Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868В четверг, 31 октября, открывается Большой фестиваль мультфильмов: 300 короткометражек со всего света, 50 оригинальных кинопрограмм, лекции, мастер-классы, детская образовательно-развлекательная площадка и концерт «Старые мультфильмы — новая музыка»… Программный директор фестиваля Мария Терещенко советует, куда, зачем и с кем ходить на БФМ.
На «Фабрику мультфильмов» — чтобы научиться делать мультики из песка, пластилина и различных предметов, рисовать звуком и светом, озвучивать мультфильмы и конструировать оптические игрушки. В десятках разнообразных цехов — «фризлайта», «меловой анимации», «перекладки» — десятки аниматоров и режиссеров нон-стоп в течение всего дня занимаются с посетителями: рассказывают, показывают, рисуют, лепят. Результаты работы будут демонстрироваться на двух церемониях закрытия фестиваля — детской и взрослой.
На программы «Чудище в пруду» и «Братец Зимка», в которых собраны самые новые зарубежные мультфильмы для детей: французско-русская сказка «Морозко», история про добрую ведьму «Место на метле», печальная повесть про монастырское детство «Собака в раю», легенда про одинокого озерного монстра «Чудище в пруду» и рождественская мистерия «Снеговик и снежный пес».
На «Утренник сериалов с какао и булочкой». Здесь можно посмотреть серии из самых новых русских мультсериалов и новые эпизоды из уже знакомых проектов. В программе: «Смешарики», «Маша и Медведь», «Паровозик Тишка», «Алиса», «Летающие звери» и многое другое. А для того чтобы детская радость была полной, БФМ угощает гостей какао с булочкой.
На полнометражный фильм «Пиноккио» — чтобы познакомиться с итальянским Буратино в великолепном графическом исполнении. Режиссер Энцо Д'Ало делал свой фильм более 10 лет, так что эта детская сказка стала для него почти что работой всей жизни.
На лекцию «Персонаж как носитель действия», чтобы ублажить слух интеллигентной мамы разумными и тонкими речами гениального режиссера и изысканного философа Юрия Норштейна. Хотя тема лекции и сформулирована специфически профессионально, слушать Норштейна всегда интересно.
На сборник мультфильмов по прозе Юрия Коваля «Листобой». Тончайшая лирика этого автора импонирует не только читателям, но и хорошим анимационным художникам, а потому в программе — множество изящных, тонких, мягких и мастерски сделанных фильмов: «Шатало» Алексея Демина, «Глупая» Екатерины Соколовой, эпизоды из мини-сериала «Круглый год» Вероники Федоровой.
На программу студии Toonbox, где будут представлены хиты этой славной компании: «Mr. Freeman», «Куми-куми», «Сказки-потешки».
На полнометражный мультфильм «Конгресс» израильского режиссера Ари Фольмана. После «Вальса с Баширом», открывшего жанр анимационной документалистики, новой работы Фольмана ждали с нетерпением. Поставленный по рассказу Станислава Лема, «Конгресс» наполовину игровой, наполовину мультяшный (мультипликация, надо заметить, в этом проекте куда более развитая получилась, чем в предыдущем). В центре захватывающего сюжета — стареющая актриса Робин Райт, которой студия предлагает сделать ее компьютерного дублера. О странных и пугающих последствиях своего согласия Робин узнает только спустя годы.
На полнометражный фильм «Потребление алкоголя»: пережив вместе просмотр этого сумасшедшего фильма с его безумными персонажами, эксцентричным юмором, дикими текстами и нервной графикой, былые враги определенно забудут все разногласия как незначительные перед лицом такого экзистенциального опыта. События фильма разворачиваются в провинциальном городке под звуки радиопередачи «Уголок садовода», которую спонсирует то местный магазин садомазо, то монастырь, призывающий новых послушниц попробовать себя в карьере монахинь. Тут же рядом местная газета, куда водят школьников смотреть на процессы макетирования и где креативный бильдредактор иллюстрирует статьи про заборы и изгороди криминальными фотографиями. А в домах скрыты от всех смех и горе, слезы и любовь, страсти почти шекспировские и тем более поражающие, чем нелепее они выглядят.
На вечеринку Шерлока, где будет представлен (впервые в России) весь комплект иронических мультфильмов Александра Бубнова о Шерлоке Холмсе. Снятая в 2005 году пародия на легендарный советский сериал изображала двух туповатых зануд, которые распутывали убийство одного лорда — на удивление успешно. Теперь же после долгих приключений, о которых Бубнов сам расскажет на премьере, была завершена вторая часть эпопеи — «Шерлок Холмс и черные человечки» — столь же уморительно смешная и бесшабашная. Всем, кто придет на вечеринку в кепи и с трубкой, — вход бесплатный.
