26 сентября 2014Кино
139

«Лучшее, что я читал о монтаже, — переписка Флобера с Жорж Санд»

Документалист Фредерик Уайзмен — о «Национальной галерее» и о влиянии литературы на его кино

текст: Андрей Карташов

В пятницу, 26 сентября, на фестивале «Послание к человеку» покажут «Национальную галерею» Фредерика Уайзмена — трехчасовую хронику жизни лондонской Национальной галереи. Андрей Карташов поговорил с известным американским документалистом о его юношеском увлечении литературой, технике съемок в институциях и о мнимом человеческом притворстве.

— От вашей фильмографии может сложиться впечатление, что коллективы вас интересуют больше, чем конкретные люди. Вы согласны?

— Я не согласен. Да, в кино я снимаю именно группы людей, которые вместе работают в каком-то учреждении, или приходят туда как посетители, или просто проходят мимо. Но моя цель — запечатлеть на пленку как можно больше аспектов человеческого поведения, и учреждения для меня — как разметка на теннисном корте: это просто формальное ограничение территории, нужное мне, чтобы было от чего отталкиваться. Съемки в учреждении задают ограниченный набор контекстов, в которых я могу наблюдать за людьми.

— И поэтому ваши фильмы, начинаясь как кино о том или ином месте, в результате оказываются о чем-то другом. «В Беркли» был фильмом не только о кампусе Калифорнийского университета, но и, например, о государственном финансировании.

— О кампусе, о финансировании, о том, как люди проводят свободное время, о некоторых аспектах высшего образования как такового. Мне хочется думать, что в кино всегда несколько тем, и если фильм работает, то это потому, что в нем есть и уровень буквального, и уровень абстрактного, метафоры. Буквальное — кто говорит в кадре, что говорит, кому и в каких обстоятельствах. А интерпретация этих обстоятельств и разговоров рождается в ходе монтажа.

— То есть вы никак не продумываете этот уровень заранее? Он появляется в процессе работы?

— Да, причем в процессе не съемок, а монтажа, когда у меня появляется возможность изучить материал как следует. На съемках все происходит очень стремительно, на обдумывание времени не остается совсем. Поэтому на монтаж у меня уходит около года. С «Национальной галереей» получилось даже больше — 13 или 14 месяцев. Это потому, что мне нужно осмыслить свой опыт пребывания в этом месте. Я набираю много материала и нахожу фильм во время монтажа. Тогда начинает складываться финальная форма, я начинаю находить смыслы сцен, отобранных мной, и порядок, в котором я их выстраиваю. Половина моей работы в кино имеет отношение не к технической его стороне, а к анализу тех аспектов поведения, которые записаны на пленку. Мне кажется, это похоже на работу над романом.

— У вас ведь всегда очень много материала?

— О да, в случае «Национальной галереи» было 170 часов, «В Беркли» — 250 часов. Мой минимум — 100—120 часов. Фильмы получаются длинные, но при этом соотношение снятого материала и финальной версии «Национальной галереи» — 58 к 1.

— Наверное, цифровые технологии вам пригодились как никому еще. Как вы работали без них?

— Вообще я не очень-то люблю цифру и работаю с ней точно так же, как с пленкой.

— То есть у вас и раньше было столько рабочего материала?

— Всегда! Поскольку в моих фильмах нет заранее написанного сценария, приходится снимать очень много, чтобы было из чего выбирать при монтаже.

— Но на цифру можно снять больше.

— У меня никогда не было проблемы с этим. Я думаю, если бы я снимал на цифру свои старые фильмы, материала было бы больше, ну, процента на три-четыре. Существует миф, что цифра дешевле, но я не очень уверен, что это правда, потому что постпродакшн цифры гораздо дороже! Например, работа с цветом. В случае цифры это цветокоррекция, и это процесс более долгий, сложный и дорогой, чем метод цветоустановки, который применялся при работе с пленкой. Цветокоррекция в хорошей лаборатории и с хорошим специалистом во Франции стоит 450 евро в час, а при работе над «Национальной галереей» на это ушло две недели. Так что при работе с цифрой деньги, которые вы экономите на съемке, уходят на постпродакшн.

