16 октября 2015Кино
171

Большие и маленькое

Что покажут на фестивале «2morrow Weekend / Короткий метр»

текст: Алексей Артамонов, Максим Семенов
1 из 4
закрыть
  • Сегодня, 16 октября, в московском ЦДК начинается трехдневный мини-фестиваль короткометражного кино «2morrow Weekend / Короткий метр». Кроме нескольких подборок к/м кино («Культовые. Начало», три конкурсных сета, «Прототипы» и программа работ студентов ведущих российских киномастерских) тут покажут и два важных полнометражных фильма: «Брата Дэяна» Бакура Бакурадзе — на открытии фестиваля и «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна — на закрытии (18 октября).

    Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Взорвись, мой город»
    Культовые. Начало

    Если убрать в сторону очевидный педагогический потенциал этой программы, то становится ясно, что просмотр короткометражных работ давно знакомых режиссеров — еще и особый вид удовольствия, который не ограничивается поиском истоков знакомого стиля. Всегда интересно наблюдать за упражнениями больших мастеров в малой форме; также увлекательно наблюдать, как представители «медленного кино» упихивают себя в короткий метр. Порой это формат «Клуба веселых и находчивых»: поскольку короткий метр требует ясной формы и хука в конце, лучше всего на него ложится именно анекдот. Такова, например, ранняя короткометражка братьев Дарденн о телевидении, скорости и эгоцентризме современного мира, не имеющая ничего общего с их знаменитым реализмом и больше всего напоминающая смесь короткого фильма Абдрашитова «Остановите Потапова» и снятой Дрейером в 1948-м экзистенциальной соцрекламы «Они добрались до парома» о фатальных последствиях излишней спешки. В таком же духе выполнена и двухминутная работа Микеланджело Фраммартино о (обойдемся без спойлера) лифте, собаке и поводке.

    Не менее захватывающим выглядит и процесс обретения собственного языка и сущности из хаоса форм, порой очень далеких от тех, что ассоциируются с именами представленных режиссеров. Кто бы мог подумать, к примеру, что contemplative cinema Лисандро Алонсо органично прорастает из зарисовки об аргентинских слакерах в духе Кевина Смита? Или что сюрреализм Цангари изначально был в сто раз больше похож на американский авангард середины века, чем на ее «Аттенберга»? Фильм «Флора» Джессики Хауснер стилистически тоже мало напоминает ее «Лурд» — это абсолютно муратовское по духу кино, снятое в сдержанной брессоновской манере, что только подчеркивает едкость интонации; и все же в этом сардоническом фильме о холодном бесприютном мире угадываются ее будущие работы. Особо ценный артефакт программы — «Третий мир» Апичатпонга Вирасетакуна, рифмующийся с его последним «Кладбищем великолепия», который тоже покажут на 2morrow. Этот черно-белый фильм 1998 года похож на работу Лава Диаса, если бы тот снимал во времена Жана Виго, но это уже конденсированный Апичатпонг: нарратив здесь складывается на границе документального и игрового из пересказанных снов и звуков сельской жизни.

    Еще один важный урок программы — смелость и радикальность, с которыми нужно подходить к созданию первого фильма. Пусть результат будет несовершенен — гораздо важнее громко заявить о себе и манифестировать свое острое зрение. В 13 минутах «Блока “Кента” и пачки кофе» Кристи Пую, этого начисто лишенного романтики оммажа Джармушу в посткоммунистической Румынии, больше безжалостной социальной критики, чем в тоннах более изысканной кинопродукции. Любительский «Цветок» Ларса фон Триера, который он снял в 15 лет, доказывает, что датский режиссер с рождения имел садистические замашки и издевательскую ухмылку на лице. А «Взорвись, мой город» с 18-летней Шанталь Акерман в главной роли, заклеивающей кухонные окна и пускающей газ из всех конфорок, демонстрирует, что и в подростковом возрасте свои идиосинкразии можно и нужно выплескивать с той же решимостью, с которой уходят из жизни в 65.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245243
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246849
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413330
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419785
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423859
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429155
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429824