10 октября 2013Кино
322

Не факт, что Лермонтов был

Шесть политкорректных байопиков о поэте

 
Detailed_picture© Colta.ru

В конце сентября Владимир Мединский заявил о том, что Минкульт вот-вот объявит прием сценарных заявок на конкурс юбилейных кинобиографий Лермонтова (в 2014 г. будет широко отмечаться 200-летие МЮЛ). На официальной странице конкурсов министерства пока не обнаружено никаких следов госзаказа на биографию Михаила Юрьевича. Тем не менее COLTA.RU решила заблаговременно двинуться навстречу празднествам и заказать шесть парадных, политкорректных портретов Лермонтова. Прощай, немытая Россия!


Любовь Мульменко. «Я не Мишель»
Федор Сваровский. «Михаил и Эммануил»
Юрий Клавдиев. «Две дуэли»
Валерий Печейкин. «Лермонтов Михаил Юрьевич. Доказательство»
Дина Гатина. «Горец»
Дэн Гуменный, Яна Гуменная. «Куда ведет моя дорога»

Любовь Мульменко. «Я не Мишель»

K списку

Тэги: демоническая прозападная женщина, в ужасе бежит, милый образ, погиб невинным

Синопсис фильма

Тарханы. Маленький Лермонтов занимается с учителем-французом и никак не может полюбить европейскую литературу. Лермонтов просит педагога почитать ему русские сказки, потому что именно в русских сказках он находит ту прелесть, ту глубину, которую не в состоянии ему дать иностранные авторы. Входит бабушка, демоническая прозападная женщина, и одергивает мальчика: «Мишель!» «Я не Мишель, — с достоинством отвечает Лермонтов. — Я Миша».

Кавказ. Мише десять лет. Он встречает на водах девочку-ровесницу и впервые влюбляется. Но между влюбленными детьми встает демоническая прозападная бабушка и разлучает их навсегда.

Тарханы. Отец Лермонтова добивается свидания с сыном, но демоническая прозападная бабушка отказывает ему. Миша наблюдает эту сцену из окна и тихо плачет, прижимая к груди отцовское письмо.

Средниково. 16-летний Лермонтов влюбляется в Катичку Сушкову, но та отвергает его ухаживания. «И правильно, — говорит демоническая прозападная бабушка. — Нечего забивать себе голову всяким там».

Тарханы. Лермонтов разлюбил Сушкову и полюбил Вареньку Лопухину. Он пишет в уединении стихи. Демоническая прозападная бабушка отвлекает его от письма и с таинственным видом уводит во двор, где работают крепостные. Бабушка искушает Лермонтова, предлагает ему завести себе любовницу из числа крестьянок — чтобы он забыл Вареньку и покинул мир грез ради циничной яви. Лермонтов в ужасе бежит со двора.

Москва. Лермонтов поступает в университет на нравственно-политическое отделение, набрав максимальный балл за нравственность.

Москва. Лермонтов, храня в сердце милый образ Вареньки, влюбляется в Натали Иванову. Натали отвечает ему взаимностью и даже делает непристойное предложение. Лермонтов в ужасе бежит от Ивановой.

Москва. Лермонтов посещает светские мероприятия, балы, собрания университетских кружков. Как только начинает происходить нечто непристойное, Лермонтов тихо отходит в сторону, наблюдает и конспектирует. Но в какой-то момент все-таки в ужасе бежит из университета.

Санкт-Петербург. Лермонтов поступает в военную школу, потому что его к этому принудила демоническая прозападная бабушка.

Санкт-Петербург. Лермонтов подрос, окреп и прославился своими первыми стихами. Его начинает одолевать давняя знакомая, конъюнктурщица Катичка Сушкова. Но Миша — теперь уже гусар и завидный жених — хранит в сердце милый образ Вареньки Лопухиной. Катичка затевает страшную игру, пишет сама себе провокационные письма от лица Лермонтова и распускает слухи в тусовке. Но все тщетно — Лермонтов так и не подарил ей свою невинность.

