В четверг, 31 октября, открывается Большой фестиваль мультфильмов: 300 короткометражек со всего света, 50 оригинальных кинопрограмм, лекции, мастер-классы, детская образовательно-развлекательная площадка и концерт «Старые мультфильмы — новая музыка»… Программный директор фестиваля Мария Терещенко советует, куда, зачем и с кем ходить на БФМ.
С детьми
Кадр из мультфильма «Пиноккио»
На «Фабрику мультфильмов» — чтобы научиться делать мультики из песка, пластилина и различных предметов, рисовать звуком и светом, озвучивать мультфильмы и конструировать оптические игрушки. В десятках разнообразных цехов — «фризлайта», «меловой анимации», «перекладки» — десятки аниматоров и режиссеров нон-стоп в течение всего дня занимаются с посетителями: рассказывают, показывают, рисуют, лепят. Результаты работы будут демонстрироваться на двух церемониях закрытия фестиваля — детской и взрослой.
На программы «Чудище в пруду» и «Братец Зимка», в которых собраны самые новые зарубежные мультфильмы для детей: французско-русская сказка «Морозко», история про добрую ведьму «Место на метле», печальная повесть про монастырское детство «Собака в раю», легенда про одинокого озерного монстра «Чудище в пруду» и рождественская мистерия «Снеговик и снежный пес».
На «Утренник сериалов с какао и булочкой». Здесь можно посмотреть серии из самых новых русских мультсериалов и новые эпизоды из уже знакомых проектов. В программе: «Смешарики», «Маша и Медведь», «Паровозик Тишка», «Алиса», «Летающие звери» и многое другое. А для того чтобы детская радость была полной, БФМ угощает гостей какао с булочкой.
На полнометражный фильм «Пиноккио» — чтобы познакомиться с итальянским Буратино в великолепном графическом исполнении. Режиссер Энцо Д'Ало делал свой фильм более 10 лет, так что эта детская сказка стала для него почти что работой всей жизни.
С родителями
Кадр из мультфильма «Летний кот» по прозе Юрия Коваля
На лекцию «Персонаж как носитель действия», чтобы ублажить слух интеллигентной мамы разумными и тонкими речами гениального режиссера и изысканного философа Юрия Норштейна. Хотя тема лекции и сформулирована специфически профессионально, слушать Норштейна всегда интересно.
На сборник мультфильмов по прозе Юрия Коваля «Листобой». Тончайшая лирика этого автора импонирует не только читателям, но и хорошим анимационным художникам, а потому в программе — множество изящных, тонких, мягких и мастерски сделанных фильмов: «Шатало» Алексея Демина, «Глупая» Екатерины Соколовой, эпизоды из мини-сериала «Круглый год» Вероники Федоровой.
С друзьями
Кадр из мультфильма «Конгресс»
На программу студии Toonbox, где будут представлены хиты этой славной компании: «Mr. Freeman», «Куми-куми», «Сказки-потешки».
На полнометражный мультфильм «Конгресс» израильского режиссера Ари Фольмана. После «Вальса с Баширом», открывшего жанр анимационной документалистики, новой работы Фольмана ждали с нетерпением. Поставленный по рассказу Станислава Лема, «Конгресс» наполовину игровой, наполовину мультяшный (мультипликация, надо заметить, в этом проекте куда более развитая получилась, чем в предыдущем). В центре захватывающего сюжета — стареющая актриса Робин Райт, которой студия предлагает сделать ее компьютерного дублера. О странных и пугающих последствиях своего согласия Робин узнает только спустя годы.
С врагами
Кадр из мультфильма «Потребление алкоголя»
На полнометражный фильм «Потребление алкоголя»: пережив вместе просмотр этого сумасшедшего фильма с его безумными персонажами, эксцентричным юмором, дикими текстами и нервной графикой, былые враги определенно забудут все разногласия как незначительные перед лицом такого экзистенциального опыта. События фильма разворачиваются в провинциальном городке под звуки радиопередачи «Уголок садовода», которую спонсирует то местный магазин садомазо, то монастырь, призывающий новых послушниц попробовать себя в карьере монахинь. Тут же рядом местная газета, куда водят школьников смотреть на процессы макетирования и где креативный бильдредактор иллюстрирует статьи про заборы и изгороди криминальными фотографиями. А в домах скрыты от всех смех и горе, слезы и любовь, страсти почти шекспировские и тем более поражающие, чем нелепее они выглядят.
Чтобы посмеяться
Кадр из мультфильма Александра Бубнова «Шерлок Холмс и черные человечки»
На вечеринку Шерлока, где будет представлен (впервые в России) весь комплект иронических мультфильмов Александра Бубнова о Шерлоке Холмсе. Снятая в 2005 году пародия на легендарный советский сериал изображала двух туповатых зануд, которые распутывали убийство одного лорда — на удивление успешно. Теперь же после долгих приключений, о которых Бубнов сам расскажет на премьере, была завершена вторая часть эпопеи — «Шерлок Холмс и черные человечки» — столь же уморительно смешная и бесшабашная. Всем, кто придет на вечеринку в кепи и с трубкой, — вход бесплатный.