На программу «Мультфильмы против спорта», посвященную предстоящей сочинской Олимпиаде. Жанр собранных здесь мультфильмов о спорте варьируется от дружеского шаржа до злобного сарказма, и порой непросто заметить, как одно перетекает в другое. Прыгающий на батуте слон, ныряющие жирафы, пластилиновый бокс, играющие в футбол огурцы — настоящий фейерверк шуток на тему спорта и спортивных состязаний. От советского «Семейного марафона» до нового эстонского псевдоклассицистического издевательства над фитнесом, от синхронно плавающих пикселей до грызунов с олимпийским факелом.
На полнометражный мультфильм «Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла»: он такой трогательный, что вряд ли оставит равнодушным. Маленький мальчик, первые дни в школе, сложности с адаптацией в коллективе, а тут еще… в общем, у Жана необычная семья: папа все время на работе, а мама — путешествует и шлет сыну открытки через его соседку Мишель. Детский и взрослый одновременно, «Моя мама в Америке» — это рассказ о взрослении и о том, как трудно прощаться с фантазиями, защищающими тебя от жестокой реальности.
На программу «Игры подсознания» из блока «Победители». Призовые зарубежные фильмы, попавшие в эту программу, — это образцы нового анимационного психологизма. Авторы исследуют сознательное и бессознательное, подсознание и надсознание, коллективное, типичное, архетипичное, частное, общее, родовое, всеми правдами и неправдами стремясь залезть в голову своим героям. Иногда настолько буквально, что действие фильма начинает разворачиваться в мозгу главного персонажа.
На программу «Космический десант дуку», своеобразный спин-офф блока «Победители», включившую современные зарубежные фильмы, заметные и яркие, однако не получившие значительных призов. Некоторые просто еще не успели, поскольку сделаны только что. Другие и не предназначались для фестивалей, как, например, невероятный «джем» «И по сей день», в котором 80 анимационных режиссеров экранизировали устное стихотворение канадца Шейна Койчана. Речь в страстных строфах о школьных издевательствах и о том, какой след они оставляют на жизни человека. Каждый режиссер делал по 20 секунд, и фильм похож на безумное лоскутное одеяло, вместившее в себя огромное количество несчастливых судеб. Тут же в программе: история карго-культа, рассказанная французом Бастьеном Дюбуа, новая интерпретация горьковского «Болеся» словацким режиссером Шпелой Чадеж, невероятная японская абстракция «Ку-ку», шоколадное приношение Тиму Бертону и макабрический репортаж с кладбища домашних животных.
На две программы «Пропущенных фильмов 90-х», состоящих из раритетных русских работ той эпохи. Здесь можно увидеть «Карманника» Аиды Зябликовой, «Аменцию» Сергея Айнутдинова, «Случай» Алексея Туркуса, «Солдата и черта» Наталии Головановой и другие странные, иногда дикие, экспериментальные, авторские, невероятные работы. Этот период в русской анимации вызывает немало споров. Одни называют его годами разрухи, когда отсутствие финансирования и общий кризис в стране чуть не погубили русскую анимацию, другие же считают упущенным шансом, полагая, что именно в те годы царила свобода творчества и мог бы сформироваться новый, самобытный облик нашей анимации. Неудивительно, что довольно быстро эти споры переходят на политику и общую ситуацию в стране.
На ретроспективу мультфильмов швейцарского режиссера Жоржа Швицгебеля. Его живописные (действительно написанные акриловыми красками) фильмы — это и впрямь экспонаты для музея изобразительных искусств. В них часто нет ни сюжета, ни морали, а вместо этого — свободный или хитроумно продуманный поток визуальных ассоциаций, зарифмованные формы, танцующая камера, интеллектуальный монтаж, захватывающие метаморфозы и трансформации. 10 ноября на программе будет присутствовать и сам режиссер, который расскажет о своей работе и ответит на вопросы зрителей. А 9 ноября Швицгебель проведет мастер-класс для профессионалов и кинематографистов-любителей, где обещает раскрыть секреты своего невероятного мастерства.
На программу «Рыба из лапши» из блока «Победители». Здесь собраны формальные изыски, визуальные эксперименты и просто красивые мультфильмы. Макаронная анимация и фильм из канцелярских скрепок, репортаж из материнской утробы и игры с комбинацией 2D- и 3D-пространств, абстракции и фильм, нарисованный на стенах домов (при этом автор утверждает, что ни одна стена не использовалась дважды, а для каждого кадра выбиралась новая).