Санкт-Петербург. Миша узнает о том, что Варенька Лопухина вышла замуж за помещика средних лет. Это удар. Демоническая прозападная бабушка торжествует.

Санкт-Петербург. Еще один удар: Пушкина застрелили. Миша пишет «Смерть Поэта», его арестовывают, а затем отправляют служить в некие горы.

Горы. Вооруженный Лермонтов красиво скачет на лошади на поле боя.

Горы. Лермонтов долго любуется природой и пишет некоторые бессмертные строки.

Горы. Лермонтов вспоминает милый образ Вареньки Лопухиной.

Санкт-Петербург. Лермонтов вернулся из ссылки. Ему по-прежнему противны развлечения распущенной молодежи, но демоническая прозападная бабушка утверждает, что общаться со сверстниками необходимо. На балу Лермонтова атакует Мари Щербатова с непристойным предложением — поэт собрался было в ужасе бежать, но его задержал влюбленный в Мари француз. Француз называет Лермонтова Мишелем и подлецом. «Я не Мишель — я Миша», — говорит Лермонтов.

Санкт-Петербург. Дуэль с французом. Француз промахнулся, а гуманный Лермонтов демонстративно выстрелил в сторону. Жертв нет, но из-за дуэли Лермонтова опять отправляют служить в некие горы.

Горы. Вооруженный Лермонтов красиво скачет на лошади на поле боя.

Горы. Лермонтов долго любуется природой и пишет некоторые бессмертные строки.

Горы. Лермонтов вспоминает милый образ Вареньки Лопухиной.

Санкт-Петербург. Лермонтов в отпуске. Вышло первое собрание его стихов, вышел и «Герой нашего времени». Молодого автора активно обсуждают. Лермонтов хочет уйти в отставку и полностью посвятить себя литературе, но его сбивает с толку демоническая прозападная бабушка.

Горы. Лермонтов влюбляется в свою дальнюю родственницу Катерину Быховец — то есть ее образ ассоциируется у Миши с милым образом Вареньки Лопухиной. Катерина дарит поэту безделушку из золота и делает непристойное предложение. Лермонтов в ужасе бежит.

Горы. Лермонтов, разочарованный и страдающий, ссорится на балу с отставным майором Мартыновым. Мартынов, завидуя таланту и непорочности своего оппонента, провоцирует его на конфликт.

Горы. Дуэль. Лермонтов стреляет в воздух, Мартынов — попадает точно в карман мундира, где Миша берег золотое украшение от возлюбленной Быховец. В результате рикошета Лермонтов получил смертельную рану в бок и погиб невинным. Погиб — так и не познав женщину.

Москва. Варенька Лопухина узнает о смерти Лермонтова и падает в обморок.

Тарханы. Гроб с прахом Лермонтова привозят в семейный склеп. Бабушка встречает посыльных. «Что будем писать на плите? — спрашивают у бабушки. — Мишель?» «Михаил Юрьевич», — говорит бабушка.

Федор Сваровский. «Михаил и Эммануил»

K списку

(Самая Великая Тайна Русской Литературы и Тайный Великий Герой России)

Заявка-синопсис документального или игрового патриотического фильма, приуроченного к 200-летию со дня рождения братьев Лермонтовых

3 октября 1814 года в семье Лермонтовых родился не один сын, а два. Братья были близнецами. Нарекли их Михаил и Эммануил. Однако в истории русской литературы известен только один из братьев — Михаил. Как все мы знаем, после ранней смерти матери Михаил Юрьевич воспитывался бабушкой в с. Тарханы. Но ничего не известно о судьбе другого брата. На самом деле безутешный вдовец Ю.П. Лермонтов не бросил своего единственного ребенка на попечение бабки, но оставил одного из братьев своей теще в утешение. Тогда как своего сына Эммануила он взял с собой и всю свою жизнь посвятил его воспитанию и образованию. Эммануил с детства учился за границей в лучших школах, гимназиях и университетах. Уже к 16 годам он получил магистерскую степень в стенах Сорбонны.

