31 октября 2017Кино
154

«Будущего нет. В конце туннеля — морось и туман»

Маттиас Шонартс — о Луке Гуаданьино, «Страсти и верности», Брюсселе и «Курске»

текст: Зинаида Пронченко
Detailed_picture© Getty Images

— Слушайте, как все-таки правильно произносить — Скунартс или Шонартс?

— Да как хотите. Фламандский вариант — Скунартс, но для французов или американцев это звучит отвратительно. Поэтому Шонартс; так мелодичнее. Короче, call me by your name; вы не видели фильм, кстати? Говорят, хорошее кино, мне понравилось работать с Лукой: как любой формалист, он эстет и эрудит, было очень познавательно, закрыл пару пробелов в образовании за время съемок.

— Да, кино неплохое, вам вообще везет на режиссеров. А с Михаэлем Р. Роскамом вы сделали уже три проекта. Складывается впечатление, что он придумывает истории специально для вас.

— Три — не считая короткометражек. Мы с Михаэлем дружим давно, у нас с ним общий бэкграунд: в молодости оба хотели стать художниками, я занимался стрит-артом, он — живописью, теперь снимаем кино. Мне вообще кажется, что в кино большая часть людей оказалась случайно — мечтали об одном, не получилось, теперь помогают грезить другим; у нас глупая и в то же время важная работа.

— В новом фильме Роскама «Страсть и верность» (в российский прокат картина выходит в конце ноября. — Ред.) три главных героя: Джиджи, Биби и город Брюссель. Но Брюссель не самый киногеничный город, прямо скажем, не Париж и не Рим.

— Да, отвратительное место. Кстати, в Америке, например, Брюссель, если говорить о кино, ассоциируется только со старым фильмом Мэла Стюарта «Если сегодня вторник, это, должно быть, Бельгия», там довольно путаная предыстория, что-то, связанное с комиксами из «Нью-Йоркера». Я жил в Брюсселе в детстве рядом с районом Моленбек, который теперь стал всемирно известным. Бестолковый какой-то городишко, нет в нем очарования, одни проблемы. В этом смысле правильно еврократы выбрали Брюссель своей столицей, он — идеальный символ сегодняшней Европы: депрессивный, неспокойный, все больше теряющий прежний облик. Слава богу, я очень давно перебрался в Антверпен, дома бываю редко, не успеваю впасть в уныние от того, что вижу. Хотя нигде не лучше, в Америке та же фигня; очень весело, конечно, было послать в жопу все и вся и выбрать Трампа, я и сам веселился. Но теперь-то вы слышали, что он говорит? Он же психопат, у него явно биполярное расстройство, ему надо в кино сниматься, вот Джокер из него хороший получился бы.

— Раз уж вы вспомнили «Бэтмена»: правда, что изначально роль в «Темном рыцаре» предлагали вам, а уж потом она досталась Кристиану Бейлу?

— Да, было дело. Я отказался, решил — Бэтмена мне играть не по возрасту. Брюсу Уэйну же за сорок! В этом году пришлось отказаться из-за графика от роли в «Уменьшении» Пэйна, очень жалею — в кои-то веки предложили хорошую комедию, это такая редкость в наши дни.

— А кого вы должны были играть в «Уменьшении»?

— Восточноевропейского соседа, Кристоф Вальц в итоге вместо меня. Давайте я вам лучше расскажу, в каких картинах у меня сняться получилось. Я дважды сыграл русских за год! Прежде всего, «Красный воробей»; меня зовут (говорит по-русски с чудовищным акцентом) Иван Дмитриевич Егоров.

Кадр из фильма «Красный воробей»Кадр из фильма «Красный воробей»© Chernin Entertainment

— О боже, наверное, очередная клюква. Как вам работалось с Дженнифер Лоуренс?

— Так я и знал — вы, конечно, как русский журналист просто обязаны были задать этот вопрос. Хорошо работалось, она работящая. Зря хихикаете. Человек устал, вспылил. Вы думаете, звезды должны быть вежливы со всеми, а вы сами-то что, далай-лама?

— Ладно, расскажите про «Курск».

— Ну, «Курск» — это будет бомба, вот тут никакой клюквы, такое клаустрофобное кино, триеровское. Датчане, сами понимаете. Сразу скажу — Путина в фильме нет.

— Почему?

— Потому что не стоит играть с огнем. В книге он был, но потом Люк Бессон решил, что это лишнее, и мы не договорились с вашим Министерством обороны, в итоге в России не были, никакой поддержки не получили, с родственниками погибших не встречались.

— И, говорите, не клюква?

— Клюква была бы как раз, если бы я играл Путина. Говорят, я на него похож.

— Что у вас на очереди — телевизионный проект Дэвида О. Расселла для «Амазона» с Робертом Де Ниро и Джулианной Мур?

— Да, это нереально крутой проект, я до сих пор не верю, что сбудется, подробнее рассказать не могу, уж извините (не сбудется: 13 октября стало известно, что в связи со скандалом вокруг Харви Вайнштейна «Амазон» отозвал финансирование. — Ред.).

— У вас потрясающая международная карьера для европейского актера — тем более не из Британии; у кого бы вы мечтали еще сняться?

— У Дэвида Линча, однозначно. Мой отец Жюльен Шонартс, вы знаете, был актером, самой большой звездой в Бельгии, нашим Марлоном Брандо — и он привил мне любовь к Линчу. Ради роли в его фильме я готов на что угодно.

— И какой у вас самый любимый фильм Линча?

— «Простая история». Слушайте, а почему вы не спрашиваете про «Страсть и верность»?

Кадр из фильма «Страсть и верность»Кадр из фильма «Страсть и верность»© Savage Film

— Ну, там все понятно.

— Не понравилось?

— Скажем так: вот если бы Михаэль Роскам остался в рамках жанрового кино…

— Это восьмидесятническое кино по духу! В нем должны быть безумие и плохой вкус! Но там же много социального...

— Ислам и мигранты?

— Например. Хотя главная проблема другая — будущего нет. Вместо света в конце туннеля — морось и туман.

— Так это же нормально, ни у кого нет будущего.

— Это вам Достоевский сказал?

— Нет, вы что — Толстой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245240
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246848
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413327
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419783
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423855
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429154
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429823