24 марта 2017Кино
103

«Для арабской молодежи джихад — это что-то типа рэпа»

Документалист Якоб Пройсс — о том, что он видел в Тунисе, Марокко и Донецке

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_pictureКадр из фильма «Когда Поль пришел из-за моря»© Weydemann Bros.

Якоб Пройсс пришел в документальное кино извилистым путем. После учебы на юридическом отправился в Нижний Новгород на альтернативную службу — в школе для детей с ментальной инвалидностью. Затем работал наблюдателем ОБСЕ на украинских выборах. Первый док Пройсса «Другой Челси» — формально про донецкий «Шахтер», но на самом деле про Донецк Ахметова вообще — наделал много шуму на Украине. Восток страны уже выглядел в фильме взрывоопасным регионом: невероятное социальное расслоение между шахтерами, тоскующими по СССР, и бюрократами из Партии регионов, капиталистами с комсомольским билетом, а также всеобщая ностальгия по Второй мировой (еще в интервью 2011 года Пройсс отмечал очарованность постсоветского пространства войной, всеобщий взгляд на нее как на действенный способ объединения страны в «нацию»). В 2017-м режиссер выпустил новый док — «Когда Поль пришел из-за моря», историю камерунца, отправившегося за лучшей жизнью в Европу, подробный дневник, рассказывающий о проблемах нелегальной миграции без привычного мизерабилизма. А сейчас Пройсс работает в Тунисе, снимая фильм о джихадистах. Зинаида Пронченко встретилась с Якобом на фестивале в Бергамо и поговорила с ним о миграционном кризисе в Европе, будущем границ и, конечно, о Донецке.

— В фильме про приключения Поля ваш отец (камерунца в итоге приютили родители режиссера. — Ред.) спрашивает его: в чем, как ему кажется, смысл всех этих съемок? Так в чем же?

— В первую очередь я хочу рассказать историю человека. Сила документального кино в том, что оно показывает все как есть. То есть я показываю положение вещей, но не предлагаю рецептов. Тут можно вспомнить слова Лермонтова «будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает». Но я хочу и дать свой взгляд: ведь объективной реальности не существует. Смысл фильма про Поля — рассказать историю его бегства, современную Одиссею. Это политическое кино, но не манифест, дидактика в духе «обратите внимание: беженцы тоже люди, каждый со своей индивидуальной историей» тут не на первом месте. Это кино политическое в том смысле, что оно возвращает нас к гуманистическим ценностям. В России принято видеть во всем политический заказ, активизм, а для меня и «Левиафан» Звягинцева — история про людей. Ему, мне кажется, было интереснее показать la condition humaine в определенном контексте, чем сделать выпад оппозиционера.

Якоб ПройссЯкоб Пройсс

— В какой-то момент вы начинаете помогать Полю, даже совершать противозаконные действия (Якоб помогает Полю попасть из Парижа в Берлин. — Ред.). Старая этическая дилемма: репортер или режиссер-документалист — лишь отстраненный наблюдатель или если он снимает умирающего, то должен ему помочь?

— Я не учился в киношколе, и у меня нет догматических взглядов на модель поведения режиссера. Должен, не должен... Я не верю в дистанцию, в объективность; по-моему, их невозможно сохранять. Всегда есть элемент манипуляции, я не стесняюсь появляться в кадре, я считаю, что автор, режиссер не должен делать вид, что он лишь фиксирует. Одним нажатием на кнопку Rec мы уже вмешиваемся, препарируем данность. Есть тем не менее несколько правил — не платить за съемки, оказывать помощь не столько материальную, сколько человеческую. Мой фильм — еще и рефлексия об этических аспектах документалистики, о роли автора, и помощь — часть этой рефлексии. Например, было очень сложно не вмешаться, когда у Поля не хватало евро на автобусный билет. Но когда я решил, что стану Полю помогать, то я уже знал, что наши отношения не завершатся с концом съемок. Это большая ответственность, а не спекуляция ради успеха фильма. Поль по-прежнему живет в Берлине у моих родителей.

— Поль и его друзья несколько раз говорят в фильме, что не все беженцы одинаковы. Есть градация страданий. К беженцам относятся по-разному в зависимости от происхождения. Сирийцев сразу пускают в ЕС, а африканцев держат месяцами на границе. И это расизм, говорит Поль. Вы думаете, он прав?