— Документалист, наверное, отличается от режиссера игрового кино тем, что сам монтирует.

— Монтировать самому — самое важное. Если в фильме не хватает подходящего материала, это видно только в монтажной, ты видишь это и приходишь на площадку следующего фильма, уже зная свои ошибки.

— Давайте поговорим о вашем новом фильме. Почему вы решили снимать именно в британской Национальной галерее, а не в Метрополитен-музее, например, или Лувре?

— Если честно — потому, что с ними удалось договориться. Много лет назад я пытался получить разрешение на съемки у одного из главных американских музеев, но они просили за это денег, которых у меня не было. Потом я обращался к другому американскому музею, они просто отказались. И, как многое другое в моей жизни, «Национальная галерея» получилась почти случайно, благодаря тому, что я встретил нужного человека. На лыжном курорте я случайно познакомился с женщиной, которая, как выяснилось, работает в Национальной галерее. Она спросила, не хотел бы я сделать там фильм, и я ответил, что готов начать хоть в тот же вечер. Вскоре я встретился с директором Национальной галереи Николасом Пенни, он дал согласие. Это вышло почти случайно, но, думаю, очень удачно. Национальная галерея гораздо меньше других великих музеев, таких, как Лувр, Метрополитен, Прадо или Эрмитаж: всего 2400 картин, нет скульптур, нет других арт-объектов. Для меня это было преимуществом, потому что в музее такого размера легче сориентироваться и можно заснять разные аспекты жизни галереи — публику, реставрационную мастерскую, исследовательский отдел, лекции. Университет в Беркли, скажем, настолько огромный, что я не смог обойти весь его кампус с камерой. Поэтому я назвал фильм о нем не «Беркли», а «В Беркли» — чтобы подчеркнуть, что представил не весь университет.

— Галерея как-то вмешивалась в вашу работу?

— Совершенно нет, мне был предоставлен полный доступ к музею. Мы с группой могли пойти куда угодно. Один-два раза нас просили отключить камеру на собраниях руководства, когда обсуждалась закрытая финансовая информация или другие деликатные моменты, но вообще я смог снять 99 с половиной процентов того, что хотел.

— Вы всегда так работаете?

— Да, я приступаю к работе только при условии, что у меня будет значительный доступ к жизни учреждения, которое я снимаю. Но, с другой стороны, я вполне понимаю, что есть вещи, которые снимать не стоит, и отношусь к этому с уважением. Например, я не стал бы снимать совещание отдела кадров, чтобы не раскрывать личные подробности, связанные с соискателями вакансий. Так что я не считаю, что статус режиссера дает мне какие-то божественные права, и не требую полного доступа, а прошу максимально возможный. Обычно его получаю.

— А бывают ли случаи, когда конкретные люди не хотят, чтобы вы их снимали?

— Крайне редко. Если это случается, то не больше одного-двух раз за время съемок. При работе над «Национальной галереей», кажется, не было ни одного случая. И так было всегда. Есть два противоположных друг другу представления — что сейчас стало сложнее снимать такие фильмы, потому что люди озабочены своим личным пространством, и что стало легче, потому что люди привыкли к камерам вокруг себя. Мой опыт говорит мне, что разницы с 1966 годом, когда я начинал, нет абсолютно никакой.

— А как вы справляетесь с «парадоксом наблюдателя» — тем, что само наличие камеры меняет поведение тех, кого снимают?

— Худшее, что можно сделать, — сказать «не смотрите сюда, забудьте о камере». Я этого никогда не делаю и никогда ничего не ставлю.

