29 марта 2019Кино
199

Голос люкс

Почему вы слышали Скотта Уокера, даже если не слышали о нем

текст: Илья Миллер
Detailed_picture© BBC

В 1999 году его песня едва не попала в бондиану — в последний момент спетую Уокером «Only Myself to Blame» вырежут из финальных титров «И целого мира мало».Похоже на месть — впервые в кино вкрадчивый голос Уокера, певшего тогда в группе The Walker Brothers, прозвучал в «Беспощаднее мужчин» (1967), проходной британской пародии на «Джеймса Бонда»: его баритон идеально подходил к образам женщин в бикини.

Впрочем, у Скотта Уокера хватало других поклонников в мире кино, кроме продюсеров «Бонда». В 90-х он записал свой первый полноценный саундтрек к фильму — «Поле Икс» Леоса Каракса. Свободно излагая скандальный роман Германа Мелвилла «Пьер, или Двусмысленности», фильм отслеживал путь успешного и богатого писателя (Гийом Депардье), добровольно погружающегося в нищету, безвестность и инцест в поисках новых стимулов к творчеству. Уокер утверждал, что писал музыку, так и не посмотрев фильм, довольствуясь лишь четырьмя годами размеренных бесед с режиссером. А зря: в биографии героя он нашел бы много общего со своей.

Американец, выросший в Калифорнии и переехавший в Европу, Уокер завоевал неслыханную популярность в составе поп-трио The Walker Brothers. Этот бойзбенд, в котором никто не приходился никому братом и не носил фамилию Уокер (настоящее имя нашего героя — Ноэл Скотт Энгел), в 60-е опережал The Beatles в голосовании за лучшую группу Великобритании. «Братья» продавали тоску: в их шлягере «The Sun Ain't Gonna Shine (Anymore)» Скотт Уокер намеренно акцентирует слова «одиночество» и «пустота», выбирая своим лирическим героем несчастного любовника, томимого бесплодным желанием. Эти эмоции Уокеру удавалось передавать точнее всего — для саундтрека к костюмной драме «Посредник» (1971) Джозефа Лоузи с Джули Кристи в одной из главных ролей он исполнил вещь «I Still See You», написанную композитором Мишелем Леграном. Песню он записал на автопилоте, придя в студию пьяным; Легран обиделся на него и больше дел с Уокером не имел.

В 1969 году Уокер исполнил заглавную песню для евровестерна «Веревка и кольт», который снял Робер Оссейн, сыгравший одну из главных ролей. 70-е Скотт проводит под кайфом и в смятении: он будет спасаться от славы алкоголем и наркотиками, попытается покончить с собой, будет порываться уйти в монастырь.

В 1978-м он пишет песню «The Electrician» для альбома вновь собравшихся «Братьев» «Nite Flights»; композиция предвосхитила наиболее бескомпромиссные скрещения постпанка и электроники восьмидесятых — Cabaret Voltaire и Human League. Вы ее точно слышали — она звучит в начале «Бронсона» Николаса Виндинга Рефна, в одной из самых эстетских файт-сцен в кино.

Брайан Ино вспоминал, что они с Дэвидом Боуи были потрясены всем альбомом, который услышали, как раз когда записывали свою берлинскую трилогию. Уокер и Боуи вообще на протяжении всей жизни питали взаимное уважение. Боуи узнал об Уокере в середине 60-х, когда встречался с его бывшей девушкой (эти песни постоянно звучали в ее квартире). Через Уокера Боуи пришел к Жаку Брелю. А после того, как в 1992-м он перепел «Nite Flights», связи между двумя сумрачными гениями окончательно запутались. Кто у кого позаимствовал вокальный маньеризм и раскатистые интонирования — уже не разобрать. В 1995 году оба артиста почти синхронно выпустили самые мрачные и барочные поп-альбомы того времени: Боуи — «Outside», а Скотт Уокер — «Tilt». В 2006 году Боуи спродюсировал документальный фильм «Скотт Уокер. Человек XXX столетия» и появился в нем сам наряду со многими другими музыкантами, упомянутыми здесь. Еще неожиданная связь между артистами: песня Уокера звучит в «Подводной жизни со Стивом Зиссу» Уэса Андерсона рядом со смешными португальскими каверами на Боуи.