Постоянная удаленность юноши от родных краев развила в нем острую тоску по родине и неистовый патриотизм. Еще в Англии он моментально вступал в поединок с теми, кто шутил по поводу его родины или нации. Именно поэтому, вернувшись домой, Эммануил Юрьевич решил посвятить себя службе отечеству. В Санкт-Петербурге он поступил в Тайное офицерское училище, учрежденное указом государя Александра I, — фактически это была первая в России школа разведки.

Во время учебы Эммануил случайно повстречал брата Михаила, который также получал в столице военное образование. Узнать друг друга помогла их одинаковая внешность, так как к тому моменту Эммануил Юрьевич жил уже под прикрытием и звался Борис Александрович де Кастельбажак. Встреча братьев сыграла особую роль в их биографии. Эммануил уже давно обнаружил в себе склонность к литературе. Он хотел бы публиковать свои произведения, но секретная служба государю не давала ему такой возможности. Однако теперь он легко смог уговорить брата публиковать его стихи под своим именем. Так на небосклоне Русской Литературы появилась новая звезда — Михаил Лермонтов.

Знаменитое стихотворение «Смерть Поэта», написанное Эммануилом после смерти А.С. Пушкина, всколыхнуло общество. Как известно, за это стихотворение М.Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. К тому моменту истинный автор мятежных строк уже несколько месяцев как находился с разведывательным заданием государя в Гималаях и не мог принять вину на себя, не раскрыв тайной операции. Благородный же и братолюбивый Михаил Лермонтов взял всю вину на себя и поехал на фронт.

Михаил Лермонтов был талантливым художником и проявил себя отчаянным храбрецом. Однако все до последней строчки, опубликованное под его именем, было творчеством Э.Ю. Лермонтова.

Для того чтобы скрыть род своей истинной деятельности, Эммануил Лермонтов описывал в произведениях совершенно иные реалии и места, нежели те, что представали его взору. Например, действие знаменитой повести Лермонтова «Тамань» в реальности разворачивалось в Махараштре, на побережье Аравийского моря. А кавказский антураж других частей «Героя нашего времени» — это на самом деле замаскированная жизнь британских офицеров и знати в летней столице Индийского королевства Шимле.

Все знают, как закончилась жизнь М.Ю. Лермонтова. Но никому, кроме экспертов, неизвестно, как погиб Эммануил Юрьевич. А случилось это в то же самое время, в тот же самый момент, когда под проливным дождем на горе Машук пуля пробила грудь Михаила Юрьевича. Эммануил Лермонтов погиб в схватке с полковником британской разведки Адамом Куком.

Всем известна придворная сцена, случившаяся после того, как государь Николай I узнал о смерти М.Ю. Лермонтова. Царь произнес в сердцах: «Собаке — собачья смерть». Император очень любил Эммануила Лермонтова и всегда плохо переносил его брата Михаила. Сестра государя Мария Павловна смутилась от этих слов и отозвала императора в соседнюю комнату. После недолгого разговора царь вышел и сказал собравшимся: «Мы потеряли того, кто мог бы заменить нам Пушкина». Все подумали, что под воздействием слов сестры император изменил мнение о покойном М.Ю. Лермонтове. На самом же деле в тот момент, когда император с сестрой удалились, пришло известие о гибели Эммануила Юрьевича. Мария Павловна, знавшая тайну братьев, рассказала царю, что мастером слова был не кто иной, как любимый государем Эммануил Юрьевич. Растроганный Николай I вышел и от всего сердца поведал о смерти того, кто мог бы заменить Пушкина, — героя-разведчика и одного из величайших писателей России Эммануила Юрьевича Лермонтова.

