19 июня 2017Кино
219

Ларс Айдингер: «Я использую не только психологические приемы, но и физиологические возможности»

Исполнитель роли Николая II в «Матильде» — о том, откуда могли возникнуть обвинения Поклонской

текст: Сергей Сдобнов
Detailed_pictureКадр из фильма «Матильда»© Каро-Премьер

Несколько дней назад в Москву на открытие 3-го Московского еврейского кинофестиваля приезжал Ларс Айдингер, знаменитый немецкий театральный актер, игравший также в картинах Марен Аде, Оливье Ассаяса и Питера Гринуэя (появление Айдингера с обнаженным фаллосом в «Гольциусе и Пеликаньей компании» послужило поводом для известных инсинуаций со стороны Натальи Поклонской, возмущенной тем, что последнего российского императора играет якобы порноактер). Сергей Сдобнов расспросил Айдингера о его актерском методе и о впечатлениях от работы с Алексеем Учителем.

— Вам ведь уже сообщили о вашей репутации в стенах российского парламента?

— О да. Когда я узнал о том, что кто-то в России действительно считает меня порноактером, то очень смеялся. Потом, правда, когда эту штуку я стал слышать от журналистов снова и снова, я стал размышлять — почему так вышло? Ну да, в «Гольциусе и Пеликаньей компании» Питера Гринуэя есть сцена, в которой мы показываем мою эрекцию. Но для Гринуэя очень важны образы из греческой мифологии, в том числе фаллические, эротические. И порнография в конечном итоге имеет что-то общее со страстью, а мы и хотели показать страсть.

Я удивляюсь, что еще есть люди, которые отделяют телесность от человека. Телесность — неотъемлемая часть нашего бытия. Я вижу себя не только актером, но и художником, для самореализации я использую и свое тело, и свой разум, не только психологические приемы, но и физиологические возможности. Гамлет и Тартюф (наиболее известные роли Айдингера, сыгранные им в постановках Томаса Остермайера. — Ред.) — человеческие персонажи, но при этом они обладают универсальными характерами, каждый из нас может найти в них себя, поэтому эти пьесы и герои универсальны. Мы умираем в каждом моменте, который проживаем: то, что происходит сейчас, для нас уже прошло. Жизнь состоит из множества умираний, с каждым мигом мы становимся ближе к окончательной смерти. Гамлет и Тартюф до сих пор популярны, потому что передают это состояние и наш нескончаемый страх перед жизнью и смертью. Гамлет и Тартюф выражают предельный, экзистенциальный опыт, его можно спроецировать на любого персонажа, даже на Николая II.

Кадр из фильма «Гольциус и Пеликанья компания»Кадр из фильма «Гольциус и Пеликанья компания»© Kasander Film Company

— Умирание и обреченность нашего мира — одна из ключевых тем в пьесах Сары Кейн. Ее работы повлияли на вас?

— Безусловно. В первой пьесе трилогии Сары Кейн «Любовь Федры» исследуется феномен любви. Кейн пытается понять любовь, показать, что мы часто сталкиваемся с любовью как романтическим обещанием. Говорить «я буду любить тебя вечно» значит идеализировать себя. Мы не живем вечно и не знаем, что произойдет в будущем. Но я могу сказать: «Я люблю тебя сейчас» — и это намного сильнее, Сара Кейн так и писала.

— Я слышал, вы не используете грим и в одном из интервью говорили, что не чувствуете боли, пока на вас смотрит зритель.

— Как только я накладываю на себя грим, у меня сразу возникает дистанция с самим собой. В немецком языке «грим» означает маску, я не хочу играть на сцене в маске, напротив, я их там сбрасываю. И, конечно, так я становлюсь максимально уязвимым — так что вы, видимо, что-то перепутали. На сцене ты чувствуешь себя ближе к жизни, там возникает момент наиболее интенсивного присутствия. И сильнее всего я чувствую боль, когда вокруг люди. Это одна из причин, почему мне хочется выступать перед публикой. Я очень много думаю о состоянии, когда актер выходит и заполняет все пространство — и в этом моменте и появляется спектакль.

— Вы успеваете играть в телевизионных сериалах, писать музыку к документальным фильмам, выступаете как диджей…

— Да, а еще я коллекционирую украшения и часы. В Германии многие актрисы делают украшения. В России нет такого? Роль актера — лишь часть моего мира, и она необходима мне для достижения собственной экспрессии. Я выбрал путь актера, потому что в этой области меньше всего препятствий для любых действий, в этой профессии я чувствую себя свободным.

Кадр из фильма «Матильда»Кадр из фильма «Матильда»© Каро-Премьер

— Кроме театральных постановок вы работали и в кино, причем у режиссеров, которые как раз не позволяют своим персонажам излишней экспрессии: у Оливье Ассаяса, Марен Аде. Кино тоталитарнее театра?

— Я ни разу не работал с тоталитарными режиссерами, только с людьми свободного духа, которые предпочитают анархию в искусстве или демократию в лучшем ее понимании. Марен Аде, Оливье Ассаяс и Алексей Учитель — это крайне самостоятельные режиссеры. Когда Учитель работает, то он не знает ничего, движется наугад, но при этом верит в искусство и большое кино. Конечно, в этом чувствуется какая-то маниакальность, но в хорошем смысле слова.

— Для вас переход от кино Ассаяса и «берлинской школы» в кэмповый мир «Матильды» — это консервативный поворот?

— Я не считаю Алексея Учителя консервативным режиссером. Он чувствует себя в кино, скорее, как Феллини или Годар: для них в кадре всегда была важна именно эстетика, а для «берлинской школы», наоборот, принципиальна реализация выбранной темы, а изобразительный язык отходит на второй план.

— Как вы проживаете разные образы последнего российского императора — и сентиментального молодого человека Николя, и Николая II, будущего мученика и одновременно погубителя Российской империи?

— Как актер, я, прежде всего, пытаюсь концентрироваться на той ситуации, в которой находится мой герой. Не надо забывать о том, что Николай — прежде всего человек, он не был сверхчеловеком или героем. Сверхлюди и супергерои существуют только в нашем воображении. Внутренние конфликты Николая II очень понятны мне: каждый человек, который честен с собой, может признаться в том, что управлять такой страной, как Россия, — огромная ответственность и она слишком велика для одного. Я не идеализирую своего героя, а показываю противоречивость и чувствительность последнего российского императора.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249411
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416055
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420367
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425604
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426948