Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245199О якутском кино вроде успели узнать все. Кто-то — после ряда успехов региональной кинематографии (вроде прогремевшего фильма «Снайпер Саха»), кто-то — по журнальным статьям. Из которых следует, что в одной республике режиссеров едва ли не больше, чем во всей остальной России, и что тут выпускают в год едва ли не болливудское число картин.
Расклад сил на месте оказывается здоровым и даже правильным: в мрачноватом сооружении на задворках главного кинотеатра Якутска действует государственная кинокомпания «Саха-фильм». Параллельно работает несколько независимых маленьких студий, выдающих минимум по работе в год.
Якутское кино появилось сразу после того, как прекратило свое существование советское: аккурат пришло ему на смену в 1992-м. Кино здесь началось с театра: сразу за углом от гостиницы, куда селят москвичей, — большое стеклянное здание Саха-театра, получавшего «Золотые маски» и знаменитого своей отличной актерской школой. Якутское кино родилось именно из актерских амбиций. Год назад местные премьеры пытались объяснить мне, в чем специфика ситуации, в которой они находятся: «Понимаешь, мы заканчиваем, скажем, ГИТИС. И дальше что? Что мы будем играть в русских театрах — московских или питерских? Или фильмах? Джеки Чана? Поэтому и возвращаемся». Собственно, в кино здесь приходят как актеры, так и кто угодно — например, местный мастер короткого метра, снимающий выразительные немые зарисовки, Прокопий Ноговицын вообще работает завучем в средней школе и сплошь и рядом снимает в своих картинах собственных учеников. Отличников, наверное, — спрашиваю, когда случайно натыкаюсь на Ноговицына в курилке кинотеатра. Тот смотрит на меня как на малого ребенка: «Ну зачем так. Я же профессионал».
Министр культуры — не Капков какой-нибудь, парками не балуется.
Амбиции здесь сталкиваются с местной спецификой — Якутия все-таки правда очень особенная территория, со своими нюансами и деталями. Здесь свой язык — на котором и играют в Саха-театре. А значит, уже есть смысл и в литературе, и в кино, и в любом вербальном искусстве — его сохранение. И одновременно из-за языка преломляется любой формат и любой жанр. Все сразу приобретает специфику: в общем, поставить по-якутски «Макбета» — это уже концепция, не говоря о попытках изобразить на местной почве фестивальные стандарты или забацать комический эпос. Так что нет ничего странного, что кинематографический регионализм родился именно в самом самостийном по части языка субъекте федерации.
Еще один фактор, до поры до времени бывший определяющим в случае с якутским кино, — техника. Само собой, снимали на цифру, что автоматически до определенного момента заставляло относиться к региональному кинопродукту как к народным поделкам кустарного производства, к тому же не терпящим транспортировки, хрупким. Но сейчас управляться с цифровой картинкой здесь научились ловко и здорово, и пока прочие рвут на себе волосы и не могут к ней приноровиться, в Якутии цифру давно приняли и впитали.
При всей здоровости ситуации все-таки чувствуется некоторый авторитаризм — так что мы с испанским куратором Хавьером регулярно переговариваемся театральным шепотом: «It's North Korea!» Причина, в общем, простая — так или иначе, все нити ведут все равно к местному министру культуры, монументальному персонажу, которого здесь все называют слитно — Андрейсаввичборисов. Он — муж главной якутской звезды, певицы и актрисы Степаниды Борисовой, режиссер того самого Саха-театра. Фигура правда одиозная, не Капков какой-нибудь, парками культуры не балуется. Но того, что существование якутского кино — во многом его заслуга, никто особенно и не скрывает. Для европейского глаза Борисов слишком уж напоминает диктатора, того и гляди наденет скромный френч и возьмется переустраивать мир по законам справедливости и равномерного распределения счастья между трудящимися. Но каждый раз, когда мы с Хавьером разыгрываем указанную сценку «европейцы на Диком Востоке», знающий местные расклады коллега Сергей Анашкин нас прерывает: «А что вы думали? Вообще-то Северная Корея — нормальное, классическое конфуцианское государство».
Европейский нос чует здесь дух восточного коварства постоянно — и поэтому постоянно находится в напряжении. Выдают в аэропорту сопровождающего, он представляется ветераном местной журналистики и обещает всячески помогать — сразу вспоминается фильм Мадса Брюггера «Красная капелла», о путешествии датских комиков по Северной Корее. Особенно когда ветеран с гордостью сообщает, что на берегу Лены в прошлом году открыли памятник Сталину. «Он был великий человек, гений!» Здесь своя история — нет расклада «если не сидел, то сажал». И выводы, отношения — не из страха или плохой памяти, а только из-за того, что это все правда якута не касается, он — наблюдатель, а не участник.
В общем, наверное, поэтому страха авторитаризма тут нет и в помине — независимые авторы спокойно братаются с чиновниками от культуры и ничуть не воротят нос от них. Если какое восточное авторитарное правило тут и живет по-настоящему, так это «Пусть цветет сто цветов». Скажем, в кинотеатре идут попеременно: русская комедия «Игра в правду», снятый на госстудии фильм и, скажем, комедия местных инди-фильммейкеров со студии Detsat «Кэскил-3: Наследство». При этом цветение дает какие-то очень неожиданные результаты: этот самый «Кэскил» оказывается чемпионом проката и обгоняет остальных, включая «Гадкого меня» (серьезно).
Кстати, это еще один важный момент — кино в Якутии делается для внутреннего пользования, хотя сейчас об этом и говорят меньше и с меньшей уверенностью, чем раньше (может, правда вынашивают планы экспансии). И это заметно даже по форме: якутские фильмы не стремятся к тому, чтобы быть всем понятными, не сводятся к какому-то общему знаменателю. Отсюда же — их главный и, может быть, единственный минус, некоторая герметичность и обособленность, ну да это же и есть прямое следствие любого регионализма, хоть политического, хоть кинематографического. Кто надо — оценит. А оценивают, надо сказать, многие — при всей условной провинциальности каких-то вещей, при всей наивности фильмов вроде «Дойду» Сергея Потапова (там к писателю земли Олонхо приходит Сатана, и назревает конфликт между добром и злом).
«Кэскил-3» оказывается чемпионом проката и обгоняет «Гадкого меня».
Первый якутский кинофестиваль начинается с круглого стола о «потенциале регионального кино» в Доме правительства. По большому счету, это такой пир победителей: кинематографисты, с нуля создавшие национальный кинематограф, братаются с чиновниками, которые оказывают им всемерную поддержку. Борисов то и дело ссылается только что не на Хайдеггера с Жижеком. Московские гости выглядят случайно попавшими на свадьбу плакальщиками — привыкшие горевать о недостатке денег, кинотеатров, здоровья, счастья и требовать от министерств немедленного доставления всего этого по указанному адресу, они несколько смущены и тщетно пытаются как-то участвовать в разговоре. Получается смешно — лучше рассуждать обо всем этом отвлеченно, все равно понять до конца не получится. В этом, в общем-то, и есть суть регионализма: мы вроде как с вами, а вроде как и сами. Якутия — только формально часть России, общие здесь с мифической Москвой (которой, может, и не существует, «ее в телевизоре делают для нас») только деньги. Остальное — язык, культура, далее по списку — свое. Для внутреннего употребления.
Обратно я лечу с гастарбайтерами. Они, оказывается, тут есть. Мужики-белорусы приезжают на Крайний Север на сезонные работы. Наверное, это единственный возможный контакт Востока и Запада, мифического центра и реальной окраины.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245199Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246741Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413293Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419750Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420427Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423071Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423818Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429003Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429118Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429768