16 ноября 2015Кино
225

«Ну и время хорошо провел»

Сын Айс Кьюба О'Ши Джексон-младший — о том, как играл своего родного отца в хип-хоп-баойопике «Голос улиц»

текст: Денис Рузаев
Detailed_pictureКадр из фильма «Голос улиц»© Universal Pictures

В российский прокат вышел «Голос улиц» («Straight outta Compton») — один из самых неожиданных блокбастеров года, успех которого в Америке в очередной раз наглядно показывает степень влияния хип-хопа на современную поп-культуру. Фильм Ф. Гари Грея рассказывает историю взлета и распада группы N.W.A, подлинных пионеров гангста-рэпа, вышедшей из лютого лос-анджелесского пригорода Комптона. Пятерка тинейджеров (куда входили нынешние ветераны шоу-биза Доктор Дре и Айс Кьюб) в конце 1980-х с помощью песен вроде «Fuck the Police» и «Straight outta Compton» озвучила гнев и дерзость той черной Америки, которая до этого была в сущности немой. На Америку белую бесцеремонный и провокационный саунд N.W.A. произвел эффект террористической атаки — и, подобно террористам, участники группы даже стали объектами слежки ФБР.

Спродюсированный собственными протагонистами (точнее, теми из них, кто дожил до 2010-х) «Голос улиц» этого нерва, впрочем, по большей части лишен. Фильм Грея — скорее, эффектное упражнение в мифологизации былых достижений, главным из которых оказывается материальный успех (говоря попросту, это кондовый агиографический байопик с типичными для жанра клише — от бодро озвученных хроник трудовых будней до портретного сходства персонажей и сыгравших их актеров). Наиболее сюрреально в кадре выглядит Айс Кьюб, роль которого исполнил его собственный сын О'Ши Джексон-младший. Это мощный, почти спиритический перформанс — представьте себе «Высоцкого», только без единого пикселя компьютерной графики.

ОО'Ши Джексон-младший в фильме «Голос улиц»© Universal Pictures

— Что для вас теперь, после успеха «Голоса улиц», интереснее — рэп или кино?

— Конечно, кино, чувак. Я был потрясен тем, насколько мне все понравилось. Я вообще-то учился на сценариста — но даже представить не мог, что однажды буду играть. А теперь вот сижу, чиллую, читаю сценарии, выбираю следующую роль.

— Каково это — играть собственного отца?

— Мечта, ставшая явью. Отец — мой настоящий герой и всегда им был, он научил меня быть мужиком. Для меня было честью обессмертить его на киноэкране. Ну и время хорошо провел.

— А вообще играть-то вам понравилось?

— Оказывается, я был рожден для этого (смеется)! Мне понравилось все — и читать сценарии, и думать о персонаже, и творить на площадке. Здорово иметь возможность побыть кем-то еще. Это теперь как наркотик для меня, невероятное чувство. Когда включается камера, ты как будто на футбольном поле оказываешься. Твой партнер по сцене может произнести реплику, которой нет в сценарии, — и тебе нужно, не выходя из образа и не показывая вида, на нее ответить. Мощь!

Кадр из фильма «Голос улиц»Кадр из фильма «Голос улиц»© Universal Pictures

— Раз вы учились на сценариста, то должны понимать всю двойственность ситуации. С одной стороны, вот ваш отец, которого вы знаете, с другой — персонаж-функция, Айс Кьюб в версии «Голоса улиц». Вот этот зазор между живым человеком и киногероем — вы о нем размышляли?

— Было дело, да. Это удивительный эффект, конечно. Отца я знаю всю жизнь и всю жизнь за ним наблюдал — и, конечно, мне было легко передать какие-то его привычки и манеры. В то же время мне нужно было их сделать заметнее, более выпуклыми, что ли, — это все-таки художественное кино. Но вообще мне повезло, потому что действие в фильме в основном до моего рождения происходит, отец был моложе, глупее, импульсивнее, и я его таким не знал. Так что был определенный простор для творчества и для воображения.