— Нет, я не согласен. Они не правы. Многие африканцы из Южной Сахары не понимают, что в Сирии совсем другая ситуация. Там идет война. Но мне было важно показать их точку зрения. В Камеруне, к счастью, все не так ужасно, как в Сомали или Мали. Часто я слышал: «Вы, европейцы, ни разу не приняли полмиллиона малийцев, а сирийцев — да». Ну что я могу ответить — в Мали нет открытой войны, и малийцы, увы, не добираются до Европы. Сирийцев же решили принять, когда они уже оказались в ЕС.

Кадр из фильма «Когда Поль пришел из-за моря»Кадр из фильма «Когда Поль пришел из-за моря»© Weydemann Bros.

Для беженцев же эта избирательность связана с цветом кожи. Отчасти это так. В случае с белыми, даже с арабами, было бы сложнее оправдывать эту ситуацию сегрегации людей на европейцев и чужаков, штурмующих границы ЕС (в фильме есть эпизод, где толпы беженцев из Черной Африки буквально осаждают Мелилью, испанский анклав на территории Марокко. — Ред.). Поль говорил: камерунцы — католики, а сирийцы — мусульмане, где же христианская солидарность? Но в случае просьбы о политическом убежище немецкая конституция не делает разницы между исламом и христианством, мы не боимся ислама. Хотя, конечно, расизм, страх «другого» модифицировался за последние годы — сегодня пугает не черный, а бородатый.

Мы рано потеряли колонии, поэтому в Германии не так много общин из Африки. Наверное, это одна из причин, по которым мы смотрим на мигрантов с интересом и большим любопытством, чем во Франции или Нидерландах. С исламом как? Главная проблема — отсутствие информации. Я сам, пока не переехал в Тунис, толком ничего не знал. В конце концов, интеграция — это социальная проблема, и основные сложности с интеграцией в Германии у афганцев, но тому причиной не религия, а, скорее, люмпенизация. Мой следующий фильм как раз будет про джихад. Для арабской молодежи это как молодежная субкультура, не идеология, что-то типа рэпа.

— Да, расизм — это стыдно, но меня в отеле здесь, в Бергамо, сразу прямо предупредили: не ходите на вокзал, там много черных.

— Я — убежденный антирасист. Но, конечно, мы должны быть честными — часто даже образованные, интеллигентные люди думают про себя: если в Африке все время война, коррупция, проблемы, большого искусства почти не производится — так, может, генетически они хуже нас? Но это чушь. Не цвет кожи влияет, а организация общества. Дело в истории, в контексте. Я уверен, что и африканцы могут прийти к нормальной жизни. Вот в России любят говорить про особый путь, типа «демократия не для нас», «в нашем генетическом коде нет демократии». Это такая же чушь. Существует и обратная дискриминация: когда я был в Конго, в глухих деревнях дети пугались — они никогда не видели белого.

Кадр из фильма «Когда Поль пришел из-за моря»Кадр из фильма «Когда Поль пришел из-за моря»© Weydemann Bros.

— В фильме вы спрашиваете беженцев в лагере, что они думают про миграционную политику ЕС. Должна ли Европа Африке? Или это ситуация двойных стандартов: пока тебе не удалось добраться до центра приема беженцев — ты никто, а если удалось — у тебя уже есть пресловутые «права человека»?

