следующая лента будет про экологов, с целью их дискредитации.

Малинкович: В том, что на Полуниной просвечивают погоны, у меня нет никакого сомнения теперь. Либо ее на чем-то поймали и вынуждают так снимать. Художник-то она способный, кадры законченные, красивые, но ответственности и порядочности — ноль.

О поездке в Непал

Малинкович: Конечно, дело обстояло совсем иначе, чем в фильме. Наша партия поддерживает отношения с 50 зарубежными компартиями. Я — секретарь ЦК, ведающий этим направлением. У нас должен был состояться плановый визит в Непал, естественно, без всякой Полуниной. Она попросила дать ей возможность сопровождать нас и в эту поездку. Мы не возражали, надеясь, что в фильм войдут реальные проблемы непальских коммунистов. Щекотливость ситуации в том, что там две компартии, обе сильные, и, конечно, мы не хотим ни с одной портить отношения. Такова наша политика. Мы можем только слушать их мнения, ни во что не вмешиваясь. Элементарную дипломатию — вежливое внимание к аргументам собеседников — Полунина выдает за желание понравиться обеим сторонам непальского конфликта. Опять манипуляция. Так что там, в Непале, Полунина оплачивала только те моменты, которые были связаны с какими-то поездками, нужными только для ее съемок. Наша командировка шла своим чередом. Встречи с лидерами партий, министрами, депутатами. Для меня как для секретаря ЦК это обычная привычная работа. Десятки стран…

Кадр из фильма «Непал Форева»Кадр из фильма «Непал Форева»© «Артдокфест»

Перов: А я был направлен в Непал по решению партии, чтобы обменяться опытом депутатской работы с КПН, именно как депутат из глубинки, поскольку Непал — аграрная страна.

Малинкович: В ходе съемок в Непале Полунина пыталась смоделировать ситуации, в которых мы должны были бы войти в конфликт с одной из компартий, встав на сторону второй. Мы этого принципиально не хотели делать. Полунина начала настаивать, и мы там же, прямо в Непале, прервали с ней всякий контакт, подчеркнув при этом, что не даем разрешения на использование своего видеоизображения и аудиозаписи, поскольку стало ясно: у режиссера иные, чисто политические цели. Вот, собственно, и вся история.

Перов: А еще она осталась должна нам денег.

Малинкович: Это частность. В целом я хотел бы отметить, что у нас абсолютно не вызывает раздражения, если наши слова или действия рождают у зрителя добрую улыбку, иронию, положительные эмоции. Я говорил уже как-то, что Коммунистическая партия в XXI веке должна уметь улыбаться. Но когда режиссер начинает попросту врать, манипулировать, да и просто нарушать закон о персональных данных, то я не думаю, что это хорошее кино — и уж, во всяком случае, не документальное. Заказуха всегда останется заказухой, за которой виден интерес власти.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241768
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249669
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416319
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420552
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425801
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427148