Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244867Второй кинопоказ и лекция программы «Кино глазами инженера»: на крыше Дома Наркомфина можно будет посмотреть многострадальный фильм Андрея Смирнова о превратностях судеб проектов советских архитекторов (после сражения с цензурой Смирнов на тридцать лет ушел из кинорежиссуры). Перед кино — лекция о развитии массового жилищного строительства в СССР, вводящая в контекст экранных перипетий. Зарегистрироваться на показ можно здесь.
Архитектор Владимир Минченко (Александр Калягин) ходит именинником. Вскоре по его проекту в Москве выстроят высотный дом. Величественный, как «салют на День Победы», соединяющий в себе достижения современности с лучшими традициями прошлого, не дом, а дворец на века. Как подчеркивает сам Минченко, «сочетание величавого спокойствия со стремительной динамикой воплощает в архитектуре здания подвиг советского народа-победителя…» Это вам не американские небоскребы — уродливые дети частного землевладения и вечных происков капитала.
Проект Минченко нравится всем. Тем более что сам Иосиф Виссарионович похвалил работу архитектора и даже предложил несколько гениальных поправок: кафе на первом этаже нужно заменить на детский сад, а в сквере вместо лип посадить яблони. Но поправки — это мелочи, главное, что с возведением высотки имя Минченко навсегда будет вписано в историю мировой архитектуры.
Человек предполагает, а Бог располагает. Совсем скоро Иосиф Виссарионович сойдет с исторической сцены, а вместе с ним в прошлое уйдут многочисленные «коровники в амурах, райклубы в рококо». В 1955 году выйдет знаменитое партийное постановление о борьбе с излишествами в архитектуре, дом-дворец Минченко будет сочтен нецелесообразным, а архитекторы начнут проектировать дома-коробки, цель которых — решить давно назревший в СССР жилищный вопрос.
Хорошо известно, что картина «Верой и правдой» была изрезана цензурой, после чего Смирнов на 30 лет ушел из режиссуры (его следующий художественный фильм, историческая драма «Жила-была одна баба», вышел на экраны только в 2011 году). Впрочем, эпос из жизни советских архитекторов вовсе не кажется режиссерской удачей. Тяжеловесный, вдумчивый и местами несколько иллюстративный, он напоминает толковую статью из старого номера «Правды». Одна эпоха сменяет другую, меняются костюмы и архитектурные моды, а земля пребывает во веки. Архитекторы смиряют гордыню и подчиняют полет фантазии требованиям насущного момента, но все-таки творят; рядовые советские граждане селятся там, где им положено.
Сейчас, пожалуй, явственнее чувствуется некая антисоветская составляющая происходящего на экране. Фактически перемены в архитектуре происходят исключительно по воле сидящего в Кремле руководства. Вот и герой Леонова, крупный начальник при Сталине, впоследствии значительно пониженный в должности, замечает, что его отставка, как и его назначение, — дело случайности и что кто на каком ответственном месте ни сидит — в целом ничего не меняется. На этом фоне Минченко, перековывающийся из автора помпезных дворцов в убежденного борца с украшательствами, периодически напоминает не вдохновенного зодчего, а обычного приспособленца.
Однако при всем этом Смирнов умеет показать красоту блочных микрорайонов, а сцены переезда жителей коммуналок в новенькие пятиэтажки приобретают неожиданную актуальность в эпоху реновации жилья. Пока архитекторы показывают друг другу образцовые и экспериментальные квартиры, а также рассуждают об экономии каждого сантиметра, простые граждане понимают, что жить в тесноте и с низкими потолками не очень приятно. С другой стороны, это все-таки лучше, чем комната в коммуналке, пусть даже и с дружными соседями.
Что же — говорят, что качество возводимых по программе реновации домов будет выше, чем у советских пятиэтажек.
Решая проблему расселения рабочих в Москве и строительства новых городов, в 1920-е в стране начинают разрабатывать идею массового жилья. Из трех противоборствующих тенденций — города-сада, дома-коммуны и жилого массива — побеждает последняя. Однако Дом работников Народного комиссариата финансов останется примером экономичного, но уникального по архитектуре и планировке жилья.
Архитектор Моисей Гинзбург предлагает идею дома переходного типа. У него есть жилой блок, где размещаются ячейки. Площадь большинства из них — 36 квадратных метров. Эти ячейки должны были быть оборудованы маленькими кухоньками. В общем, хотите жить в своем замкнутом мирке — пожалуйста!
А хотите — к вашим услугам коммунальный блок, где по первоначальному проекту должны были разместиться спортзал и столовая. В дальнем углу участка возник хозяйственный блок с прачечной и сушилкой. А в центре участка должен был расположиться детский сад. Таким образом, Гинзбург не кнутом, а пряником хотел подвигнуть советского человека строить коммунальный быт! В сегодняшних терминах такое строительство называлось бы «жилым комплексом с развитой инфраструктурой».
Гинзбург и его команда искали самые оптимальные, дешевые планировки квартир. Так они придумали типовые квартиры, или, как тогда говорили, ячейки типа А, B, C, D, E, F. В ячейке типа F прихожая находится на первом уровне, гостиная — на втором и, наконец, на третьем — спальня. Квартиры как бы обнимают общий коридор, что приводит к экономии пространства в доме. Это сделало ячейку F самой дешевой.
В целом эксперимент Гинзбурга был очень удачным. Ему удалось создать дешевое жилье, но с интересными планировкой и архитектурой. К сожалению, к тому моменту, когда он завершил эксперименты, конъюнктура в стране резко поменялась — Сталину нужна была архитектура не демократичная, а имперская, прославляющая советский режим и вождя. Экспериментальных домов с ячейками F было построено всего шесть — в Москве, Саратове и Екатеринбурге, а сохранилось четыре.
Фильм «Верой и правдой», который мы покажем на крыше Дома Наркомфина, рассказывает о начале строительства хрущевок. Но один из героев фильма живет именно в этом здании — таким образом, режиссер Андрей Смирнов расширяет свой обзор темы массового жилья, охватывая весь советский период. Так что и мы перед фильмом прочтем небольшую лекцию об эволюции массового жилищного строительства в СССР.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244867Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246430Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428761Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551