Фестиваль этого года получился главным образом дебютантским, но тем не менее нельзя не сказать о нескольких фильмах, снятых мастерами. Два главных фаворита и жюри, и публики, взявшие основные призы и занявшие верхние строчки профессионального рейтинга, — «Суета сует» и «Теория заката».
«Суета сует» Алексея Туркуса и Алексея Шелманова — фильм о еврейском местечке с шагаловскими и бабелевскими обертонами, задуманный и начатый режиссерами 25 лет назад, рухнувший вместе со всей российской анимацией в 90-х и переживший смерть одного из своих авторов, Алексея Шелманова, в 2011-м. В память о друге и соавторе Алексей Туркус сделал все, чтобы закончить фильм, прошел через краудфандинг и много других трудностей, так что то, что фильм вышел и имел такой успех у суздальской публики, воспринимается как настоящее чудо.
«Теория заката» — только второй авторский фильм Романа Соколова, но он, как и первый — «Верные друзья», имеет толпы поклонников. Буддист Соколов (а нам специально сказали, что он не смог приехать на фестиваль, поскольку именно сейчас погрузился в буддистские практики) сделал свой первый фильм про доброго человека, а новый — о герое, который отвечает за ход жизни, следит за тем, чтобы солнце всходило и заходило. Этот фильм с очень простой графикой — ритмичный ход навстречу друг другу процессий рождения и смерти — полон юмора в деталях и какой-то непатетической, но возвышенной искренности высказывания в целом.
Алексей Демин, известный любитель анимационных экранизаций литературы, в этот раз сделал фильм без диалогов «Джон Боттом — неизвестный солдат», инспирированный стихами Ходасевича о Первой мировой войне. Легкая акварель Демина, его нежно-ироническая графика придают суховатым стихам Ходасевича особую сентиментальность. Когда видишь, как из цветных облаков удушающего газа выныривают головы, ловящие ртами воздух, или как забритый в солдаты портной Джон Боттом шагает один по полям Первой мировой, неся перед собой, будто хоругвь или щит, портрет своей кудрявой жены, а все орудия врага целятся в него одного, видишь, как вырывается его душа из рук ангелов, несущих ее на небо, потому что он хочет домой, к жене, — антивоенный пафос Демина откликается в нас очень современным звуком.