Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Катя и Вася окончили престижные московские вузы, им нет и тридцати. По специальности они не педагоги, но верят, что будущее за детьми, — и хотят сделать это будущее чуть лучше. А потому отправляются работать в провинциальную школу где-то под Тулой. Юные учителя-народники тщательно готовятся к каждой учебной неделе и стараются отойти от суконных советских традиций — а они очень даже живы в школе, где иконостас из прогрессивных писателей в кабинете литературы заменили на настоящий, а начальную военную подготовку оставили без изменений. Катя, учившаяся на сценариста во ВГИКе, ведет русский и литературу, а Вася, лингвист и любитель походов, — географию. В течение одного учебного года Катя и Вася стремятся изменить и систему образования, и детей, не растерять юношеский энтузиазм, дать детям больше свободы и одновременно поддерживать дисциплину в орущем классе (получается редко).
Вечный российский сюжет о молодых идеалистах, мечтающих изменить мир вокруг и встречающих тугое сопротивление самой российской природы и недостаточно прогрессивного народа. Новые учителя и ученики — словно представители двух миров (а есть еще третий — педагоги старой закалки, имеющие колоссальный опыт выживания в классе): говорят на разных языках и с антропологическим интересом вглядываются в чужаков. Их взаимодействие временами напоминает встречу миссионеров с аборигенами. Катя пытается вдолбить ученикам основы толерантности и самоуважения — дерзкие дети срезают каждый ее неловкий, по-своему кондовый аргумент: ненавязчивой рифмой к импровизированному уроку интернационализма служит добровольно-принудительное посещение классом церкви, где раздраженный батюшка с гротескной, словно приклеенной бородой сыплет вымученными каламбурами: «Гад-же-ты!». Вася мудрее: он собирает вокруг себя кружок умников-пассионариев левых взглядов (еще одна историческая российская константа). Звонок директору из ФСБ вскоре последует.
У документального фильма Юлии Вишневецкой структура игрового кино: в несколько чуждую им среду помещены два совершенно хрестоматийных героя, коллизии не избежать, и коллизия эта предсказуема — конфликт старого и нового, разворачивающийся среди парт, уже описан многократно: тут и советские фильмы «Доживем до понедельника» и «Ключ без права передачи», и роман американки Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (имеется и его экранизация). Но у Вишневецкой никакого «доброго кино» не случится: энтузиазм разбивается о систему, учителя проигрывают битву за детские души. Идеалистка Катя капитулирует и уезжает в Москву, уволенный за плохие результаты Вася же переходит в контрнаступление.
Едва ли режиссер признается в том, что с самого начала знала, чем закончится ее картина, но выбранные монтажные решения настойчиво ведут к грустному финалу.
Школа — лишь один из социальных институтов, но ее проблемы легко экстраполируются на состояние общества в целом. Как и другой важный документальный фильм года — «Котлован» Андрея Грязева, «Катя и Вася идут в школу» — кино политическое, рисующее биполярный внутренний мир России. Только у Вишневецкой водораздел идет не по вертикали «президент — народ», а по горизонтали. Противопоставляются советское и российское, вчерашнее и сегодняшнее, традиционное и новое, старое и молодое, консервативное и либеральное. Коммуникация между этими оппозициями на самом деле возможна: учительница русского и литературы оперирует такими же догмами (только другого цвета), что и пожилые преподаватели, и так же тоталитарна в навязывании своих прогрессивных идей. А упорный географ, если не сдастся, вполне может превратиться в нынешнего директора школы — сурового, подтянутого деда, возможно, в прошлом военрука, искренность выражений которого сперва шокирует, когда он прямо говорит, что школа есть институт, функционально близкий полиции и ФСБ, но потом вызывает респект (когда директор без экивоков просит школьников быть осторожнее в соцсетях, отдавая при этом дань уважения их юной пассионарности).
В финале Вишневецкая в полном и неожиданном соответствии с голливудской традицией (хотя сама история нравственной трансформации двух героев естественным образом отсылает к такого рода драматургии) дает надежду: уже почти уволенный из школы Вася просит выдать ему класс отверженных — цыганских детей, на которых все махнули рукой. Ждем сиквела педагогической поэмы?
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244877Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413029Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420186Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423597Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555