17 мая 2019Кино
200

«Я хотела написать квир-версию “сиротского романа взросления”»

Эмили М. Дэнфорт о своей книге «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» и ее экранизации

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_pictureКадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»© FilmRise

С 23 по 26 мая в Москве пройдет кинофестиваль «Бок о бок». В числе прочих в его программе — фильм о девочке-сироте из американской глубинки 90-х, которой, после того как тетя с дядей узнали о ее романе с королевой выпускного бала, пришлось пережить конверсионную терапию в христианской школе.

— Книга основана на реальной или вымышленной истории?

— Книга — это художественная литература, и Кэмерон Пост является вымышленным персонажем. Однако, как и Кэмерон, я росла на сельском ранчо в восточной части Монтаны в 1990-х годах. Поэтому я использовала собственные воспоминания о своих эмоциональных переживаниях как гомосексуального подростка для создания персонажа и ее мира. Кроме того, конверсионная (или, как ее тогда называли, репаративная) терапия вполне реальна. Только в США 700 000 человек подверглись ей.

— То есть это не чистая автобиография. А что еще послужило материалом и ориентирами для романа?

— Я ощущала себя квир-персоной с девяти или десяти лет (хотя, конечно, я тогда не знала слова «квир»), и с восемнадцати лет я представлялась другим как квир. Я прожила всю свою жизнь как квир, так что любая написанная мною литература всегда будет посвящена именно такой жизни и этому опыту. И я хотела написать квир-версию «сиротского романа взросления». Этот жанр — основа американской литературы XIX и XX веков. Я также хотела написать о взрослении подростка-гея в сельской Монтане. Существует великая традиция романов, созданных авторами из Монтаны в Монтане, но я никогда не читала ни одного романа, который запечатлел бы квир-жизнь и был бы чем-то похож на мой собственный опыт. Короче говоря, я последовала мудрому совету Тони Моррисон и написала роман, который хотела прочитать сама. Это я и сообщества, известные мне.

Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»© FilmRise

— Как вы работали над сценарием? Почему в фильм не вошли эпизоды из жизни Кэмерон до ее поступления в христианскую школу?

— Роман состоит почти из 500 страниц, а фильм длится всего полтора часа. Конечно, между ними есть существенные различия! По сути, фильм охватывает только последнюю треть романа — когда Кэмерон находится в «Обители Бога». Когда Дезире Акхаван (режиссер фильма и соавтор сценария) впервые поговорила со мной, она сказала, что планирует пойти именно в этом направлении: сосредоточиться на христианской школе. Мне нравится фильм — он похож не на прямую адаптацию моего романа, а, скорее, на своего рода любовное письмо к некоторым темам и эмоциям в книге. Это именно тот фильм, который я когда-то хотела посмотреть, когда была закрытым подростком.

— Изучали ли вы работу и жизнь таких исправительных школ в 90-е годы?

— Да, конечно. Я разговаривала с пережившими конверсионную терапию, читала мемуары (особенно впечатлил меня «Незнакомец у ворот» Мела Уайта), работу Элизабет Моберли (она придумала термин «репаративная терапия»). Документальный фильм Теодоро Маньячи и Франсин Ржезник «Единая нация под Богом» 1993 года, частично посвященный основанию Exodus International (организации, которая предоставила много ресурсов для практиков конверсионной терапии; к счастью, она распалась в 2014 году) и первым дням конверсионной терапии в США, был особенно полезен для меня — в нем описывается как раз нужная мне эпоха. Я также искала первоисточники — например, учебные пособия для практиков конверсионной терапии. Брошюра «Руководство в общежитии», которая описана в моем романе, — это парафраз аналогичного документа, использовавшегося в общежитии центра конверсионной терапии в Канзасе. Та же риторика, те же формулировки.

Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»© FilmRise

— Как вы оцениваете кастинг фильма?

— Самый большой комплимент, который я могу сделать актерам, — это признать, что теперь я вижу персонажей через призму их игры. Хотя герои на экране могут отличаться от персонажей, бывших у меня в голове при написании книги. Я думаю, критика недооценила игру Хлои Морец, такую грубую и открытую. Жаль, что у нее очень мало диалогов в фильме, особенно если учесть, что она — главный персонаж. Зато она так много говорит одной только мимикой. Саша Лейн в роли Джейн Фонды и Форрест Гудлак в роли Адама Красного Орла очень забавные и умные. А главное, они и ведут себя точь-в-точь как квир-подростки той эпохи. И Эмили Скеггс в роли преподавательницы Эрин тоже очень хороша. Она давит на все эмоции сразу — тоску, желание, растерянность.

— Сегодня подросткам так же сложно совершить каминг-аут, как и в дни вашей юности?

— Да, для многих подростков все еще очень трудно, даже опасно, выступить как гей, лесбиянка или транссексуал. Сейчас в СМИ и в сфере развлечений тема ЛГБТ представлена больше и лучше, гораздо более развит соответствующий активизм, интересы ЛГБТ лучше представлены в политической сфере. Для некоторых подростков, особенно в США, все это действительно облегчает процесс каминг-аута. Однако все еще много отдельных случаев дискриминации и даже насилия в отношении ЛГБТ, особенно цветных трансов. На каждого тинейджера, который пишет мне, что его родители принимают и поддерживают, находится другой, который говорит, что он до сих пор не навестил определенных членов семьи, не совершил каминг-аут на работе, был опозорен или подвергнут преследованиям из-за своей квирности.

Короткий ответ: да, мы добились прогресса, и да, еще многое предстоит сделать.

Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»Кадр из фильма «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»© FilmRise

— Существуют сегодня христианские школы, подобные описанной в фильме/романе?

— Да. Конверсионная терапия существует сегодня и в США, и в других странах мира — несмотря на то что все ведущие профессиональные медицинские и психиатрические ассоциации в США отвергли ее как ненужную, неэффективную и опасную. Это не всегда происходит в условиях лагеря или школы-интерната, как в фильме. Кроме того, эта практика встречается не только в христианских общинах. Некоторые из терапевтов, предлагающих такие услуги пациентам, делают это без каких-либо религиозных основ. Со статистикой применения конверсионной терапии в США можно ознакомиться тут.

— В фильме по телевизору показывают «святофитнес», «аэробику с Богом». Вы это сами придумали или такое действительно есть?

— Ха-ха! Многие уверены что я придумала «святофитнес», — даже Дезире (Акхаван, режиссер фильма. — Ред.) сначала думала, что это я так здорово пошутила. Но нет, «аэробика с Богом» реально существовала; может быть, ей до сих пор кто-то занимается. Видео и песня, используемые в фильме для «аэробики для Христа», — это реальные видео из 80-х — 90-х годов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245202
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246747
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413297
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419753
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423821
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429122
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429770