Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Издали Новочеркасск 1962 года выглядит у Кончаловского крепостью на тосканском холме. Утопающий в июньских садах холм увенчан собором. Через дорогу перекинута арка, триумф ложного классицизма. Над ясным утром стилизованной черно-белой Аркадии льется государственный гимн, будто из небесной радиоточки. Незыблемость советского строя выражается музыкой сфер.
Когда катастрофа расхерачит этот академичный порядок, главная героиня фильма в исполнении Юлии Высоцкой попытается все склеить на оптимистический лад, запевая «Весенний марш» из послевоенной кинокомедии Григория Александрова «Весна». Как и слова гимна, строчки «Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно отчизну свою!» написаны Сергеем Михалковым, отцом режиссера Кончаловского, и наделены практически той же сверхъестественной силой, что и «Отче наш» или что там бормочет героиня, заполняя горячей молитвенной отсебятиной разверзшуюся бездну. Христианская vita sacra и язычество коммунистического фасона дополняют друг друга у Кончаловского, как две стороны веры в разумно устроенный мир, где молитва и марш выражают всеобщий закон мироздания.
Но прежде мы познакомимся в спальне с голыми работниками новочеркасского горкома — завсектором Людмилой Даниловной и первым секретарем товарищем Логиновым, в посткоитальном угрюмстве обсуждающими повестку наступившего дня. Кончаловский, мастер эксцентрических контрастов, гасит пафос и прячет величественный, как мы увидим позже, замысел в житейскую потребу, которая по-своему рассеивает иллюзорную гармонию мира.
Кончаловский извлекает государственного человека Людмилу Даниловну из-под простыни адюльтера и сопровождает ее в совмещенный санузел уже ее собственной отдельной квартиры, в подсобку гастронома за номенклатурным пайком дефицита, в парикмахерскую на укладку (скоро парикмахерша поймает пулю и протянет мертвые белые ноги).
Дом Людмилы Даниловны полон таким светом, что видно, как в нем танцуют пылинки. На стенах Сталин и ее молодые — фронтовые — фотокарточки. Дочка в дырявом носке спешит на заводскую смену. Папаша в майке что-то бурчит (как мы вскоре узнаем, он бережет с прежних времен икону Казанской Богоматери, георгиевские кресты, галифе с лампасами и память о резне Гражданской).
Впереди — день Новочеркасского расстрела, которого нет в исторической памяти и историческом нарративе, потому что он, как и другие реперные точки гражданского несогласия, остается достоянием сундука и мифа, разделяющего постсоветское общество на кающихся и ностальгирующих. Одни рассказывают, что Советская армия и кровавая гэбня расстреляли мирную демонстрацию рабочих, протестующих против повышения цен и урезания зарплат. Другие — что мирной она не была, рабочих подстрекали амнистированные уголовники, и преступление советской власти не в том, что стреляли, а в том, что скрывали и прятали трупы в безымянных общих могилах, людоедски не давая родным оплакать и похоронить их мертвецов. Наконец, Солженицын, посетивший Новочеркасск в 1971 году, написал в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Молва была затоптана». Его первая жена, как и Юлия Высоцкая, была родом из этого города.
Кончаловский не особенно вслушивается в молву, не интересуется площадью и ее настроениями, выразившимися в частушке «При Ленине я жила, при Сталине сохла, при Маленкове мед пила, при Хрущеве сдохла». В отличие от монтажных фильмов Сергея Лозницы или традиций отечественного исторического и ретрокино, герой Кончаловского — не толпа, не протестующая масса, не «простой человек» и даже не элита — а регулирующий их отношения аппарат.
Центральными эпизодами фильма становятся гротескная операция по спасению городской номенклатуры из осажденного рабочими райкома, после которой Людмила Даниловна встретит в палисаднике единственную беспартийную суку, кормящую щенков, и монументальное явление кремлевской комиссии старшему руководящему составу города. Эта блистательная казенная сцена — вероятно, функционально самая важная в картине — раскрывает механику и масштаб государственного кризиса и антикризисных мер, как тривиум и квадривиум являют устройство идеальной Вселенной.
Буквально проливая свет на неразборчиво заполненную страницу прошлого, Кончаловский льет щедро, но мимо. Больше света требуется ему не для свидетельства и протокола, а чтобы в белом историческом пятне проявились очертания не слишком злободневного сюжета. Когда ее дочка исчезнет, а брандспойты смоют с площади потерянную обувь, но не кровь (тут придется класть новый асфальт) — Антигона Даниловна отправится на поиски безымянной могилы в компании гэбиста-симпатизанта.
В «Дорогих товарищах» Юлия Высоцкая впервые не может быть эксцентриком. Несмотря на грубые башмаки и верность угловатой пластике ее первой роли, вечной невесты из «Дома дураков», маска клоуна больше не держится на ней. В сущности, ее Людмилочка Даниловна — единственная инакомыслящая в этом квазиантичном паноптикуме на псевдотосканском холме, и ее Аркадия давно пошатнулась. Повторяя на разные лады, что Сталина на нас нет, она отвергает экономические реформы Хрущева и его политический курс. Но трагическая кульминация личных обстоятельств не исчерпывает ее роли в сюжете «Дорогих товарищей».
Многоярусная пирамида на истлевших костях из истории, мифа и трагедии для Кончаловского — трамплин в сияющий чертог абстракции о государственном человеке, государственном устройстве и преступлении государства. Весь этот южнорусский Пелион на тосканской Оссе, нагромождение «псевдо-» на «квази-», ложного классицизма на черно-белый ампир — повод к новому трактату «О государстве». Тезисно его суть и излагает героиня-резонер: «все взорвать и все с начала». Государство Кончаловского стоит на людях веры, которая наделяет исполинской силой творить и уничтожать миры. Нуждается ли оно в истории, как мы в Новочеркасске, или ему достаточно ориентации на будущее? Этот вопрос в фильме решается сценой за кухонном столом, в лихом натюрморте с бутылкой дефицитного венгерского ликера, секретным письмом от расстрелянной родни и дедовской иконой.
В нашей трагической вселенной, где подобные катастрофы происходят каждую секунду, все эти веры и способности к титаническим свершениям (и преступлениям) обесценились. Но и «Дорогие товарищи» устроены не как поединок художника с монструозной глыбой мрамора, а как «упал, очнулся, гипс». Статичная камера Андрея Найденова видит мир словно изнутри застывающего материала садово-парковой скульптуры и сдвинется с места считанные разы. Ее олимпийский покой соразмерен дистанции Кончаловского от суетных интерпретаций. Перед нами рождение концепта. Наблюдая эту регрессию флорентийских мраморов в советский гипс, понимаешь, что не только их время исчерпано и ушло, но меняется состав блоков, из которых сложены государства. Железо тираний, базальт республик, гипс советикус — все рассыпалось, осталось лишь слово.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246411Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413005Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419497Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539