16 декабря 2014Кино
179

«День Победы»

Танки, «Тополя» и ЛГБТ в новом доке Алины Рудницкой

текст: Алексей Артамонов
Detailed_picture 

Документальное кино бывает разным. Есть фильмы-аффекты, схватывающие те фрагменты реальности, которые мы в жизни не успеваем, не хотим или не можем разглядеть, — и возвращающие их нам с экрана в той форме, которую мы не в состоянии эмоционально игнорировать. Таких большинство. Есть фильмы-рассказы, в центре их — герои и события: истории, которые нам интересно слушать и наблюдать. Есть фильмы-высказывания, генерирующие четкие смыслы при помощи монтажа, жестких столкновений и сопоставлений. А есть документальные фильмы, провоцирующие мысль, но избегающие однозначно артикулированного вывода, которому подчиняется весь отобранный материал.

Конечно, это деление довольно условно, и ни одна из этих форм документального кино не существует в чистом виде, однако содержательных, но не дидактичных картин отчаянно не хватает в российской документалистике. С одной стороны, они требуют какой-то авторской позиции, первичного анализа реальности и режиссерской интерпретации, от которых кино наблюдения часто бежит, стремясь к иллюзии объективности молчаливого киноглаза. С другой же, необходимо и чуткое отношение к документу, оставляющее зрителю свободу самостоятельно раскрывать его смысловые грани. Такой баланс — большая редкость. Из фильмов, показанных в этом году на Артдокфесте, его продемонстрировала Алина Рудницкая в своей новой работе «День Победы».


Танки стоят рядом с Дворцовой. Они двинутся только в самом конце — фильм вообще-то не про военный парад и не про ветеранов Великой Отечественной, как можно было бы подумать. Он о гомосексуальных парах, рефлексирующих свое место в современной России, мужчинах и женщинах, живущих в гражданском браке год, три, четыре, шесть лет. В отличие от прошлогодней «Крови» (документального вампирского фильма о передвижной донорской станции, Гран-при Артдокфеста-2013) и большинства предыдущих фильмов Рудницкой, «День Победы» снят в цвете — видимо, чтобы подчеркнуть цветовые контрасты обывательского быта и красочных национальных милитаризированных торжеств. Большую часть фильма составляют интервью и сцены из супружеской жизни в интерьерах, стилистически (но не этически) напоминающие документальные работы Ульриха Зайдля; парад и танки — лишь концептуальная рамка.


Первая, короткая, версия «Дня Победы» была представлена на петербургском ЛГБТ-фестивале «Бок о бок», но надо сразу оговориться, что эта картина довольно сильно отличается от тех документальных фильмов про ЛГБТ, к которым мы привыкли за последние годы. С прямой и аффективной репрезентации проблем, страданий и тяжелой жизни гомосексуалов в России акцент здесь смещен в сторону их социального самоопределения, пусть порой и неосознанно проговариваемого в интервью. Не нагнетая драматизма, не уделяя дополнительного внимания деталям унижения и агрессии в отношении гей-сообщества, Алина Рудницкая с холодной головой дает слово материалу. Не режиссер, но сами герои проговариваются, рассказывая о том, как общество и закон пробуждают, с одной стороны, искусственную гомофобную консолидацию перед лицом общего внутреннего врага, а с другой — коллективное оппозиционное самосознание даже в тех, кто, в общем, хотел бы остаться лояльным и аполитичным. Единственные эмоциональные триггеры, которые Рудницкая позволяет себе использовать, — фрагменты телевизионной хроники: выступления Милонова и Мизулиной, «сакраментальный» призыв Дмитрия Киселева сжигать сердца геев и жуткие кадры избиения ЛГБТ-активистов на Марсовом поле, которые герои фильма с тревогой смотрят на экранах своих лэптопов. Этому есть объяснение: мировая премьера фильма состоялась на фестивале в Лейпциге, и ориентирован он скорее на зарубежного зрителя, который без контекста, вероятно, не смог бы ощутить масштабы местных социальных трансформаций.


Большая часть тех, кто оказывается перед камерой Рудницкой, не относится к закаленным идейным активистам ЛГБТ-движения. Одна пара и вовсе познакомилась на слете в Селигере, другой парень рассказывает о знакомых геях-патриотах, поддерживающих крепкую руку Путина и считающих, что возможность публично обнять своего партнера не так уж и важна. Он же высказывает предположение, что авторитарная или даже тоталитарная власть является органичной формой правления в гигантской России — без нее, например, невозможна была бы победа во Второй мировой.


Персонажи довольно спокойно делятся своими размышлениями и переживаниями, сидя на уютных диванах, а вставки с репризами семейного быта придают комически-трогательную окраску их взаимоотношениям. Но вот трогается военная техника. Танки едут по центральным улицам и площадям — демонстрация военной мощи, восторг и ликование. Торжественный спектакль, который герои наблюдают из окон своих квартир, автоматически переводит их личную жизнь в политическое измерение: в агрессивно фаллическом мире, пытающемся навязать единственную узаконенную конфигурацию семейных отношений, гомосексуальная нежность становится формой городской герильи. За кадром звучит военный гимн «Вставай, страна огромная!». Но «священная война», которая идет в стране, — гражданская; гомосексуалы оказались включены в нее помимо собственной воли. Это и толкает их к тому, чтобы осознать себя как общность и «выйти из шкафа» единым фронтом. «День Победы» не только раскрывает нехитрый механизм прошивания гетерогенного общества духовными скрепами, но и, что важнее, показывает, как за их пределами формируются узы более естественные и крепкие. Как настоящий документалист, Рудницкая приглашает и зрителя в этот анатомический театр.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248693
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415352
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419723
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424958
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426435