20 февраля 2021Кино
799

Сериал «Полет»: что это было?

Почему флагманский проект платформы Premier — один сплошной флешбэк и в чем все-таки его польза

текст: Александр Пасюгин
Detailed_picture© Premier

Вокруг сумки с деньгами сидят в кружок бывшие коллеги по маленькому, но вполне обычному офису. Заброшенное здание, одежда у героев запачканная и рваная, вид у всех угрюмый. По очереди они уходят в укромный угол и наговаривают на диктофон каждый свою исповедь. Поблизости валяется труп. В течение всего сериала мы будем узнавать предысторию каждого из них — только ближе к финалу нам рассказали, что будет с деньгами и с героями дальше.

Временные рамки заданы вполне определенно. Конечный пункт — сумка с кэшем. Стартовый — авиакатастрофа, которой всем персонажам, сотрудникам одного офиса, удалось избежать, опоздав на рейс. Почти как в «Пункте назначения».

Руководитель офиса — Дмитрий (Никита Ефремов). Молодой бонвиван и растиньяк, он все продумал правильно, включая женитьбу по расчету на дочке гендира, махинации с бухгалтерией и роман с симпатичной сотрудницей Ирой (Оксана Акиньшина). Но у него, как выясняется, слишком много комплексов. Правая рука Дмитрия — юрист Жабенко. Пророческая, как считается, роль Михаила Ефремова, потому что его антигерой когда-то сел пьяным за руль и в результате погиб его сын, разрушился брак, а сам Жабенко стал еще более пьющим, циничным и злым. Есть и другие интересные типажи: молодой писатель-графоман со склонностью к насилию (Павел Табаков), задолбанная жизнью мать-одиночка (Евгения Добровольская), сексапильная красотка Котенок (Юлия Хлынина), словно бы готовая броситься на первого встречного. Общего у всех этих персонажей только место работы и упавший без них самолет — а теперь вот еще и большой куш.

© Premier

У Петра Тодоровского, режиссера «Полета», карьера складывается пока странно. Его полнометражный режиссерский дебют «Лавстори», ромком в форме роуд-муви с Александром Петровым, должен был выйти ко Дню всех влюбленных еще в 2017 году, но потом почему-то релиз был отменен. Затем, уже в августе того же года, фильм показали в конкурсе кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге, но в итоге он лег на полку. Правда, говорят, что в 2021 году он может выйти в (онлайн?) прокат — возможно, в новом монтаже.

«Полет» тоже был сделан не только что, а еще в 2019 году. Занималась им компания Евгения Никишова и Валерия Федоровича «1–2–3 Production», они главные продюсеры и, похоже, идеологи проекта (а монтажер там — Александра Королева, которая работала над «Эпидемией» и над скандальным «Аутло»). Как и у всех больших проектов Федоровича — Никишова, здесь звездный актерский ансамбль. Кроме уже названных артистов на вторых ролях тут Тимофей Трибунцев, Сергей Чонишвили, Александр Робак, Виктория Толстоганова, Олег Васильков, Данил Стеклов.

Трибунцев, пожалуй, подает себя наиболее эффектно — но ни один артист сериала не выходит за пределы давно отработанных амплуа.

© Premier

В «Полете» Петр Тодоровский не только режиссер, но и единственный автор сценария, написанного явно с «Бешеных псов», где окровавленные герои на складе долго разбирали, кто кого кинул. Только у Тарантино был фильм и, соответственно, единый стиль повествования, а Тодоровский укладывает несколько жанров в один процедурал, разбрасывая их по новеллам-эпизодам. Но у такой формы есть свои сложности.

Во-первых, каждый герой должен быть интересен, чтобы на его истории знакомство с сериалом не прервалось у аудитории навсегда. Во-вторых, конструкция должна быть идеально продумана, чтобы восемь часов держать в напряжении и при этом не выглядеть совсем искусственной. А еще важно не забыть, кто, с кем и из-за чего поругался, переспал и помирился за то время, что эпизоды «Полета» неспешно выкладывались на Premier. А это довольно сильное испытание для зрительской памяти, надо сказать.

Год назад Федорович с Никишовым выпустили очень похожий по внутреннему устройству сериал «Колл-центр», клаустрофобный триллер про запертых в комнате коллег по офису. Там были зловещие манипуляторы Папа и Мама, которые устроили с сотрудниками офиса игру по постоянно меняющимся правилам, но режиссеры «Колл-центра» Алексей Чупов и Наташа Меркулова искали для героев экстраординарные истории — секс-услуги богатым садистам, иммигрантские проблемы или бытовые подробности из жизни наемного убийцы.

© Premier

В «Полете» же все старомодно: бандитская эстетика 90-х смешалась в нем со скучной бытовухой, обычной для сюжетов шоу эфирных каналов. Любовь Петра Тодоровского к приему «флешбэк» превращается в конечном счете в фундаментальную проблему — «Полет» и сам выглядит как какой-то флешбэк из прошлого. Вторичность — вообще постоянная проблема онлайн-сериалов последних месяцев. Клонов «Домашнего ареста», к примеру, уже не один и не два («Год культуры», «Последний министр», в какой-то степени «Игра на выживание», «Псих» и даже «Мертвые души»). Словно сговорившись, платформы выпускают шоу с одинаковыми сюжетами, аттракционами — не говоря уже об одних и тех же актерах, которые появляются в разных сериалах в одних и тех же амплуа. «Колл-центр», по признанию его авторов, вырос из «Lost», а «Полет» — из «Колл-центра». Возможно, через полгода будет пара эпигонов и у «Полета» и туда переедет половина ансамбля отсюда.

Впрочем, есть у «Полета» и некая познавательная ценность — его вызывающий схематизм дает представление о золотой схеме нового российского сериала вообще (в случае более удачных примеров этот канон изрядно маскируется уникальной фактурой или актерскими вариациями). Итак, записывайте: много демонстративной, на разрыв, сентиментальности, мата, ставшего непременным украшением любого онлайн-продукта, легкой эротики, однообразных адюльтеров, пьянок и перепалок.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249403
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202411015
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202417118
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423404
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427402
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432740
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432012