17 февраля 2016Литература
101

Реальность и норма

Российская цензура напала на один из наиболее востребованных поп-феноменов 2015 года

текст: Илья Данишевский
Detailed_picture© vk.com

Год назад я прочитал одну из самых популярных и плохо написанных книг русского интернета. Сегодня пришлось о ней вспомнить: текст Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства» уже прочитали 5,5 млн человек в интернете и 100 000 на бумаге; сейчас Роспотребнадзор принял решение об изъятии книги из ряда книжных магазинов в России за нарушение возрастных маркировок издания. Пропаганда суицида, алкоголь, секс — этого ничего нет, но оно почему-то появляется снова, снова и снова; запретить и на пару минут восстановить иллюзию того, что всего этого все же не существует.

Весь советский арсенал контроля медленно сливается с окружающей средой, становится ее частью. Доносы, самоцензура, регламентация речи. Можно написать кляузу на популярный паблик «ВКонтакте», книгу или артхаусное кино. Официально все еще разрешено говорить что угодно, но уже с поправкой — не всегда, не везде и не всем. Уже вошло в обиход «ой, слишком политично/радикально/жестковато…», и, кажется, мало кто задумывается о логичном продолжении данной парадигмы мышления.

Разрушив институты репутации, государство призывает моральных авторитетов под разрастающийся свод законов. Вот сегодня «моральный авторитет» признал, что книгу для подростков нельзя читать подросткам. Лишь достигнув заветного совершеннолетия, получаешь разрешение государства на знание о существовании суицида, добрачного секса, наркотиков, гендерного неравенства и насилия. Это некий фронтир, за который наконец вышло столкновение культуры и «цензурирующего» органа, — на сей раз нападению подвергся один из наиболее востребованных поп-феноменов 2015 года.

Текст написан несовершеннолетним автором в жанре «подростковой революции», и — важно — это плохой текст, рассматривать и отстаивать его культурную ценность невозможно. Зато важным оказывается голос поколения, существующего в стерильном пространстве всесторонней цензуры с одной стороны и наработанного инструментария контркультуры с другой. Логичным способом сопротивления «суррогату» пропаганды телеканалов и безразличия окружающей среды становится как раз этот инструментарий.

В своем роде это история «Детей-404» в иной плоскости, запрет на актуализацию проблемы подростка голосом подростка.

И вот мы имеем дело со средой, голос которой отражает автор; издательством, банально отвечающим на потребности среды в актуальности и информации; родительским сообществом, пытающимся не только закрыть глаза на проблемы подростка, но и заставить самого подростка отказаться от слова до наступления волшебных восемнадцати (и тогда, конечно, все мгновенно станет совсем другим). То есть молчанием и принуждением к молчанию совершается профессиональное преступление. Для эффективности привлекают Роспотребнадзор (готовый служить богоугодному делу цензуры по первому свисту), Роспотребнадзор, в свою очередь, — экспертное мнение (сомнительное? обоснованное? — хоть какое-то, как получится, а получается каждый раз по-разному), далее происходит давление мнением на точки продажи. И тогда взрослые снова смогут спать спокойно — их дети больше не узнают о сексе и существовании алкоголя: ведь всем известно, что причиной алкоголизма и причиной школьной травли являются книги.

Если обучить себя языку цензора и допустить, что мы понимаем, что же такое «пропаганда» (на самом деле — нет), обнажается еще одно противоречие: все привлеченные к книге ридеры и профессиональное сообщество практикующих психологов легко доказывают, что фабула не содержит элементов, оправдывающих или поощряющих суицид несовершеннолетних. Впрочем, важно, что суицид — это реакция (реакции невозможно пропагандировать), и мы хорошо знаем, как называются государства, регламентирующие реакции своих граждан. И — банально — книга как раз про то, как от реакции перейти к собственноручно организованному спасению. Она — про пассивность реальности, ее глухоту к проблеме подростка и к потребности подростка самому разобраться и «вытащить себя за шкирку», и, вероятно, пятимиллионная аудитория обращается к этому тексту не за художественной ценностью, а как раз за рецептом и мотивацией.

Там, где логичным был бы пересмотр возрастных маркировок под «реальность», реальность снова пытаются сузить до государственно приемлемой нормы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249357
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415996
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420321
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425557
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426897