29 мая 2017Кино
214

Почему она не модернист

Док о легендарной урбанистке Джейн Джекобс на Beat Film Festival

текст: Анна Шевченко
Detailed_picture© Altimeter Films

В программе Beat Film Festival, который проходит в Москве с 25 мая по 4 июня, — восторженный док «Гражданин Джейн: битва за Нью-Йорк» о священной фигуре урбанизма Джейн Джекобс, авторе «Смерти и жизни больших американских городов». Анна Шевченко — о том важном, что осталось за кадром в «Гражданине Джейн».

Джейн Джекобс давно стала «святой Джейн» для нескольких поколений городских активистов, а ее книга «Смерть и жизнь больших американских городов» играет роль библии, обязательной к прочтению в архитектурных школах по всему миру. Идеи Джекобс породили массу последователей и легли в основу современных подходов к урбанистике. Но главный источник сегодняшнего очарования фигурой Джекобс — именно ее активистская сторона: журналист и теоретик-самоучка, пишущая доступным для публики языком и выдерживающая образ «своей в доску» тетушки, живущей по соседству. Убедительность пафоса текстов Джекобс объясняется то ли ее особым взглядом простого горожанина, то ли опытом работы в качестве пропагандиста в Американском отделе военной информации (US Office of War Information).

Любопытно, что взгляды Джекобс в каком-то смысле сформировались благодаря ее послевоенной работе в журнале America — издании Госдепартамента, распространяющемся в СССР. В недавней книге о Джекобс «Eyes on the Street» есть история о том, как советский архитектор Василий Кусаков в публикации 1949 года раскритиковал статьи Джекобс за недостаток внимания к жилищному вопросу и проблеме трущоб в США. Джейн от имени американского правительства была вынуждена отвечать текстами о необходимости избавления от трущоб и строительства на их месте жилых многоэтажек — это те самые решения, которые она будет жестко критиковать впоследствии.

Начиная с 1950-х годов работа Джекобс основывается на противодействии идеям модернизма в городском планировании. Ее критика сосредоточена на монотонности застройки американских городов, а в роли воплощения зла выступает Роберт Мозес — амбициозный политик эпохи Великой депрессии и последовавших десятилетий, чья бурная деятельность сформировала облик современного Нью-Йорка. Мозес (во многом благодаря Джекобс) ныне считается исчадием урбанистического ада, маниакально истреблявшим трущобы и возводившим на их месте жилые башни с хайвеями. Справедливости ради стоит отметить, что помимо хайвеев и башен по его инициативе были созданы и многочисленные городские парки, пляжи, открытые бассейны, спортивные площадки, зоопарки, скверы и общественные здания.

© Altimeter Films

Параллельно войне с увлекшимся хайвеями Мозесом Джекобс занимается изобретением альтернативных способов организации городской среды — результатом становится ее программная книга «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961). Не имея отношения к академической среде, Джекобс строила свою теорию не на сборе фактов и данных, а на основе личных наблюдений, историй и обобщений, которые сформировали ее представления об идеальном жилом районе. Несмотря на то что выведенные ею принципы были чисто эмпирическими, впоследствии они никогда не ставились под сомнение и стали чем-то вроде очевидных истин, подходящих любому городу. Рецепт правильно спланированного района включал в себя четыре обязательных ингредиента: функционально смешанная застройка, частая сетка пешеходных кварталов, сочетание старых и новых зданий, высокая плотность. Эта модель была копией ее собственного места проживания — богемного Гринвич-Виллиджа с преобладающей застройкой XIX века.

Книга вызвала активные дебаты, а многие обозначенные в ней подходы актуальны по сей день: например, Джекобс ввела в разговор о городе теорию сложных систем, рассматривая его как место наложения различных процессов, составляющих повседневность. Однако ряд проблем, связанных с ее идеями, часто упускается из виду при переносе на современную почву.

Так, в рамках борьбы «за все хорошее и против всего плохого» Джекобс рассматривала физическую среду как основной фактор, определяющий поведение человека. Это вело к игнорированию серьезных социально-экономических аспектов, влияющих на функционирование города. Распространенная критика такого подхода связана с использованием идей Джекобс при создании кварталов для обеспеченных с вытеснением местных жителей — так называемой джентрификации, хорошо описанной и ставшей общим местом. Современные районы, созданные по лекалам Джейн, какими бы кукольными ни получались, зачастую становятся закрытыми элитными анклавами, лишенными декларированного ею разнообразия, а магазины, призванные оживлять квартал, в основном нацелены на туристов.

© Altimeter Films

Считая принципы модернизма прихотью слетевших с катушек планировщиков и бюрократов, Джекобс совершенно не рассматривала социальную основу модернистского проекта, а именно — обеспечение равных возможностей для большинства, из чего вытекало стремление оперативно и массово решить острую жилищную проблему, возникшую вследствие индустриализации и Второй мировой войны. Может быть, сегодня новостройки и выглядят тоскливо, но в послевоенный период они были своевременным ответом на перенаселенность и чудовищные жилищные условия и как минимум обеспечивали водопровод и отопление. Принадлежавшую к среднему классу Джекобс вопросы массового расселения не занимали. Ее разгромная критика социального жилья, предоставляемого государством, — во многом справедливая — развязала руки властям: раз социальное жилье никуда не годится, можно и вовсе его не строить, в то время как жилищный кризис становится разновидностью нормы.

Фильм Мэтта Тирнауэра оставляет эти противоречия за кадром, рассказывая каноническую историю борьбы хорошей Джейн с плохим Мозесом, из которой она вышла победителем. Государственных планировщиков с тех пор потеснили девелоперы, а выпущенная на волю урбанизация достигла космических масштабов. Кто знает, будут ли наполненные жизнью улицы будущего соответствовать модели Джейн Джекобс или нет, но ее интерес к городу и цепкий взгляд наблюдателя, безусловно, обогащают урбанистику. Что же касается социальной повестки — ее все-таки придется одолжить у модернистов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249353
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415993
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420319
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425554
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426893