28 мая 2020Кино
158

«Катерина интересна только как пострадавшая»

Григорий Константинопольский о своей трактовке «Грозы»

текст: Павел Гайков
Detailed_picture© Лук-фильм

«Гроза» Григория Константинопольского («Русский бес», «Пьяная фирма») — осовремененная версия пьесы Островского, в которой Кулигин устраивает пикеты, Кабаниха владеет рестораном, Феклуша дает мастер-классы, а за всем этим русским адом с интересом следят инопланетяне. Павел Гайков поговорил с Константинопольским еще на прошлом «Кинотавре», но подходящее время для публикации этого разговора подошло лишь сейчас — «Гроза» появилась онлайн, на платформе Premier.

Создатель «8½ долларов», «Кошечки» и «Пьяной фирмы», клипмейкер и режиссер рекламы из 90-х, панк и постмодернист Григорий Константинопольский в прошлом году стал лучшим режиссером «Кинотавра» с «Русским бесом», в котором многие увидели отсылки к Достоевскому. В этот раз Константинопольский привез в Сочи «Грозу» по пьесе Островского, а сейчас уже работает над переосмыслением «Мертвых душ», которые должны будут выйти в виде сериала.

— Легко могу представить, как вы взялись бы за Салтыкова-Щедрина с его безумными социальными фантасмагориями, «Мертвые души» тоже, в общем, в вашем стиле.

— Да, это про русский капитализм, про аферистов всех мастей. Ведь что такое Чичиков? Это афера, которую он придумал, чтобы получить земли и в залог за каждую душу получать 200 рублей. А я свою аферу для него придумал, сейчас пишу сценарий.

— Но вот «Гроза»...

— Островский — это русский Шекспир. Его тексты — глубокое художественное переосмысление, он не занимался документальным воссозданием действительности. Это видно даже в речи персонажей, каждый из которых — своего рода квинтэссенция. В случае Феклуши — это, допустим, квинтэссенция простонародной речи. К тому же, в Островском столько сарказма, лирики, печали, столько едкого.

— Еще в «Русском бесе» у героя Макаревича была такая фраза, когда его просили подвезти, — «Хоть в Ярославль!», теперь вы воссоздали в Ярославле жуткий город Калинов. Откуда такая нелюбовь к месту, где вы провели чудные годы студенчества?

— Да вы с ума сошли! У меня нет вообще никакой ненависти ни к кому, ненависть — это неконструктивно, это то, что сжигает души. О Ярославле у меня самые лучшие воспоминания: я был молод, я любил своих педагогов и однокурсников. Я люблю этот город, я люблю Волгу.

© Лук-фильм

— Вы часто говорите в интервью что работаете только с хорошими артистами. А что вы вкладываете в это определение?

— Это целый набор качеств, но основное — Бог поцеловал или нет. Бывают артисты, которые могут работать вообще без режиссера. Вот нужен ли Мише Ефремову режиссер? Не знаю. Работать с ним невероятно тяжело. Он очень нервный, нетерпеливый, его приходится заставлять делать то, что нужно, а не то, что только что показалось его левой ноге, понимаете? Есть артисты, которые просто не доверяют режиссерам. Но я работаю по-другому: я говорю, как надо делать, если актер слышит меня — замечательно, нет — до свидания. А если человек к этому не готов, мне это вообще не интересно — я не буду тратить свое время на убеждения.

— Вы специально делаете так, чтобы актеры вас боялись?

— Меня никто не боится, это миф! Я не серый волк, чтобы меня все боялись.

— Все вас боятся! И не только актеры, которые, как один, говорили об этом на пресс-конференции «Грозы» на «Кинотавре». Вас боятся те, кто работает над вашими фильмами, журналисты, персонал «Кинотавра» — вообще все.

— Ну что во мне страшного? Меня не надо бояться. Я мягкий, нежный и добрый. Актеры меня не боятся, это они кокетничают. А я обожаю своих актеров — и, конечно, им нравится, когда кто-то их любит до самозабвения, поэтому мы и находим общий язык.

— Правда, что у вас все снимаются бесплатно?

— Только в двух последних фильмах. Денег на них было очень мало, да и занятость небольшая. Мы сняли «Грозу» за 12 дней.

— Подозреваю, что вы очень занятой человек. Чужие фильмы вы при этом вы успеваете смотреть?