В Британии 90-х Уокера уже чествовали как короля. Том Йорк приходил в студию записывать «OK Computer» с альбомами Скотта под мышкой, а про нетленку Radiohead «Creep» говорил, что это практически песня Скотта Уокера, только записанная современными средствами. Если кому-то из Blur, Suede или Pulp нужно было сочинить размашистую балладу с оркестром, британцы брались копировать то, что делал этот американец тридцать лет назад. Уокер принимал с благодарностью эти знаки внимания и даже делал ответные реверансы, спродюсировав, к примеру, последний альбом Pulp «We Love Life». Однако сам он к тому времени уже давно ушел в пучину звуковых экспериментов, и следовать за ним были готовы далеко не все из его поклонников (Марк Алмонд, например, признается, что не принял его последние альбомы и даже счел их личным оскорблением).

Родственную душу Уокер нашел в упомянутом выше Караксе. Большая часть музыки Уокера к «Поле Икс» была на удивление традиционной, с аранжировками в духе Мишеля Леграна, вполне подходящими к идиллической картинке первой части фильма. Однако по мере того, как действие фильма смещается в сюрреализм парижского дна, музыка становится более индустриальной и тревожной. А в сценах репетиций авангардного оркестра в складском помещении Уокер заходит на тревожную территорию «конкретной музыки» в духе Эдгара Вареза: музыканты в черных водолазках, среди которых — Билл Каллахан из Smog и члены группы Rammstein, под управлением дирижера-террориста (Шарунас Бартас) извлекают какофонические звуки из всего, что есть под рукой, — начиная с гитар и заканчивая кухонными раковинами.

Скотт Уокер не раз говорил о том, что кино на него повлияло гораздо больше, чем музыка: именно оно было его первой любовью и стало причиной того, что, сочиняя свою музыку, он «мыслил образами». В юности Уокер посмотрел «Девичий источник» Ингмара Бергмана и был впечатлен изобразительностью и светотенями. Позже свой альбом «Scott 4» он откроет песней «The Seventh Seal» («Седьмая печать»), пересказав своими словами одноименный фильм Бергмана о Швеции XIV века, зараженной чумой и страхом перед жизнью.

Своими последними альбомами «Tilt», «The Drift» и «Bish Bosch» Уокер зарекомендовал себя в глазах публики безумным экспериментатором, который проводит дни и часы в студии, записывая удары кулаком по куску говядины или стальной скрежет длинных мачете. Да, музыка позднего Уокера требует от слушателя невозможного, и ровно так же нереально расшифровать тексты его антипесен, населенные кучей персонажей, состоящие из глоссолалии, сленга и откровенной тарабарщины (критики сравнивали его с Джеймсом Джойсом и Пьером Гийота).

Уокер оставался киноманом до конца. Его студийные фокусы были похожи на работу звукорежиссера, часами подбирающего «тот самый звук». И шумовые эффекты он использовал как кинематографист, чтобы усилить эффект музыкальной драмы. Или добавить в нее юмора — Уокер был не чужд и самоиронии, в своих записях он выступал и в качестве артиста-метеориста. Или нагнать ужаса — Уокер признавался, что дико боится петь и хочет на записи запечатлеть свой кошмар.

Уокер еще дважды побывал полноценным композитором к фильмам — Брэди Корбета. Для режиссерского полнометражного дебюта Корбета «Детство лидера» (2015) Уокер вооружился оркестром из 62 музыкантов, из которых 47 отвечали за струнные. Музыка к фильму об истерических припадках жестокого ребенка, сына американского дипломата в воюющей Европе начала XX века, получилась столь же ужасающей и нервирующей, сколь и сам сюжет. Бюджет второго фильма Корбета, недавно вышедшего в прокат, — «Вокс люкс» — был истощен гонораром певицы Sia, написавшей песни героини Натали Портман. Поэтому Уокер предложил обойтись в основном голосами а капелла, горловыми певцами и хором — так как вокалисты обходятся значительно дешевле, чем оркестр.

Но обе эти работы были, наверное, самым традиционным, что сделал Скотт Уокер в последние годы. Были ведь еще и музыка для балета танцоров с ограниченными возможностями «And Who Shall Go to the Ball? And What Shall Go to the Ball?», и совместный альбом с легендами дрон-дум-метала Sunn O))). До последнего момента Уокер не снижал своей творческой активности, несмотря на статус отшельника и мизантропа. Композитор, писавший будто для XXX столетия, он не должен был умереть в начале какого-то XXI века.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244872
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246435
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413027
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419516
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423593
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428900
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429554