Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245240— Слушайте, как все-таки правильно произносить — Скунартс или Шонартс?
— Да как хотите. Фламандский вариант — Скунартс, но для французов или американцев это звучит отвратительно. Поэтому Шонартс; так мелодичнее. Короче, call me by your name; вы не видели фильм, кстати? Говорят, хорошее кино, мне понравилось работать с Лукой: как любой формалист, он эстет и эрудит, было очень познавательно, закрыл пару пробелов в образовании за время съемок.
— Да, кино неплохое, вам вообще везет на режиссеров. А с Михаэлем Р. Роскамом вы сделали уже три проекта. Складывается впечатление, что он придумывает истории специально для вас.
— Три — не считая короткометражек. Мы с Михаэлем дружим давно, у нас с ним общий бэкграунд: в молодости оба хотели стать художниками, я занимался стрит-артом, он — живописью, теперь снимаем кино. Мне вообще кажется, что в кино большая часть людей оказалась случайно — мечтали об одном, не получилось, теперь помогают грезить другим; у нас глупая и в то же время важная работа.
— В новом фильме Роскама «Страсть и верность» (в российский прокат картина выходит в конце ноября. — Ред.) три главных героя: Джиджи, Биби и город Брюссель. Но Брюссель не самый киногеничный город, прямо скажем, не Париж и не Рим.
— Да, отвратительное место. Кстати, в Америке, например, Брюссель, если говорить о кино, ассоциируется только со старым фильмом Мэла Стюарта «Если сегодня вторник, это, должно быть, Бельгия», там довольно путаная предыстория, что-то, связанное с комиксами из «Нью-Йоркера». Я жил в Брюсселе в детстве рядом с районом Моленбек, который теперь стал всемирно известным. Бестолковый какой-то городишко, нет в нем очарования, одни проблемы. В этом смысле правильно еврократы выбрали Брюссель своей столицей, он — идеальный символ сегодняшней Европы: депрессивный, неспокойный, все больше теряющий прежний облик. Слава богу, я очень давно перебрался в Антверпен, дома бываю редко, не успеваю впасть в уныние от того, что вижу. Хотя нигде не лучше, в Америке та же фигня; очень весело, конечно, было послать в жопу все и вся и выбрать Трампа, я и сам веселился. Но теперь-то вы слышали, что он говорит? Он же психопат, у него явно биполярное расстройство, ему надо в кино сниматься, вот Джокер из него хороший получился бы.
— Раз уж вы вспомнили «Бэтмена»: правда, что изначально роль в «Темном рыцаре» предлагали вам, а уж потом она досталась Кристиану Бейлу?
— Да, было дело. Я отказался, решил — Бэтмена мне играть не по возрасту. Брюсу Уэйну же за сорок! В этом году пришлось отказаться из-за графика от роли в «Уменьшении» Пэйна, очень жалею — в кои-то веки предложили хорошую комедию, это такая редкость в наши дни.
— А кого вы должны были играть в «Уменьшении»?
— Восточноевропейского соседа, Кристоф Вальц в итоге вместо меня. Давайте я вам лучше расскажу, в каких картинах у меня сняться получилось. Я дважды сыграл русских за год! Прежде всего, «Красный воробей»; меня зовут (говорит по-русски с чудовищным акцентом) Иван Дмитриевич Егоров.
— О боже, наверное, очередная клюква. Как вам работалось с Дженнифер Лоуренс?
— Так я и знал — вы, конечно, как русский журналист просто обязаны были задать этот вопрос. Хорошо работалось, она работящая. Зря хихикаете. Человек устал, вспылил. Вы думаете, звезды должны быть вежливы со всеми, а вы сами-то что, далай-лама?
— Ладно, расскажите про «Курск».
— Ну, «Курск» — это будет бомба, вот тут никакой клюквы, такое клаустрофобное кино, триеровское. Датчане, сами понимаете. Сразу скажу — Путина в фильме нет.
— Почему?
— Потому что не стоит играть с огнем. В книге он был, но потом Люк Бессон решил, что это лишнее, и мы не договорились с вашим Министерством обороны, в итоге в России не были, никакой поддержки не получили, с родственниками погибших не встречались.
— И, говорите, не клюква?
— Клюква была бы как раз, если бы я играл Путина. Говорят, я на него похож.
— Что у вас на очереди — телевизионный проект Дэвида О. Расселла для «Амазона» с Робертом Де Ниро и Джулианной Мур?
— Да, это нереально крутой проект, я до сих пор не верю, что сбудется, подробнее рассказать не могу, уж извините (не сбудется: 13 октября стало известно, что в связи со скандалом вокруг Харви Вайнштейна «Амазон» отозвал финансирование. — Ред.).
— У вас потрясающая международная карьера для европейского актера — тем более не из Британии; у кого бы вы мечтали еще сняться?
— У Дэвида Линча, однозначно. Мой отец Жюльен Шонартс, вы знаете, был актером, самой большой звездой в Бельгии, нашим Марлоном Брандо — и он привил мне любовь к Линчу. Ради роли в его фильме я готов на что угодно.
— И какой у вас самый любимый фильм Линча?
— «Простая история». Слушайте, а почему вы не спрашиваете про «Страсть и верность»?
— Ну, там все понятно.
— Не понравилось?
— Скажем так: вот если бы Михаэль Роскам остался в рамках жанрового кино…
— Это восьмидесятническое кино по духу! В нем должны быть безумие и плохой вкус! Но там же много социального...
— Ислам и мигранты?
— Например. Хотя главная проблема другая — будущего нет. Вместо света в конце туннеля — морось и туман.
— Так это же нормально, ни у кого нет будущего.
— Это вам Достоевский сказал?
— Нет, вы что — Толстой.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245240Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246848Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413327Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419783Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420500Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423103Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423855Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429060Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429154Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429823