Как известно, изначально Михаила Юрьевича похоронили в Пятигорске, а уже через несколько месяцев его прах перевезли в с. Тарханы. Но мало кто знает, что останки Эммануила Юрьевича захоронили в уже опустевшей могиле брата его Михаила. Так что прах знаменитого русского поэта и писателя покоится на Кавказе.

Юрий Клавдиев. «Две дуэли»

K списку

Лермонтов накануне второй дуэли. Ночь перед рассветом. Он курит трубку за трубкой, вспоминая последний ночной рейд, сабельную атаку, выстрелы в упор из пистолетов и карабинов. Он вспоминает, как был сброшен арканом с коня, как бился с противником ножами в холодных ночных камнях.

Лермонтов вызывает адъютанта и идет прогуляться вдоль позиции. Тут и там горят костры, на них фермеры штата Нью-Йорк готовят пищу. Лермонтов командует летучим отрядом конных разведчиков, он навещает своих людей, расквартированных во временно отвоеванной у правительственных войск деревне. Их несколько — индеец, бесшумный спивающийся скаут. Африканец, прекрасно ездящий верхом и бросающий мачете. Двое проповедников-близнецов, богов винтовочного боя из Ганновера. Однорукий стрелок-техасец, опустошающий барабаны трехствольного револьвера со скоростью пулемета. Ниндзя-изувер, уверяющий всех, что он — ронин. И он, Лермонтов.

Их всегдашний вечерний ритуал — собираться вместе и читать небольшие стихотворения. Каждый свое, на своем языке. Последним читает Лермонтов, вспоминая, как он уезжал из Петербурга в последний раз. Почти бежал. Когда был поставлен перед выбором — или тюрьма, или на Кавказ. На этот раз — в самое пекло.

Лермонтов решительно отказывается воевать против самоопределяющегося кавказского народа. Еще в первую командировку он убедился, что военными мерами Кавказ не сломить, а значит — нужно искать способы жить в мире. Он, насмотревшийся в свете на низкопоклонство ради власти и богатств, предпочитает путь воина. Лермонтов бежит из России сражаться в Америку, где разгорается противостояние между свободными фермерами и коррумпированным правительством. Свет отворачивается от него, но Михаилу плевать. Байрон, он уверен, поступил бы так же.

Байрон... Это слово не сходило с языка его, когда он, как и половина Москвы, был влюблен в Вареньку Лопухину. Только ей он скажет, куда он уезжает, только она одна придет его провожать.

Их роман начался, когда Лермонтову было 17, а ей — 16. Ее одну он будет любить всю жизнь.

Лермонтов точит саблю и упражняется с ней во дворе. Возможно, и под дождем. Нет никаких доказательств того, что дождь не мог тогда идти. Под навесом сидит и курит трубку. Один. Восходит солнце.

Как тогда, когда он в первый раз пришел к Вареньке Лопухиной на балкон, читать первые сочиненные в ее честь стихи. Классика жанра — влюбленные дети, несогласный отец, предательство лучшей подруги Лермонтова Марии, которая сама тайно в него, Лермонтова, влюблена. Поэт тяжело переживает невозможность свадьбы. А тут еще сын французского посланника, тоже влюбленный в Лопухину, вырывает из альбома своей сестры эпиграмму Лермонтова на совсем другую девушку и подсовывает Лопухиной — дескать, писано Лермонтовым про нее. Лопухина видеть не хочет Лермонтова, тот вызывает француза на дуэль и стреляет в воздух. Француз пугается выстрела и стреляет мимо, но сам факт дуэли есть факт. С Лермонтовым проводят разбирательство, он разжалован и отправлен на Кавказ. Как раз оттуда его адъютант, что сейчас при нем и в Америке.

