29 октября 2021Кино
1611

Гид по Большому фестивалю мультфильмов

Новая анимация онлайн и офлайн: девять индивидуальных программ на любой вкус

текст: Дина Годер
10 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Удивительная история Мароны» (Франция-Бельгия-Румыния, 2019), реж. Анка Дамиан© Большой фестиваль мультфильмов
    Маршрут 9. Увидеть красоту

    Разные люди ищут в анимации разного, и один из понятных мне резонов — сильное художественное решение. Будем называть это красотой, хотя понятно, что красивым каждый из нас называет свое. Начну с полных метров.

    УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МАРОНЫ Анки Дамиан — по-моему, совершенно поразительное кино, причем самое главное для нее не история (по поводу истории я слышала много споров), а именно художественное решение — сложное, эклектичное, ослепительно яркое. Художницами-постановщицами тут были прекрасные художницы-иллюстраторы, аниматоры и комиксистки Джина Торстенсен и Сара Мацетти (погуглите, что они делают, это целый мир), а художником по персонажам — невероятный Брехт Эвенс, которого не надо представлять, у нас только что вышел его комикс «Полуночники» толщиной с энциклопедию. Но тут важна не только картинка, но и анимация, где у каждого героя свой тип движения, и для меня, кажется, это был первый фильм, который я готова пересматривать, только чтобы снова увидеть, как двигается акробат, или мимику сумасшедшей бабки. Бразильский МАЛЬЧИК И МИР Але Абреу — визуально совершенно неожиданное кино про мальчика, пустившегося на поиски своего отца, — с нарядной и очень условной графикой (что редко бывает в полных метрах: считается, что зритель любит реалистическое изображение) и содержанием, которое считывается именно через визуальное решение, а не диалоги.

    Кадр из фильма «10 000 безобразных пятен» (Россия-Китай, 2020), реж. Дмитрий ГеллерКадр из фильма «10 000 безобразных пятен» (Россия-Китай, 2020), реж. Дмитрий Геллер© Большой фестиваль мультфильмов

    Теперь о красоте в коротком метре. 10 000 БЕЗОБРАЗНЫХ ПЯТЕН Дмитрия Геллера (фильм стоит во второй программе международного конкурса) — фильм о встрече двух друзей-художников Шитао и Чжу Да, перемещенных режиссером из Китая XVII века в фантазийное сегодня. Геллер использовал реальные рисунки этих художников, да и все современное нарисовано под влиянием традиционной китайской графики, с изяществом и юмором. Еще один российский фильм в международном конкурсе — ВАДИМ НА ПРОГУЛКЕ Саши Свирского (пятая программа) восхищает в первую очередь эффектностью, сложностью и разнообразием дизайна. Притом что этот фильм у Саши ударный по всем параметрам — ритму, движению, поэзии, но в первую очередь Свирский всегда остается художником, и это впечатляет. Клип PUDELKO студентки «Вышки» Насти Лисовец — удивительно нежное и хрупкое по изображению кино (напоминаю, что практически все оно снято на сканере), как и сама колыбельная в исполнении Алисы Тен (пятая экспериментальная программа российского конкурса). Два отличных, очень разных и стильных музыкальных эпизода из полнометражного проекта «Детский альбом», которые сняла Наташа Рысс: АЛЕКСАНДР МОСОЛОВ. ТРИ ПЬЕСКИ в конструктивистском духе (в пятой экспериментальной программе российского конкурса) и ФРАНСУА КУПЕРЕН. БУДИЛЬНИК в духе русского авангарда (первая программа российского конкурса).

    ЖИЗНЬ-ПАСКУДА Вари Яковлевой — кроме документальной истории это еще и дизайн, конечно. Варя вообще очень сильная и оригинальная художница, в ее фильмах все ее особенности — работа с цветовыми пятнами, с масштабами персонажей — проявляются по полной.

    В международном конкурсе ВИШНЕВАЯ КОСТОЧКА Евгении Гострер очень мне нравится своей как будто тающей фактурой, которая идет от особенностей рисования пластилином на стекле. Для этого фильма, где она ведет разговор с родителями об эмиграции, эта технология особенно подходит, поскольку речь идет о воспоминаниях, а они стираются и проступают в памяти только фрагментами. ЛЮБОВЬ/НЕНАВИСТЬ Анны Гинзбург — это вроде бы заказной ролик о предупреждении рака груди, но Анна всегда выбирает прекрасных художников и отлично с ними работает, так что любая ее заказная работа — действительно piece of art.

    Кадр из фильма «Дядюшка Томас, учет детей» (Португалия-Канада-Франция, 2019), реж. Риджина ПессоаКадр из фильма «Дядюшка Томас, учет детей» (Португалия-Канада-Франция, 2019), реж. Риджина Пессоа© Большой фестиваль мультфильмов

    ДЯДЮШКА ТОМАС, УЧЕТ ДНЕЙ Риджины Пессоа (программа «За забором») — кажется, первый ее фильм, целиком сделанный на компьютере, но тем не менее ей удалось сохранить особенный характер графики, прославивший ее когда-то. Тогда она выцарапывала и стирала рисунок на гипсовых пластинах, и результат был немного похож на линогравюры.

    А вообще-то красивого в программе много, причем и цифрового, и «аналогового», каждый сможет выбрать что-то, подходящее именно ему.

    На этом все о маршрутах БФМ-2021 — фестиваль уже идет!


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241704
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249644
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416293
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420528
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425779
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427125