27 февраля 2014Кино
215

Светлана Кармалита: «Дальше и дальше отодвигаются мечты о новой счастливой жизни»

Соавтор и вдова Алексея Германа — об истории создания «Трудно быть богом», его связи с майданом, а также о правилах поведения в съемочной группе Германа

текст: Иван Чувиляев
Detailed_picture© Getty images / Fotobank.ru

— Если начинать историю создания фильма сначала, придется вернуться на сорок лет назад, когда впервые была возможность снять «Трудно быть богом».

— Нет, это была не возможность, а готовый сценарий, он был принят, и должны были начаться съемки. Перед которыми Алеша поехал отдохнуть. Дело было в августе 1968 года. А 21-го ввели советские танки в Чехословакию. И интеллигенция, которая там оказалась, в Коктебеле (это было такое место особое), была в шоке. Как-то не верилось, что это все может так рухнуть, что наше правительство сможет так поступить. А 23-го числа Леше пришла телеграмма: сценарий закрыт, даже не думай о нем. Понятно, что это очевидная параллель — наши танки в Праге и высадка Ордена.

— А между этими сценариями были какие-то сходства или различия? В каких они взаимоотношениях — неснятый фильм 68-го и нынешний?

— Я должна сказать, что уже не очень хорошо помню тот сценарий. Я его тогда прочитала — как раз мы только познакомились, но так вот я не помню. Но главное — то, что в книге Аркадий и Боря сделали, чтобы книжка была опубликована, пролог и эпилог. Про то, что герои вернулись на Землю, а она была уже счастливая и свободная. Как они это назвали — коммунарская. В общем, антиутопию превратили в утопию. Потом, после этого сценария 68-го года, был еще сценарий времен перестройки, который мы пытались писать. Но он оказался никому не нужным, и нам тоже. Если можно говорить открыто — зачем брать повесть Стругацких? Тем более что Леша не хотел снимать фантастику. А в начале нулевых, как это называется теперь, стало понятно, что дальше и дальше отодвигаются мечты о новой счастливой жизни, и книга стала снова актуальной.

— Но получается, что история после этих сорока лет завершилась тем же, с чего началась: тогда вводили танки в Прагу, и это было шоком для интеллигенции, теперь происходит то, что на Украине, и общество снова опасается введения туда наших войск, того, что мы в конфликт вмешаемся.

— Это вы сказали, а не я. Потому что, во-первых, конечно же, это совпадение, которое бывает очень часто. Должна вам сказать, что когда-то, в шестидесятые годы, в Доме литераторов в Москве был вечер, посвященный Платонову. И на этом вечере вступительное слово говорил, даже доклад делал такой, Юра Карякин. И его за эту речь исключили из партии. Там было несколько крамольных вещей: во-первых, он сказал о Сталине «черного кобеля не отмоешь добела», а это как раз было время, когда ощущали кожей возможность реабилитации Сталина. И сказал, кроме того, важную вещь — что люди искусства значительно раньше, чем политики или какие-то социально продвинутые круги, чувствуют то, что может произойти. И если говорить о майдане и вообще о войнах, которых становится все больше и больше, то сама повесть, написанная сильно раньше большими писателями, была предощущением катастрофы.

На съемках фильма «Трудно быть богом»На съемках фильма «Трудно быть богом»© Ленфильм

— Во время перестройки же появился все-таки фильм по мотивам «Трудно быть богом», и были какие-то взаимоотношения у вас с его съемочной группой.

— Насколько я знаю по рассказам Леши, потому что эта история пришлась как раз на время нашей ссоры, которая длилась пару месяцев, ему предложили участвовать в съемках. Он съездил, посмотрел на декорации и вернулся потрясенный. «Интересно, — говорит, — как они их построили. Хорошие, красивые, большие, но там мечом негде размахнуться, тесно все стоит». Он говорил с Петером Фляйшманом, режиссером этой картины. И тот сказал: «Как хорошо, что вы приехали, снимайте, пожалуйста, потому что я не могу тут больше работать». Атмосфера там была действительно так себе, вся группа булькала заграничным пивом в банках. Хорошо, сказал Леша, только сценарий — мой. А вот это — нет, ответил Фляйшман. Его сценарий утвержден, под него банк дал деньги. Вот, собственно, и все пересечение. Картина в итоге, по-моему, получилась слабая.

— А правда, что поначалу на роль Руматы был утвержден другой актер, Александр Лыков?