Тогда, в его первую войну, Лермонтову было 23 года. Он был шокирован. Потрясающей красоты природа, скрывающая в себе смерть и опасность. У него развивается интересный роман с местной девушкой. Ночью, как раз когда они условились встретиться, девушку выслеживает отец, Лермонтов вынужден стрелять, девушка без чувств, на выстрел мчится рота казаков-карателей. В селении мало кто выживает. Лермонтов в шоке, он сыт по горло войной и пишет предсмертное стихотворение «Прощай, немытая Россия». Но приходит письмо от Вареньки Лопухиной, и поэт возрождается в любви. Он возвращается в Петербург, мирится с царем, по нему сходят с ума светские львицы — но Лермонтов редко бывает в свете, проводя много времени в путешествиях. И много пишет. Пребывание на Кавказе многое изменило в поэте, он отстаивает право человека на самоопределение, что не находит понимания у чиновников. У всех, кроме министра внутренней безопасности. Тот, будучи чутким аналитиком, прекрасно понимает, что мир сдвинулся. Лермонтов поступает в университет, где на студенческих диспутах одерживает блестящие победы, иногда — в стихах.

Когда убивают Пушкина, он болеет, но находит в себе силы пойти на студенческую встречу, посвященную гибели поэта, и читает там знаменитые стихи. Стихи в списках расходятся по всему Петербургу, и поэт становится опасен. Его вызывает тот самый министр внутренней безопасности, сообщает о том, что поэту предложен выбор — тюрьма или Кавказ. Поэт выбирает Америку.

Лермонтов аккуратно перебирает, укладывая в рундук, свои немногочисленные вещи. Он помнит каждую из них.

Истории о Лермонтове будоражат Петербург почище самих лермонтовских стихов. Его американские приключения становятся основой для многочисленных бульварных романов, сюжетов для волшебных фонарей, его рисуют карандашами с портретов студенты и продают изображения, и они висят в спальнях юных и не очень барышень. Лопухина — в центре внимания хипстерской хроники прекрасного Питера тех лет.

Власти берут в заложники Лопухину. Ее обвиняют в пересылке запрещенных стихотворений поэта и объявляют, что Лермонтов должен вернуться к Новому году. И Лермонтов возвращается.

В последний день, прочитав друг другу последние стихотворения (Лермонтов читает «Новогоднее»), Лермонтов и его летучий отряд идут на штурм загородного имения Лопухиных. В неравной битве отряд Лермонтова убивает всех императорских гвардейцев; некоторые из них являются друзьями Лермонтова. Остается последний противник. Это отставной майор Мартынов. Лермонтов предлагает ему честный поединок на рассвете.

Мартынов убивает Лермонтова.

Валерий Печейкин. «Лермонтов Михаил Юрьевич. Доказательство»

K списку

Вступление

Зима 1840—1841 годов. Санкт-Петербург.

Михаил Юрьевич в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой на Малой Молчановке. Лермонтов говорит, что хочет выйти в отставку и заняться литературным творчеством. Арсеньева выражает серьезную озабоченность по этому поводу. Она все еще видит своего внука военным. Елизавета Алексеевна непреклонна, Михаил Юрьевич тоже. Елизавета Алексеевна настаивает, Михаил Юрьевич не отступает. Елизавета Алексеевна стучит кулаком по столику с маркетри, Михаил Юрьевич встает на корточки и рычит как барс. Елизавета Алексеевна видит, что Михаил Юрьевич достал ятаган. Вот так характер, правда? Так что приписываемая Лермонтову гомосексуальность — ерунда.

Лермонтов принимает волевое решение — отправиться в село при Камско-Воткинском заводе. Почему, зачем, как такое возможно — пока говорить не будем.

Основная часть

Сцена, где Лермонтов в карете. Лошадки бегут, карету потряхивает, но не из-за плохой дороги, а от волнения Михаила Юрьевича — всю свою жизнь он чувствовал предназначение заниматься литературой. Лермонтов сидит в карете и смотрит в окно, отодвинув занавеску мизинцем. «La belle dame sans merci», — бубнит Михаил Юрьевич название баллады Китса, которое можно перевести как «Прекрасная дама, не знающая милосердия». Стал бы он бубнить эти строки, если бы его интересовали господа, а не дамы. Или вот: «Как знать, быть может, те мгновенья, что протекли у ног твоих, я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их?» Тоже явно о женщине.