На концерт «Старые мультфильмы — новая музыка». В продолжение прошлогодней акции БФМ, когда группа «Криминальный слон» вживую озвучила немую анимацию, в этом году коллектив Goat's Notes с помощью скрипки, фортепиано, тромбона, кларнета и барабанов будет импровизировать под классику советской анимации. Новый звук получат «Клубок», «Шпионские страсти», «Человек в рамке», «Скамейка», «Окно», «Балерина на корабле» и «Кстати, о птичках». Зрители же смогут по желанию смотреть, или слушать, или танцевать, или делать все это одновременно.
На показ русских сериалов для взрослых. Наконец русских «Симпсонов» и прочих «Южных парков» стало так много, что можно составить целый сеанс. В программе: «Атомный лес», «Валера», «School 13», «Пыхчево», а также разные приятные мелочи вроде пародийных боевиков из картонных трубок от туалетной бумаги: «Забомбленные бомбой», «Неудержимые-3», «Путин мочит».
На эксклюзивные лекции по истории анимации. Приглашенный из Швейцарии специалист Рольф Бэхлер расскажет про историю, теорию и практику швейцарской анимации, ее труды и дни, проблемы и эстетические открытия. Великолепный киновед и историк кино Николай Изволов проанализирует историю рисованного звука в СССР, объяснит, как авторы научились вручную рисовать звук на пленке, какие выработали методики и к какой музыке это привело. А медиаархеолог Федор Михайлов поведает об истории оптических игрушек и о том, как родилось кино из разных волшебных фонарей и зоопраксископов.
На «Маугли» Романа Давыдова. Показ полной версии этого культового мультфильма проходит по случаю 100-летия со дня рождения режиссера. На этой истории о том, что даже закон джунглей перестает действовать рядом с истинной дружбой, чистотой помыслов и честностью, выросло несколько поколений советских детей. Фильм был растаскан на цитаты — «Мы с тобой одной крови», «идите ко мне, бандерлоги», — которые и сегодня не забыты, что является не единственным, но очередным доказательством непреходящей актуальности этой работы.
На программу In Memoriam — прекрасную, хоть и печальную, — которая собирает фильмы ушедших в минувшем году мастеров. На этот раз в списке «Мама для мамонтенка» (аниматор Светлана Сичкарь), «Возвращение блудного попугая — 2» и «Дереза» (режиссер Александр Давыдов) и, как это ни прискорбно, «Каникулы Бонифация» и «Топтыжка», ибо в минувшем с прошлого БФМ году из жизни ушел патриарх русской анимации, замечательный режиссер и учитель Федор Хитрук.
На программу «Демоны» из блока «Победители». У этой программы даже название недоброе, а уж мультфильмы — и того хуже: никаких сентиментальностей и моралите, ничего милого и трогательного, в общем, современное искусство, предлагающее вместо прекрасного и вечного испорченные фотографии с пекинской помойки, «Царя Эдипа» на птичьем дворе, пиксиляцию про мебель, бегающую по деревне, историю про рыбовидного мальчика-фрика и музыкальный клип с чертовщинкой, нарисованный на виниловых пластинках.
На ретроспективу Кодзи Ямамуры. Этот японец уже не нуждается в представлении. Инициатор новой волны японской авторской анимации, первый номинант на премию «Оскар» в категории «короткометражная анимация» от своей страны, учитель, воспитавший уже десятки талантливых последователей. В кинопрограмме Ямамуры: экранизация Франца Кафки с японским акцентом, расчлененное по Майбриджу (изобретатель зоопраксископа) время, препарированное детство, история про человека с вишневым деревом на голове и недетская сказка про всепожирающую любовь.
Можно пойти на программы студенческой анимации из Израиля, Финляндии и Тайваня. Собранные в них фильмы не то чтобы были совсем «не пойми чем», но как их классифицировать — непонятно. Горячий финский юмор, галлюцинаторные тайваньские фантазии и незамысловатые эксперименты израильских студентов свежи и неординарны, а потому наверняка найдут своих рьяных поклонников.
Или, чтобы не рисковать, на две программы O!pla. Этот уникальный зрительский фестиваль проходит в Польше, и призеров на нем выбирают зрители. Так что фильмы из этих программ прошли самый тщательный отбор в пять тысяч глаз и уж точно не подведут.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244868Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246431Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413024Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419513Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420182Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422835Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423591Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428762Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428898Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429551