— Да, действительно начал сниматься Лыков, он уже на тот момент работал на «Ментах», но настолько соответствовал тому, что Алеша представлял себе, что они практически договорились. Было одно условие — на время съемок в «Трудно быть богом» нигде больше не сниматься. И когда выяснилось, что Лыков заключил параллельный договор, на этом расстались.

— Вы, кстати, правда не знали, что Ярмольник — актер, и видели его только по телевизору, в роли ведущего передач?

— Да, правда, в кино Леша его не видел.

— Ярмольник же был таким комическим персонажем на тот момент, «Цыпленок табака», телеигры всякие.

— Как раз это никогда нас не пугало — Леша всегда считал, что артисты, которые могут играть этот жанр, как раз наиболее интересны в драме. И Леонида Исааковича утвердили не заочно все-таки, а на пробах. Которые были очень трудными. И была одна — самая тяжелая. Когда Будах говорит: «Уничтожь нас всех» — а Румата ему отвечает: «Мое сердце полно жалости, я не могу это сделать». И тут Ярмольник сыграл эту пробу великолепно, она все решила. У нас в группе есть свой кодекс отношений, решения принимаются в том числе и коллегиально. И все тут же, увидев пробу, сказали: Ярмольник.

На съемках фильма «Трудно быть богом»На съемках фильма «Трудно быть богом»© Ленфильм

— Действительно, жалко, что проба пропала, — было же у вас в фильмографии такое, что проба входила в финальный монтаж, как в случае с монологом Петренко из «Двадцати дней».

— Да, но там все еще сложнее было — была еще одна, параллельная, проба. Этот же эпизод пробовал Ролан Быков отлично, замечательно. Но у Петренко это вышло глубже и тяжелее.

— А насчет семейства, которое представляет собой съемочная группа, — по какому принципу этот организм существует?

— Ну, все-таки большая часть группы работала на «Хрусталеве», а кто-то еще и на «Лапшине». И был свой свод правил, конечно, — если кто-то новый приходил, мы ему говорили: у нас мастеру не стучат. И если кто-то этим правилом пренебрегал — все, не жилец. Ну и главное — мы правда умели прикрывать друг друга. Если он кричал, после стольких лет вместе всегда было ясно — почему. Чаще всего — потому что сам чего-то не понимал. И все умели с этим жить — есть запись со съемок, когда он кричит на художника по костюмам Катю Шапкайц. Костюм там вовремя не принесли или что-то такое. А Катя стоит с таким лицом: ну кричите, кричите, Алексей Юрьевич.

На съемках фильма «Трудно быть богом»На съемках фильма «Трудно быть богом»© Ленфильм

— Может быть, это сейчас так кажется, но в некоторых ваших сценарных работах есть даже кое-какие переклички сюжетные с «Трудно быть богом». В «Гибели Отрара», например.

— О, прекрасный фильм, правда? Только они нас обидели. Хорошо, что вы вспомнили про «Гибель», — мы сейчас показывали фильм в Челябинске, три дня назад, и в зале встал потом человек после сеанса и спросил: «А вы специально вставили в фильм фразу из “Гибели”?» Конечно, нет! Когда дон Рэба говорит: «То, что я с тобой разговариваю, не означает, что мы беседуем». Что касается «Гибели Отрара» — мы чрезвычайно благодарны и Олжасу Сулейменову, и Сереже Бодрову, который тогда был молодым режиссером. Тогда уже был полный запрет у Леши на работу — ему даже в Норильске в театре не дали постановку и на Минской телевизионной студии не разрешили ставить «Иду на грозу» по Гранину, хотя Даниил Александрович настаивал, чтобы Леша снимал. И одновременно тогда казахам было очень важно заняться историей своей, и мы взялись за этот сценарий. Потом картина получила, по-моему, премию тюркских народов, и ее не получили только авторы сценария. То есть мы.

— При том что это первый в истории самостоятельный казахский фильм.

— Да-да-да, его до сих пор очень часто в Европе показывают, и тогда же на фестивалях он очень удачно прошел. Но нас на тот момент просто отрезали от жизни фильма. А то, что чем-то «Гибель» похожа на «Трудно быть богом», — ну это же молодой режиссер, он шел параллельным путем.

— Но все равно даже в тех ваших сценариях, которые снимали другие режиссеры, получался Герман на экране. В «Торпедоносцах», например.