На программу «Мультфильмы против спорта», посвященную предстоящей сочинской Олимпиаде. Жанр собранных здесь мультфильмов о спорте варьируется от дружеского шаржа до злобного сарказма, и порой непросто заметить, как одно перетекает в другое. Прыгающий на батуте слон, ныряющие жирафы, пластилиновый бокс, играющие в футбол огурцы — настоящий фейерверк шуток на тему спорта и спортивных состязаний. От советского «Семейного марафона» до нового эстонского псевдоклассицистического издевательства над фитнесом, от синхронно плавающих пикселей до грызунов с олимпийским факелом.
Чтобы поплакать
Кадр из мультфильма «Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла»
На полнометражный мультфильм «Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла»: он такой трогательный, что вряд ли оставит равнодушным. Маленький мальчик, первые дни в школе, сложности с адаптацией в коллективе, а тут еще… в общем, у Жана необычная семья: папа все время на работе, а мама — путешествует и шлет сыну открытки через его соседку Мишель. Детский и взрослый одновременно, «Моя мама в Америке» — это рассказ о взрослении и о том, как трудно прощаться с фантазиями, защищающими тебя от жестокой реальности.
Чтобы подумать
Кадр из мультфильма «Игры подсознания»
На программу «Игры подсознания» из блока «Победители». Призовые зарубежные фильмы, попавшие в эту программу, — это образцы нового анимационного психологизма. Авторы исследуют сознательное и бессознательное, подсознание и надсознание, коллективное, типичное, архетипичное, частное, общее, родовое, всеми правдами и неправдами стремясь залезть в голову своим героям. Иногда настолько буквально, что действие фильма начинает разворачиваться в мозгу главного персонажа.
На программу «Космический десант дуку», своеобразный спин-офф блока «Победители», включившую современные зарубежные фильмы, заметные и яркие, однако не получившие значительных призов. Некоторые просто еще не успели, поскольку сделаны только что. Другие и не предназначались для фестивалей, как, например, невероятный «джем» «И по сей день», в котором 80 анимационных режиссеров экранизировали устное стихотворение канадца Шейна Койчана. Речь в страстных строфах о школьных издевательствах и о том, какой след они оставляют на жизни человека. Каждый режиссер делал по 20 секунд, и фильм похож на безумное лоскутное одеяло, вместившее в себя огромное количество несчастливых судеб. Тут же в программе: история карго-культа, рассказанная французом Бастьеном Дюбуа, новая интерпретация горьковского «Болеся» словацким режиссером Шпелой Чадеж, невероятная японская абстракция «Ку-ку», шоколадное приношение Тиму Бертону и макабрический репортаж с кладбища домашних животных.
Чтобы поспорить
Кадр из мультфильма «Аменция»
На две программы «Пропущенных фильмов 90-х», состоящих из раритетных русских работ той эпохи. Здесь можно увидеть «Карманника» Аиды Зябликовой, «Аменцию» Сергея Айнутдинова, «Случай» Алексея Туркуса, «Солдата и черта» Наталии Головановой и другие странные, иногда дикие, экспериментальные, авторские, невероятные работы. Этот период в русской анимации вызывает немало споров. Одни называют его годами разрухи, когда отсутствие финансирования и общий кризис в стране чуть не погубили русскую анимацию, другие же считают упущенным шансом, полагая, что именно в те годы царила свобода творчества и мог бы сформироваться новый, самобытный облик нашей анимации. Неудивительно, что довольно быстро эти споры переходят на политику и общую ситуацию в стране.
Вместо музея
Кадр из мультфильма «Игра» Жоржа Швицгебеля
На ретроспективу мультфильмов швейцарского режиссера Жоржа Швицгебеля. Его живописные (действительно написанные акриловыми красками) фильмы — это и впрямь экспонаты для музея изобразительных искусств. В них часто нет ни сюжета, ни морали, а вместо этого — свободный или хитроумно продуманный поток визуальных ассоциаций, зарифмованные формы, танцующая камера, интеллектуальный монтаж, захватывающие метаморфозы и трансформации. 10 ноября на программе будет присутствовать и сам режиссер, который расскажет о своей работе и ответит на вопросы зрителей. А 9 ноября Швицгебель проведет мастер-класс для профессионалов и кинематографистов-любителей, где обещает раскрыть секреты своего невероятного мастерства.
На программу «Рыба из лапши» из блока «Победители». Здесь собраны формальные изыски, визуальные эксперименты и просто красивые мультфильмы. Макаронная анимация и фильм из канцелярских скрепок, репортаж из материнской утробы и игры с комбинацией 2D- и 3D-пространств, абстракции и фильм, нарисованный на стенах домов (при этом автор утверждает, что ни одна стена не использовалась дважды, а для каждого кадра выбиралась новая).
