10 марта 2021Кино
167

Берлин-2021: пять фильмов вопреки

Анна Меликова о смелых и неожиданных картинах из параллельных секций фестиваля, снятых женщинами

текст: Анна Меликова
4 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Christos Kalohoridis
    «Ночные налетчики»Режиссер Данис Гуле (секция Panorama)

    Девочка целится рогаткой в птицу, сидящую на дереве. Если мы не читали синопсис заранее, то после первых кадров мы предполагаем увидеть фильм о трудном подростке. Но тут девочка опускает рогатку и нашептывает заклинание. Птица улетает. К девочке подходит мама и спрашивает, почему та не выстрелила. В ее руке тоже рогатка. Так нам открывается постапокалиптический мир, в котором люди борются за выживание.

    Канадка Данис Гуле создает впечатляющий образ города будущего, где среди ржавчины и развалин вдали виднеются небоскребы, мир нищеты, вирусов и репрессий. В этом мире на воле осталось совсем мало детей. Летающие повсюду дроны быстро их обнаруживают, и тут же приезжающая милитаристская полиция забирает их навсегда. Правительственная пропаганда, вещающая с огромных экранов, рассказывает об академии мирового уровня, где учатся дети. Но на самом деле они проходят военную подготовку в академии-тюрьме. Главная героиня вынуждена отдать свою дочь с гноящейся раной на ноге, чтобы государство спасло ей жизнь, но потом она присоединяется к другим повстанцам и возглавляет операцию по спасению детей.

    Действие фильма происходит в 2043 году; здесь альтрайт-экстремисты заключили коалицию с умеренно правыми, захватили США, а затем Канаду и спровоцировали гражданскую войну. Правда, в самом фильме эта предыстория, как и некоторые сюжетные ходы, не совсем ясна. Чувствуется, что у проекта были хороший бюджет и много консультантов в разных сферах, каждый из которых добавил в сценарий свои идеи. Но, несмотря на иногда возникающую путаницу и желание Данис Гуле охватить сразу все темы, смотреть фильм все равно увлекательно, особенно если понимать контекст.

    На первый взгляд «Ночные налетчики» выглядят как ловко сконструированная дистопическая фантазия в духе «Черного зеркала» или «Рассказа служанки», и из них тоже легко можно было бы сделать целый сериал. Но все страшные фантазии о будущем берутся авторами из прошлого. Фильм Данис Гуле — это постколониальное высказывание об истории Канады, где в XIX–XX веках регулярно предпринимались попытки насильственной культурной ассимиляции детей из коренных племен (введение обязательного посещения школ-интернатов, целью которых было «убить индейца» в учащихся; отчет Национального центра истины и примирения утверждает, что в таких интернатах у детей было больше шансов умереть, чем у канадских солдат во время Второй мировой). Данис, представительница одного из таких племен — кри, до этого уже снимала жанровую короткометражку, где пыталась бороться с давно устоявшимся искаженным изображением собственного народа на экране. Принцип инклюзивности соблюдается и в актерском составе: большинство актеров и часть съемочной группы — представители разных коренных народов Канады.

    Продюсер фильма сравнивает научно-фантастический жанр с троянским конем, видимо, отсылая к известному феминистскому тексту Моник Виттиг. Вместо создания исторического фильма Данис Гуле выбрала для «Ночных налетчиков» именно сай-фай-форму как удобный, доступный язык, на котором можно говорить с массовым зрителем на некомфортные и сложные темы.


    Понравился материал? Помоги сайту!

    Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249366
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416012
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420329
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425564
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426907