— Там дело в актерах — запретили «Лапшина», и было понятно, что погибают Юра Кузнецов и Андрюша Болтнев. Они приехали из своих театров провинциальных, выбрались оттуда, и было ясно, что придется им туда возвращаться, их никто на экране не увидит. И мы попросили Семена (Арановича. — Ред.) взять их в картину. Он их попробовал, понял, что действительно замечательные актеры. И снял — я до сих пор поражаюсь, как Кузнецов все может сыграть, какой он всегда узнаваемый, даже в «Улицах разбитых фонарей» это Юра. Вот как раз почему грустно, что мы над «Трудно быть богом» долго работали: Леша считал, например, что Наташа Мотева, которая играет Ари, — замечательная актриса и ей просто для карьеры дальнейшей важно, чтобы картина вышла и чтобы она таким образом о себе заявила.

На съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин»На съемках фильма «Мой друг Иван Лапшин»© Ленфильм

— Когда я говорил с теми, кто занимался, в частности, озвучанием картины, они рассказывали, что было жесткое требование — создать бытовые звуки вроде стука копыт, только такие, чтобы они были не как на Земле, а как на Арканаре. К сценарию в смысле деталей вы сами выставляли такие требования?

— Дело не в стуке копыт, дело во всей партитуре картины, звуковой и не только. И началось это раньше — в «Лапшине». Вот смотрите: начало. День рождения, говорят, что война близко. И проходит среди этого диалога какой-то человек, который говорит: томаты-ароматы. И ушел. Что это такое? А вот. За окном зима и метель. Топится печка. Явно в коридоре, куда они выходят, холодно. И во время этой зимы один из них говорит: томаты-ароматы. Это Лешина теория запахов в картине. Они тут работают как воспоминание среди зимы о другой жизни, о лете, о другом запахе — парников. Много фраз же проходит мимо ушей, воспринимается как фон, но в них тоже есть смысл. Вот в «Хрусталеве» персонаж Жаркова говорит: «Адашева, она у нас в театре роли играла». Кто услышит, тот поймет: это та Наташа Адашева из «Лапшина», героиня Руслановой. Это ее характер неумехи, над ней властвует домработница. Так что все эти фразы — не только звук, музыка. Есть у нас такой термин — «шкаф упал». Когда из-за кадра раздается очень громкий звук во время напряженного действия. В «Лапшине», помните, когда Ханин стреляется, кто-то спрашивает: стреляли, что ли? А Лапшин кричит: «Шкаф упал». Вот этот резкий звук ниоткуда, несинхронный экрану, мы так и называли.

На съемках фильма «Хрусталев, машину!»На съемках фильма «Хрусталев, машину!»© Ленфильм

— Если продолжать разговор об образах, кочующих из фильма в фильм, — ведь еще во время съемок говорили, что это будет такой Босх на экране. Это было важно — какие-то живописные аллюзии?

— Впервые это про «Хрусталева» писали — что это Босх, Брейгель, Джойс. Но мы не понимали, при чем тут они. Леша всегда очень много читал, ходил в театры, по музеям, Лешина семья была близка к БДТ, мой папа был завлитом театра Красной Армии, а потом стал театральным критиком-космополитом. Все это закладывалось. Уже лет двадцать назад это стало давать отдачу — потому что сколько мы ни были на Западе, сколько ни работали там, никогда не ходили в музеи. Жили и жили, я готовила обед, гуляли. Но знаний вот таких мы не набирали — и предположить, что Леша вдохновлялся Брейгелем, нельзя. Однако теперь попробуй докажи, что это не так. Может, мы это как-то вспоминали, но воспоминания о Босхе или Брейгеле не решали концепцию картины. Думаю, эти все воспоминания о них навеяны, в первую очередь, количеством людей в кадре. Леша снимал окружение героя.

— А почему фильм менял несколько раз название — от «Трудно быть богом» к «Что сказал табачник с Табачной улицы», потом «История Арканарской резни»...

— Есть в картине такой старый слуга, почти нянька, его отлично играет Рамиль Ибрагимов. И вот он все время пристает к Румате и говорит: я знаю такого табачника с Табачной улицы, он очень умный человек. Он тебя научит всему. И вот в самом финале о нем вспоминают — Румата спрашивает: где твой табачник? Исчез, отвечает слуга. Ушел из дома и больше не вернулся. И это была такая сквозная история — по-моему, хорошее название. Но Леша в какой-то момент от него отказался и придумал чудовищное — «История Арканарской резни». Или «Хроника». Какая история, какая хроника? Там нет резни! И мы все воевали за возвращение старого названия, Ярмольник тоже боролся за него. И в какой-то момент Леша согласился, сдался. Сказал — будет «Трудно быть богом». Был праздник.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244918
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246474
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413061
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419550
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423627
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428929
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429582