Вместо клуба
Кадр из мультфильма «Атомный лес»
На концерт «Старые мультфильмы — новая музыка». В продолжение прошлогодней акции БФМ, когда группа «Криминальный слон» вживую озвучила немую анимацию, в этом году коллектив Goat's Notes с помощью скрипки, фортепиано, тромбона, кларнета и барабанов будет импровизировать под классику советской анимации. Новый звук получат «Клубок», «Шпионские страсти», «Человек в рамке», «Скамейка», «Окно», «Балерина на корабле» и «Кстати, о птичках». Зрители же смогут по желанию смотреть, или слушать, или танцевать, или делать все это одновременно.
На показ русских сериалов для взрослых. Наконец русских «Симпсонов» и прочих «Южных парков» стало так много, что можно составить целый сеанс. В программе: «Атомный лес», «Валера», «School 13», «Пыхчево», а также разные приятные мелочи вроде пародийных боевиков из картонных трубок от туалетной бумаги: «Забомбленные бомбой», «Неудержимые-3», «Путин мочит».
Вместо чтения ленты Фейсбука
На эксклюзивные лекции по истории анимации. Приглашенный из Швейцарии специалист Рольф Бэхлер расскажет про историю, теорию и практику швейцарской анимации, ее труды и дни, проблемы и эстетические открытия. Великолепный киновед и историк кино Николай Изволов проанализирует историю рисованного звука в СССР, объяснит, как авторы научились вручную рисовать звук на пленке, какие выработали методики и к какой музыке это привело. А медиаархеолог Федор Михайлов поведает об истории оптических игрушек и о том, как родилось кино из разных волшебных фонарей и зоопраксископов.
За старым добрым
Кадр из мультфильма «Маугли»
На «Маугли» Романа Давыдова. Показ полной версии этого культового мультфильма проходит по случаю 100-летия со дня рождения режиссера. На этой истории о том, что даже закон джунглей перестает действовать рядом с истинной дружбой, чистотой помыслов и честностью, выросло несколько поколений советских детей. Фильм был растаскан на цитаты — «Мы с тобой одной крови», «идите ко мне, бандерлоги», — которые и сегодня не забыты, что является не единственным, но очередным доказательством непреходящей актуальности этой работы.
На программу In Memoriam — прекрасную, хоть и печальную, — которая собирает фильмы ушедших в минувшем году мастеров. На этот раз в списке «Мама для мамонтенка» (аниматор Светлана Сичкарь), «Возвращение блудного попугая — 2» и «Дереза» (режиссер Александр Давыдов) и, как это ни прискорбно, «Каникулы Бонифация» и «Топтыжка», ибо в минувшем с прошлого БФМ году из жизни ушел патриарх русской анимации, замечательный режиссер и учитель Федор Хитрук.
За новым злым
Кадр из мультфильма Коджи Ямамуры «Метафизика ребенка»
На программу «Демоны» из блока «Победители». У этой программы даже название недоброе, а уж мультфильмы — и того хуже: никаких сентиментальностей и моралите, ничего милого и трогательного, в общем, современное искусство, предлагающее вместо прекрасного и вечного испорченные фотографии с пекинской помойки, «Царя Эдипа» на птичьем дворе, пиксиляцию про мебель, бегающую по деревне, историю про рыбовидного мальчика-фрика и музыкальный клип с чертовщинкой, нарисованный на виниловых пластинках.
На ретроспективу Кодзи Ямамуры. Этот японец уже не нуждается в представлении. Инициатор новой волны японской авторской анимации, первый номинант на премию «Оскар» в категории «короткометражная анимация» от своей страны, учитель, воспитавший уже десятки талантливых последователей. В кинопрограмме Ямамуры: экранизация Франца Кафки с японским акцентом, расчлененное по Майбриджу (изобретатель зоопраксископа) время, препарированное детство, история про человека с вишневым деревом на голове и недетская сказка про всепожирающую любовь.
За «не понимаю, чего хочу»
Можно пойти на программы студенческой анимации из Израиля, Финляндии и Тайваня. Собранные в них фильмы не то чтобы были совсем «не пойми чем», но как их классифицировать — непонятно. Горячий финский юмор, галлюцинаторные тайваньские фантазии и незамысловатые эксперименты израильских студентов свежи и неординарны, а потому наверняка найдут своих рьяных поклонников.
Или, чтобы не рисковать, на две программы O!pla. Этот уникальный зрительский фестиваль проходит в Польше, и призеров на нем выбирают зрители. Так что фильмы из этих программ прошли самый тщательный отбор в пять тысяч глаз и уж точно не подведут.
Понравился материал? Помоги сайту!