— Что далось сложнее всего?

— Да все было сложно, что уж говорить. Режиссер сначала собрал нас в импровизированном тренировочном лагере. Это была настоящая учебка. Мы больше двадцати дней там провели. Мне пришлось сбросить вес, помолодеть немного внешне — папе в фильме около 17, а мне уже за 20. Тем более для меня это была первая роль, все было в новинку — и все давалось с трудом. Я занимался с преподавателем актерского мастерства, кучу времени проводил в спортзале, работал над произношением и вокалом. В общем, это со всех сторон был настоящий вызов — но ради семьи я обязан был его принять.

Кадр из фильма «Голос улиц»Кадр из фильма «Голос улиц»© Universal Pictures

— Ваш отец был одним из продюсеров «Голоса улиц». Он как-то вмешивался в съемочный процесс или у Ф. Гари Грея был карт-бланш?

— Он следил за тем, чтобы фильм был достоверен, чтобы рассказанная нами история совпадала с его версией событий. Что касается актерской игры, он не вмешивался. Как только включалась камера, они с Доктором Дре отстранялись. После команды «Мотор» главным на площадке становился режиссер. Конечно, отец давал мне советы по поводу роли: обсуждал со мной отдельные сцены, как можно сыграть тот или другой эпизод, рассказывал, как все было, что он чувствовал, о чем думал. Но все это мы с ним проговорили еще на стадии чтения сценария.

— Фильм как-то изменил ваши отношения с отцом? Поняли ли вы что-то, чего не знали о нем раньше?

— У нас всегда были близкие отношения — и отец всегда сыпал историями о собственной юности, о Комптоне, о N.W.A. Так что я не то чтобы услышал какие-то новые байки. С другой стороны, работа над фильмом сблизила нас еще сильнее. Ну и что сказать… Примерив на себя отцовские кроссовки, я еще сильнее его зауважал. Он же был очень смелым чуваком, не боялся идти против течения, в совсем юном возрасте демонстрировал такие качества, которых у многих людей постарше так и не появилось.

— Вы же сами тоже родились в Комптоне...

— Да, но мы переехали в район получше вскоре после моего рождения, а когда мне было три-четыре года, и вовсе уехали из Лос-Анджелеса и поселились в пригороде неподалеку. Но у меня все равно много друзей оттуда, а у папы их еще больше, конечно. Поэтому для нас было важно показать огромную роль, которую Комптон сыграл в истории музыки, и отдать дань уважения Лос-Анджелесу.

Кадр из фильма «Голос улиц»Кадр из фильма «Голос улиц»© Universal Pictures

— Давайте немного поговорим о рэпе. Почему, например, вы выбрали себе псевдоним OMG?

— Честно говоря, за него я тоже должен в какой-то степени поблагодарить папу. Но вообще-то не он первый меня так назвал. Это мой друган по уличной баскетбольной команде — а я неплохо играю, на самом деле, — когда я сверху ставил, любил во всю глотку заорать: «Oh my goodness, как баскетбольные комментаторы делают. В уличном баскете у всех уважающих себя пацанов есть погоняла — и Oh my goodness стало моим. А потом отец предложил сократить его до OMG и выпустить мой первый микстейп под этим именем. Но вообще я сейчас намерен от него отказаться. Буду дальше под собственным именем записываться — О'Ши Джексон-младший. Ну а что, я, мне кажется, это заслужил. Да это и оригинальнее намного.

— В вашей музыке чувствуется влияние отца, конечно, но далеко не только его. Какие еще рэперы вас вдохновляют?

Lil Wayne — обожаю его, жаль, пока не довелось встретиться лично. Еще Big Sean, Andre 3000, Lupe Fiasco, много кто еще. Но я стараюсь, на самом деле, никому не подражать — иначе никогда не найдешь свой собственный голос.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249403
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416048
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420361
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425595
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426940