Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244798В российском конкурсе кинофестиваля «Дух огня» показали удивительную находку: режиссерский (и актерский) дебют бизнесмена Дмитрия Фальковича. Василий Корецкий — о том, почему это не просто нестыдная, а даже выдающаяся работа.
Вот хлипкий младшеклассник в советском драповом пальто весело бежит по декоративно загаженной лестнице панельной девятиэтажки. Вот он же, повзрослевший, погрустневший и разбогатевший, тоскует на заднем сиденье своей ползущей по зимним московским пробкам машины, терпеливо выслушивает сорокинский монолог водителя. Вот снова сидит, уже в кабинете говорливого следователя. Вот беседует с невидимой женой, срочно пакуя багаж. Вот опять сидит за столом и разговаривает — уже в Киеве.
В этом фильме вроде бы собрано все, что мы ненавидим в российском кино. На первый взгляд, каждая сцена «Иванова» — кошмар измученного штампами фестивального отборщика (видимо, поэтому законченный еще год назад фильм пролетел мимо всех европейских и российских фестивалей, счастливо приземлившись лишь среди югорской тайги). Советская ретростилизация? Бесконечные разговоры за столом? Герои-бизнесмены? Переключите — а лучше увольте!
И вместе с тем — это настоящее открытие, одна из лучших, самых удивительных и уморительных отечественных картин последних лет. Через тридцать секунд просмотра уже хочется, чтобы эти унылые люди на экране так и сидели до конца фильма, обмениваясь не столько репликами, сколько вздохами, взглядами, гримасами, молчанием, в котором — вся русская жизнь. Чтобы они и дальше ехали и шли по настоящим улицам и паркам, выглядящим как декорация, как смесь Антониони с Тати. Чтобы камера и дальше прозревала в банальности не то чтобы поэзию, но малую прозу.
Снятый черт знает когда, еще до второго Майдана, этот явно автобиографический фельетон смотрится сегодня как новенький (грустно, конечно, понимать, что за 10 лет в России не изменилось ничего). И даже вечно повернутая к герою задом статуя киевской Родины-матери воспринимается как злободневная метафора.
А самое удивительное — это то, что кроме бытового (текстового, диалогового) слоя, живо напоминающего раннего Сорокина, еще бытописателя, а не провидца, в «Иванове» есть собственно кинематограф. Точка зрения, ритм, длительность красноречивых, насыщенных внутренней энергией пауз, физиогномика и биомеханика, саркастическое внимание к фактуре и текстуре — ландшафтам, свету. Короче, мелкотканная сеть, куда ловятся малозаметные приметы времени и места, вся та ерунда, из которой (а вовсе не из больших идей и решительных режиссерских деклараций) и складывается экранный дубль реальности — еще более реальный, чем сама жизнь. Как-то так, возможно, выглядел бы фильм берлинской — или румынской — школы, снятый на московском и киевском материале. Но особое очарование «Иванова» в том, что это кино нашей, российской, школы, смотрящее на постсоветский пейзаж без чувства вины и без туристической ажитации. Режиссер фильма (он же — исполнитель главной роли, скромно обозначенный в титрах как Александр Иванов), инвестор Дмитрий Фалькович, который предпочел наживу математике (так в фильме), и его экранное альтер эго, молодой предприниматель Иванов, глядят на душно-душевный русский мир исподлобья, со сдержанным, стоическим отвращением технического интеллигента, прерываемым робкими приступами нежной, сентиментальной эмпатии (к людям, ее совсем не заслуживающим). Этот фатализм, срывающийся в секундную слабость принятия свой судьбы, знаком здесь многим, если не всем, и потому «Иванов» — больше чем биография бизнесмена. Это простая история попытки бегства из неритмичной страны, уже не раз описанной нашим кино, герои которого спешили в Сибирь, в Коктебель или хотя бы на рыбалку.
Насмотревшись вдоволь на бесконечные билборды, снег, пробки, следователей, наконец, Иванов тоже бежит — в солнечный Киев, где начинается его путь то ли вниз, то ли вверх: зачарованный стробоскопами дискотек, покладистыми девушками и общим ощущением расслабленности и ирреальности (оно феноменальным образом отражено в чарующем визуальном материале фильма, формально совсем безыскусном, снятом без скрипа и выпендрежа, словно с одного дубля), он совершенно возносится над делами и словами, начинает говорить детскими стишками и пословицами. Ничем хорошим, конечно, это кончиться не может, и, словно предчувствуя развязку, под самый финал Иванов взбирается на высокий правый берег Днепра, где стоит колосс Вучетича. Там бродит среди темных монументов — маленький герой нашего времени среди Героев прошлого, беспокойный персонаж Зомбарта в усыпальнице Александра Великого.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244798Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246349Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412954Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419439Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420117Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422778Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423535Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428694Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428826Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429503