Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244873Режиссер Янн Деманж
1971-й, Белфаст в огне. Среди вежливых военных, присланных в Ирландию принуждать католиков и лоялистов-протестантов к миру, — рядовой Гарри Хук (Джек О'Коннелл, звезда «Несломленного» Анджелины Джоли), только что из учебки. Гражданская война для него — абсурд, который сложно представить: сам Хук, выросший в глуши Центральной Англии, даже не может ответить на вопрос, протестант он или нет, обе стороны для него «наши», а от полицейского насилия, которое Хук наблюдает во время первой же командировки в город, у него глаза лезут на лоб. Впрочем, переключение в режим военного времени происходит у героя очень быстро: через секунду голову соседа пробьет брошенная демонстрантами-католиками брусчатка, Хук погонится за мальчиком, подобравшим винтовку раненого, — и сам окажется раненым, избитым и затерявшимся в лабиринте враждебного католического квартала. Сутки он будет (часто в режиме реального времени) кружить по страшным улочкам, удирая от местного актива, попадая из истории в историю и стремительно разочаровываясь во всем, во что верил до этого (кроме веры в простых людей, заметим). Среди многочисленных наград, присужденных полнометражному дебюту режиссера Янна Деманжа, — специальное упоминание экуменического жюри в Берлине и British Independent Film Award за лучший фильм.
Режиссер Абель Феррара
Не то чтобы байопик — скорее, зарисовка двух последних дней жизни Пазолини (проклятого режиссера играет резкий Уиллем Дефо). От интервью про «120 дней Содома» до пляжа в Остии — через инсценированные Абелем Феррарой кадры из неснятого Пазолини фильма «Porno-Teo-Kolossal». Фильм-ребус, фильм-энциклопедия, в котором неразличимо смешиваются факты биографии и сюжеты фильмов и книг Пазолини, рисует Рим как волшебный, тревожный, пульсирующий сексом и насилием мир. Юные коммунисты убивают юных фашистов и наоборот, на каждом углу стоят группы то ли геев, то ли налетчиков в кожаных куртках, раздваивается Нинетто Даволи и оживают персонажи романа «Нефть» — того самого, который Пазолини писал в это время и который, видимо, и послужил причиной его убийства.
Режиссер Сион Соно
Поразительный образец культурной апроприации — рэп-мюзикл певца j-pop-эстетики Сиона Соно, на протяжении двух часов подробно рассказывающий о войне дегенеративных банд в гротескном токийском подполье борделей, лютого неона и еще более отчаянного позерства. Первые пять минут Соно снимает одним кадром — и к финалу эпизода, когда экран зальет бутафорским дождем, а зритель успеет прочухать, что именно представляет собой японский рэп в реальности, будет трудно не содрогнуться от ощущения неизбывной пошлости. К счастью, Соно тут же подмигнет (буквально — здесь хватает разломов четвертой стены) и взвинтит градус абсурда до идиотического — с каннибализмом, драками и адской бабулькой, одновременно диджеем и немногословным квазинарратором («Ловите бит из ада, черти»).
Все это выглядело бы поп-культурным коллажем на спидах (очередным в фильмографии Соно), если бы не собственно музыкальная составляющая. Трудно судить о лингвистической ловкости персонажей Соно (субтитры создают крайне карикатурное представление о поэтических навыках либреттиста), но остается флоу — столь атональный и резкий на слух, что, кажется, ему сопротивляется вся хип-хоп-эстетика. Это сопротивление словно и порождает все завихрения сознания, что происходят здесь в кадре, — вплоть до кровавой мясорубки гигантского вентилятора и беззастенчивой фаллократии финала. Удивительный, достойный Миике эффект — абсурд пересаженной на чуждую почву культуры и абсурд локального, очень японского кинорадикализма вступают в контакт и рождают не оторопь, а умиление: «Чувак, и это тоже рэпчик!!»
Режиссер Эми Сеймец
Низкобюджетная американская мамблкор-готика (в главной роли здесь — Кейт Лин Шейл, которую вот тут называют «главной независимой актрисой своего поколения»; прощайте, Грета Гервиг и Анна Кендрик), единственный полный метр важной инди-актрисы и продюсера Эми Сеймец (напомним, что она играла Крис в «Upstream Colour»). Калифорния, лето, жара. Мрачный парень и очень неуравновешенная девушка едут куда-то на старой машине, в багажнике которой пованивает труп. Ничего, в принципе, не происходит, кроме постоянных слез, срывов и все более масштабных истерик на дороге. Главный драматический эффект — вечно лажающая девушка, за которую становится стыдно даже зрителю. Очевидно, что все кончится плохо, вопрос только — как скоро и чем именно.
Режиссер Джейсон Бэнкер
Продолжая разговор об американском инди-кино, стоит реактуализировать и этот затерянный шедевр психоделического хоррора (фильм, в принципе, доступен уже год, но недавно он появился в сети уже в DVD-качестве). Жанровые рамки, на самом деле, тесноваты для картины Джейсона Бэнкера, тревожно балансирующей на грани напряженной драмы взросления, грибного трипа и сказки. Подвижная ручная камера, любовь к сюрреалистическим отступлениям и живая фантазия Бэнкера-оператора, ухитряющегося создавать видеопоэзию простейшими способами (сцена погружения героев в инферно, например, словно спроецирована на какой-то холодильник и снова снята с дичайшего угла — возможно, впрочем, что это всего лишь эффект «рыбьего глаза»), делают «Жабью тропу» чем-то похожим на фильмы Гай Германики — только лишенные всякой инфантильности.
Главный герой тут — бородач Сэм, почти тридцатилетний сын обеспеченного отца, затусовавшийся с американскими говнорокерами и на годы застрявший в тинейджерстве (сцены пьяного и наркотического рок-непотребства присутствуют в изобилии). Шаговая доступность психоделиков добавляет этому стилю жизни немного магии и демонизма — во всяком случае, в глазах новой подружки Сэма, нежной отличницы-старшеклассницы Сары. Волшебное действие МДМА и псилоцибина приносит в жизнь разновозрастной пары предсказуемый конфликт: Сэм уже несколько подустал от кружащихся стен и пробуждений в рвотных массах, он хочет притормозить, заняться своей жизнью и подняться на полагающуюся ему социальную ступеньку. Сара же, как и положено восторженному и любопытному подростку, принимает свой первый опыт психонавтики чересчур всерьез и устраивает себе маленький личный 1968-й. Стремясь выманить подругу из душноватого наркокружка, Сэм везет ее в родной Йорк погулять по «жабьей тропе» — местной достопримечательности, по утверждению городской легенды, ведущей прямиком в ад. Особенно если идти по ней под ЛСД.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244873Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246436Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413028Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419517Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420185Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422838Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423594Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428765Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428901Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429555