Это сложный вопрос, на который, мне кажется, невозможно дать однозначный ответ. Но у меня есть ощущение, что люди на самом деле не играют на камеру. Мы все умеем вести себя иначе. Если мы не хотим, чтобы нас снимали, мы отворачиваемся и уходим. Если мы согласны, то ведем себя так, как нам кажется уместным в данной ситуации. Если кто-то начинает притворяться, врать и рассказывать байки, то мне это так же понятно во время съемки, как если я встречаюсь с подобным поведением в любых других обстоятельствах. У любого человека, живущего в обществе, есть встроенный детектор брехни, и на съемках он у меня работает точно так же, как и вне их. Если бы все люди могли легко играть на камеру, то в мире было бы гораздо больше актеров!

Другой момент — если люди притворяются, то почему же мне и другим документалистам удается запечатлеть такой широкий диапазон человеческого поведения — от высот человеколюбия до невероятной жестокости? Если бы они все играли, то результат был бы очень усредненный, но этого же не происходит. В одном из моих фильмов полицейский издевается над женщиной, которую подозревают в проституции, а в другой сцене того же фильма еще один полицейский приходит на помощь ограбленной женщине. И это только один фильм.

Кроме того, мне случалось снимать кино об актерах, когда я делал фильм о «Комеди Франсез». Я заранее боялся, что они будут играть даже тогда, когда они не на сцене. Но на самом деле играли они только на репетициях и спектаклях, а на встречах с руководством вели себя обыкновенно — точно так же, как любые другие люди из любого другого моего фильма.

— А вот для зрителя вы пытаетесь сделать камеру невидимой, не так ли? Я имею в виду то, что у вас минимальное количество условностей, напоминающих аудитории, что она смотрит кино, — нет ни говорящих голов, ни титров, ни закадрового текста.

— Я думаю, пытаться бессмысленно: зрители все-таки знают, что они смотрят фильм. Я не из тех режиссеров, которые постоянно прерывают действие и показывают самих себя в зеркале, потому что, дескать, кино захватывает зрителей и нужно напомнить им, что они смотрят фильм.

— Почему вы вообще выбрали кино, а не литературу?

— В моей молодости ролевыми моделями для людей, думавших о творческой профессии, обычно были Хемингуэй и Фицджеральд. Я тоже прошел эту стадию: поехал в Париж, болтался там, думал, что тоже стану Хемингуэем или Фицджеральдом, и написал что-то типа пятидесяти слов за два года. Но когда я начал снимать, ориентировался все равно на писателей. Думаю, что большее влияние на меня оказали романы и стихи, которые я читал, чем фильмы, которые я смотрел. Например, через пару лет после того, как я сделал фильм «Вэлфер» Welfare») о центре соцобеспечения в Нью-Йорке, я прочел роман Дьердя Конрада «Тяжелый день» о таком же учреждении в Будапеште. За исключением разницы в именах, обстоятельства человеческого существования, как оказалось, там были точно такими же. Мне интересно сравнивать — как одна и та же проблема решается в романе, стихотворении, пьесе, фильме? Конкретные задачи, конечно, различаются, но общие вопросы — одни и те же. К примеру, лучшее, что я читал о монтаже, — переписка Флобера с Жорж Санд. Когда они обсуждают литературную технику, мне кажется, что они говорят о монтаже.

— В «Национальной галерее», кстати, можно найти очень интересные параллели между живописью и кино.

— Да, а также параллели с литературой. И танцем.

— Кстати, как в фильме появилась сцена с танцем? Она выглядит там совершенно неожиданно — неужели это тоже не постановка?

— Она появилась благодаря хореографу Уэйну Макгрегору, который присутствует в одной из сцен фильма чуть раньше. Он был в моем фильме «Танец: Балет Парижской оперы». Когда я начинал работу над «Национальной галереей», мне сказали, что музей пригласил Макгрегора и еще двух хореографов поставить балет, основанный на полотнах Тициана, который должен был вскоре выставляться в Национальной галерее. Макгрегор хотел репетировать со своими танцорами прямо среди картин. Когда я узнал об этом, то сразу же позвонил Макгрегору, и он не возражал. Получилась интересная связка между двумя фильмами и двумя темами. И, наверное, хорошая концовка.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244859
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246420
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413016
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419506
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423585
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428891
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429546