— Никакой логики в этой пограничной системе нет. Это цинично. Это стыдно. Мелилья — настоящая боль в заднице для европейской политики. Поэтому сейчас ЕС заплатил Марокко за уничтожение лагерей беженцев. У ЕС какое оправдание? Они говорят: «Мы хотим регулировать миграцию. Пусть такие люди, как Поль, попытаются получить стипендию, визу и т.д. Тогда, пожалуйста, приезжайте». Но в действительность все это получить очень сложно. Вам, русским, наверное, тоже унизительно до сих пор просить визы. В идеальном мире унижений быть не должно. И в идеальном мире Поль бы не полез через забор. К вопросу о жизнеспособности национального государства сегодня: дискриминация по гражданству, по паспорту долго не просуществует. Экономически дела в некоторых странах ЕС плохи, поэтому им нецелесообразно всех пускать, и, конечно, мы переживаем сейчас правый поворот — в Польше, Венгрии заборы строятся, а не разрушаются. Но, я думаю, диалектически отмена границ неизбежна. Это не значит, что так будет хорошо. Но так неизбежно будет: давление слишком велико. Из-за глобализации в Африке знают, каков уровень жизни в Европе. Это означает и скорую отмену пособий и прочих преференций. В Испании уже так. В Германии пока все формально, слишком много бюрократии — которая тоже игра. Многим мигрантам приходится врать на собеседовании, чтобы получить политическое убежище, — например, прикидываться гомосексуалом. Нам не хватает легитимного американского отношения к желанию иммигрантов жить лучше — pursuit of happiness. 20 лет назад мы не представляли, что румыны смогут работать в Германии, сегодня это само собой разумеется. Brexit, Трамп, сумасшедший Орбан, поляки — все это заставляет задуматься о том, не пора ли переосмыслить концепты толерантности, мультикультурализма и т.д. В Германии напряженность, конечно, меньше, чем, допустим, во Франции, где произошло полное разочарование в этих прекраснодушных идеях. Но мир никогда не будет равноправным, и нам нужно искать другую риторику, быть честнее с самими собой. Нам нужна общая идентичность на американский манер, не основанная на этническом происхождении..

Я думаю, что немцы так открыты сегодня в том числе и по историческим причинам. Не было бы Гитлера — еще неизвестно, какой уровень толерантности был бы сегодня в стране. А Венгрия и Польша — это постсоветские дела: отсутствие суверенитета плюс фиктивный интернационализм, навязанный СССР. Они чувствуют себя жертвами и позволяют себе поведение агрессора, поскольку им все должны. Я презираю это. Орбан договорился до того, что сравнил ЕС с СССР!

Кадр из фильма «Другой Челси»Кадр из фильма «Другой Челси»

— Это охлаждение в отношениях между Западной и Восточной Европой вызывает ироническую усмешку в Кремле. Как вы оцениваете политику ЕС по отношению к Украине, поддержку Порошенко? В ЕС бытует мнение, что сепаратисты ДНР и ЛНР — пропутинские террористы, но вы-то провели в Донецке много времени...

— Да. У нас на Западе часто заблуждаются насчет Украины. Вполне возможно, что население Крыма и Донбасса даже на свободном референдуме выбрало бы присоединение к России: это же зависит от момента, от политической конъюнктуры. Герои «Другого Челси» все время говорили: «Один народ, две страны». Они не против Украины, но с такой властью им бы хотелось быть гражданами России. Теперь про войну. Проблема не столько в Западе и России. Самая большая проблема — в самой Украине. Украинская политика — бег на месте. В России все плохо, но на Украине еще хуже. Как это ни печально, Украине не удалось создать общество, в котором верят в политику и демократию. Тимошенко и Ющенко были не сильно лучше Януковича, хотя он-то, конечно, совсем клоун, наверное, ни одного дружественного политика Путин не презирает так, как его. Ющенко сделал много ошибок, он поляризовал общество, когда начал поднимать деликатные исторические вопросы, — а ведь население по-разному смотрит и на Голодомор, и на Бандеру.

Интересно, что во время протестов в Киеве Ахметов и его люди не играли на поляризации общества. Даже в Донецке во время Майдана люди выходили на улицы с флагами ЕС — понятно, что не в таком количестве, как в Киеве. Сначала все это не было противостоянием Востока и Запада. Это было противостоянием олигархата и простых людей, которые устали от коррупции, от Януковича. Была возможность объединить население и Львова, и Донбасса. Но момент был упущен — Кличко сразу должен был поехать в Донецк и объяснить, что это не путч, не американское вмешательство.

И я согласен с тем, что ЕС не должен был подписывать договор с Януковичем. Если Украина хочет в ЕС — о'кей, но наивно говорить, что это не затрагивает интересы России. Я был в Ростове в прошлом году, общался с сепаратистами и думаю, что вооруженный конфликт случился бы и без вмешательства России — но не такой долгий и ожесточенный! В Донбассе считали сепаратистов сумасшедшими гопниками, элита и олигархи их не поддерживали. Вина России — и в эскалации конфликта, и, конечно, в нелегальной аннексии Крыма, и в том, что она бросила население Донбасса на полпути. Что будет дальше? Я не знаю. Украине, наверное, лучше без Донбасса — но и России Донбасс не нужен: 4 миллиона нищих людей и разваленная промышленность.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241241
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249436
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416083
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420389
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425634
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426972