— У меня сложилась традиция: я смотрю в день минимум пару серий или один фильм, а если нет загрузки, то 3–4 фильма — это моя норма. Моя мама, например, в день прочитывает по сто страниц, ей 79 лет. Она профессиональный читатель. А я живу кино, это моя стихия. Я и в кинотеатры хожу, когда есть повод для этого. Мне нравятся фильмы, которые придуманы так, что их надо специально смотреть в кинотеатрах. Например, «Любовь» Гаспара Ноэ, сделанная в 3D — это же шикардос! Это камерное эротическое кино о страстях на разрыв юной пары — блеск!

© Лук-фильм

— А «Мстителей» смотрите?

— Нет, совсем. Я видел только самых первых «Мстителей», но я не могу такое кино смотреть. Я ненавижу есть пластмассу, не перевариваю попкорн. Это вообще не мое. Мне нравится, когда есть, допустим, ирония над этим стилем. Когда люди стебутся, тогда я — за. Вот «Бердман», например.

— Ну а как же востребованность зрителей, миллионные аудитории? Вы как профессионал должны же учитывать такой интерес?

— Я мог бы попытаться что-то сделать в этом направлении, но все равно сделал бы это с шуткой и иронией — как в «Железном человеке», например. Или мрачно и чувственно, как Нолан в трилогии про Бэтмена. Это арт! Эта серия начиналась как коммерческий проект, потом начался жесткий арт, а затем они опять выруливают на попкорн и пластмассу. Нолан вот снимает для всех, и при этом его «Начало» — шедевр. Я изучал, как он снят, как все было сделано технически. Вот такое кино — да! Но у нас таких арт-блокбастеров не делают, нет жанра как такового.

— Если вернуться к «Грозе». Есть ощущение, что Катерина не прижилась бы и ни в одном современном обществе, будь оно сколько угодно просвещенным.

— Ну вот один сказал «луч света в темном царстве», и все повторили. Она интересна только как пострадавшая. Как человек, который нарушил что-то, и это вопрос его личной воли и его личной совести, с которым он должен сам разбираться, а общество его за это раскатывает катком. Вот в чем ее персонаж. Катерина — обычная девчонка, просто пришло время, вышел случай, и ее раскатали так, что она вызывает сопереживание. Бессердечное лицемерное общество ее убивает.

Для меня главный герой — это, конечно, Кулигин. Он — единственный, кто хочет что-то поменять, заработать денег, открыть фонд и давать деньги художникам, чтобы смягчились нравы. Он прекрасен, музыкален, поэтому им в фильме интересуются инопланетяне: они хотят его забрать и использовать на своих дискотеках. Кулигин вызывает сопереживание, у него на лице написано, что он сгниет в нищете. Все его светлые помыслы уйдут в никуда, жизнь будет разочарованием.

© Лук-фильм

— Вы своего Кулигина делаете таким оппозиционером, а у Островского он больше говорит, чем делает, и все мечтает о перпетуум мобиле.

— Но это же разговор о том, что все люди вокруг него — практики, а он верит в мечту, в город солнца. Он — мечтатель, а мечтатели — опасные, они заражают других светлыми идеями, отрывают людей от земли и делают так, что они смотрят в небо и чаще мечтают. Какие опасные люди!

— Вы сами на акции протеста ходите?

— Давно не ходил. Если учитывать, что я был у Белого дома, когда вас еще на свете не было... Вот я стоял среди этих поваленных троллейбусов, а в руке у меня был какой-то прут. И я думал: вот зачем я его держу, я что, могу им кого-то ударить? Потом в России все несколько раз изменилось, а по сути все так и осталось. Потому что в России за 10 лет меняется все, а за двести — ничего. Хватать и не пущать, больше трех не собираться — это наше посконное.

— Ну вот все равно собираются же, есть целое новое поколение…

— Знаете, изначально это все было прекрасно придумано, и все наши идеи были светлы и чисты, про любовь и про главное. Но потом черт попутал. Мы начинаем за здравие, а заканчиваем как всегда… у нас везде и во всем штатный досмотр.

— Вот что точно изменилось в нашем обществе за два века со времен Островского — это отношение к браку, место женщины в социуме. Почему ваша Катерина не идет по стопам других современных женщин?

— Не забывайте, что Катерина венчалась с Тихоном. Она представитель той части современного поколения, которая живет в определенных традициях, и для нее эти формы — не пустой звук. Вот если бы Тихон сам объявил о разводе, тогда неизвестно, как сложилась бы эта история — но он же этого не сделал. Нет, Кабановы решили мстить, они захотели законопатить ее. А какие у них способы? Только такие. Бережем традиции.

— Традиции ненависти?

— Порядка — в понимании Кабанихи.

— Как вы считаете, Россия будет свободной?

— Периодически. Но редко, и ненадолго. Перпетуум мобиле!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244986
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246540
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413116
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419594
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423667
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428970
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429624