Лермонтов приезжает в селение Вятской губернии, находит дом начальника сталелитейного завода и стучит в дверь, как демон. Открывает сам хозяин дома и сразу пускает Лермонтова. Важно, чтобы артист отыграл этот момент спокойно, без оценки ситуации. Тогда зритель поверит, что папаша сразу проводит Лермонтова в комнату, где лежит младенчик.

— Это мой второй сын Петр.

— Второй раз получается Петр или второй раз — сын? — спрашивает Михаил Юрьевич, и отец понимает, что этот человек за словом в карман не полезет.

— Ладно, я пойду вниз, а вы делайте с малышом что хотите.

Мальчик растет чрезвычайно музыкальным. Лермонтов, который все это время живет в доме промышленника, говорит, что теперь ему есть «кому руку подать». Они находят друг в друге собеседников, несмотря на разницу в возрасте, несмотря на то, что маленький Петруша может пока говорить только «абдя-бдя-бдяки уга-уга воплебрезк».

Лермонтов и Петя часто прогуливаются вместе. Михаил Юрьевич — ровным военным шагом, заложив руки за спину, а Петруша — ползком. Они оба часто сидят под ракитовым кустом, Михаил Юрьевич делится своими переживаниями, а Петруша вдумчиво возится рядом и все время что-то напевает.

— Знаешь, я часто представлял себе, как не целую мужчин. Например, юнкера Петра Тизенгаузена. По твоим глазам, Петя, я вижу, что тебя это тоже ничуть не интересует.

— Абдя-бдя, — отвечает мальчик.

Никогда еще не было у Лермонтова такого друга. «Золото купит четыре жены, конь же лихой не имеет цены», — шутит поэт. Вместе они начинают читать философа Шеллинга. Однажды Лермонтов наблюдает, как Петруша бегает за пеленкой, словно собака — за своим хвостом. В Михаиле Юрьевиче крепнет убеждение, что существуют не предметы, а отношение к ним. Он вспоминает, как однажды, резко обернувшись, застал за спиной черную, как глаза лезгина, пустоту. Лермонтов вспоминает о родительской ссоре, как на пути в Тарханы отец ударил мать по лицу, когда та приревновала его к бонне сына. «Какие у тебя доказательства? У тебя нет их! Нет никаких доказательств!»

Лермонтов открывает вдруг за древним философом Горгием, что мир непознаваем, что одному человеку не понять другого. Но недолго он барахтается в трясине релятивизма. Объятия маленького Петруши возвращают его к жизни.

— Ни к одному человеку на свете я не испытывал такого полного бесчувствия, как к тебе, — откровенничает Михаил Юрьевич.

— Абдя-бдя... бдя... — в глазах мальчика мерцает ответное ничто.

Заключение

Лермонтов окрылен и полон сил. В 1840—1841 годах он сочиняет все то, что, как считалось, написал раньше. Он выдумывает собственную биографию от начала и до конца. «Какая разница, правда это или нет. Все равно через сто лет уже ничего не докажешь», — говорит он, охаживая Петю веником в бане.

Вдруг входит Дантес в черкесском костюме. Он обзывает Лермонтова и Петрушу солипсистами, стреляет и убивает Пушкина.

Дина Гатина. «Горец»

K списку

Пролог

Так и не сумев оправиться после ранней смерти жены, отец Лермонтова уединяется в своем имении. Детство поэта проходит среди полей и рощ в селе Тарханы Пензенской губернии, которым умело управляет набожная бабушка Елизавета Алексеевна, известная своим добрым отношением к крепостным.

***

Разочаровавшись в университетской жизни, поэт с благословения бабушки поступает в гвардейскую школу, чтобы увидеть настоящую жизнь, которая способна пробудить поэтическое чувство. Пустая праздность и фальшь светского общества претят ему, и, несмотря на оглушительный успех после публикации стихотворения «Смерть Поэта», Лермонтов покидает душную столицу и переводится на Кавказ. Здесь, в еще не тронутом всепроникающей западной культурой горном раю, он пишет свою важнейшую поэму — «Мцыри», герой которой не может быть счастлив чужеземным счастьем и потому выбирает смерть.

Петербург. Спор о национальном достоинстве русских (и Пушкине) с сыном французского посла Баранта Эрнестом кончается дуэлью где-то в районе Черной речки. Барант промахивается, Лермонтов благородно стреляет в воздух.

***

Отступление (флэшбэк и флэшфорвард)

Восторженный посол предлагает Пушкину перевести совместно с ним на французский язык «Капитанскую дочку»; Эрнест Барант одалживает секунданту Дантеса роковые пистолеты...

***

На отдыхе в Пятигорске Лермонтов снова размышляет о ценности семьи для общества, на глазах утрачивающего свои духовные традиции. Михаил вспоминает о далеком шотландском предке — поэте-провидце Томасе Лермонте, его занимает идея воссоздания кланов-тейпов по шотландскому принципу — но на кавказской земле.

Лермонтов выписывает из Тархан пыльный килт прадеда. Но битое молью одеялишко одинаково смешит и ссыльных, и отдыхающих. Терпение поэта заканчивается, когда отставной майор Мартынов случайно наступает ему на подол и вместо того, чтобы извиниться, разражается грубым хохотом.

Новая дуэль. Лермонтов по привычке стреляет в воздух и погибает от пули Мартынова.

В церкви отказываются отпевать мужчину в юбке. Раскаявшийся Мартынов сам срывает килт с умершего друга. Отпевание происходит у края могилы, над хребтами звучит закадровый голос поэта, читающего «Ангела».

Дэн Гуменный, Яна Гуменная. «Куда ведет моя дорога»

K списку

Лермонтов возвращается с Кавказа. В его семье разлад. Отец завел интрижку. Мать уличила отца в измене. Закатила скандал. В гневе отец бьет ее. Сын опоздал и не может защитить мать. Отец уходит. Матери все хуже. Она умирает. Отец не пришел с нею проститься.

Лермонтов отправляется искать отца. Через некоторое время до него доходит слух, что тот уехал в Петербург. В столице Лермонтова принимают старый друг семьи граф Ш. и его молодая супруга Ольга. Ольга вводит Лермонтова в светские круги города. Они сближаются. Лермонтов влюбляется в Ольгу. Признается в любви — она его отвергает.

Время идет. Балы сливаются в карусель. Внезапно умирает старый граф. Лермонтов приезжает поддержать Ольгу. Близость. Похороны. На следующий день Лермонтов приезжает к Ольге. Но та его прогоняет. Он идет забыться в ближайший кабак. Видит там отца. Прячется. Следит за ним. Отец входит в дом Ольги. Целуется с нею. Лермонтов входит и застает их в постели.

Ссора с отцом переходит в драку. Сын вызывает отца на дуэль. Ольга отговаривает Михаила. Утром отец и сын стреляются. Отец стреляет вверх. Сын — в грудь отцу. Ольга остается одна. Лермонтов бежит на Кавказ.

Туда ему и дорога — вздохнет просвещенный Петербург. Туда, где смерть и гордые восточные женщины, где на каждом шагу могилы, но нету могилы матери. Туда, где ждут его новые дуэли, строчки неровным почерком и смерть. Оттуда станет рушиться XIX век. Оттуда начнется закат эпохи. Оттуда Лермонтов уже не вернется...


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241949
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249764
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416411
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420627
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425899
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427235